1-я партия
Николай Карполь. Пожалуй, нет никого в мире волейбола, кто относился бы равнодушно к этому человеку. Его или обожают, или ненавидят. Первых, конечно же, намного больше. И это неудивительно. Он, приняв свердловскую "Уралочку" в 1970 году, за 8 лет прошел с ней путь от первой лиги первенства СССР до лучшего клуба страны и Европы. Сборная СССР под его руководством дважды выигрывала золотые медали Олимпиад. Ему удалось создать в Екатеринбурге уникальную систему подготовки волейболисток мирового класса, во многом благодаря которой Россия входит в число сильнейших команд мира. Недавно великий тренер побывал в нашей редакции.
Вопросы читателей
В ПОЛИТИКЕ НЕ БУДУ НИКОГДА
— Николай Васильевич, я Соколова Ирина из Москвы. Хочу задать вам вопрос. Со стороны кажется, что у вас в команде просто железная дисциплина. Как вам удается этого добиться, ведь вы тренируете женщин, а они по своей природе менее организованны, чем мужчины?
— Я бы не сказал, что у нас дисциплина прямо-таки стальная, может быть, несколько выше, чем в других командах. Но, кстати, дисциплина в азиатских сборных — это Япония, Китай, Корея — просто на порядок выше. Мы же даем девочкам достаточно свободы, в конце концов все они взрослые люди и сами понимают, что можно, а что нет.
— Но все-таки тяжело работать с женским коллективом?
— (Улыбается). Тяжело - это не то слово. Очень тяжело!
— Николай Васильевич, это Леонид Романов, я сам с Урала, но сейчас нахожусь в Москве. Люди такого масштаба, как вы, очень часто становятся желанными объектами для политиков. Их пытаются привлечь на свою сторону, включить в различные партийные списки, в конце концов просто использовать имя для привлечения внимания к тому или иному движению. Как вы к этому относитесь и бывали ли у вас подобные случаи?
— Я еще в советское время даже был депутатом областного Совета. Но это было не столько политикой, сколько представительской работой. Тогда выдвигали знаменитых бригадиров, артистов, спортсменов. И тренеров тоже. А в современных условиях я в политике не был и никогда не буду.
— Для вас это категорически неприемлемо?
— Каждый должен заниматься своим делом.
— Большое спасибо! Успехов вам и "Уралочке"!
ВЫХОДНЫХ У ТРЕНЕРА НЕ БЫВАЕТ
— Николай Васильевич, здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Рожнов. Как вы считаете, в этом году "Уралочке" кто-нибудь сможет оказать сопротивление в первенстве страны?
— Главным соперником "Уралочки" будет команда "Аэрофлот-Малахит".
— А почему? Ведь у вас в составе такие замечательные волейболистки, как Любовь Шашкова-Соколова, а против лома, как говорится, нет приема. Думаю, что никто не сможет противостоять "Уралочке".
— Я думаю, что смогут. Люба Шашкова-Соколова, которую вы так почитаете, может и не участвовать в чемпионате. Сейчас у нее болит нога, возможна операция. У других спортсменок также могут быть различные обстоятельства, из-за которых они не примут участия во многих матчах. Однако в первой команде у нас очень сильный состав. Будут играть Артамонова, Гамова, Тищенко, Беликова, Морозова. Но и в команде "Аэрофлот-Малахит" играет немало опытных мастеров. Например, Сафронова, Горшкова, Гурьева, Чуканова, Плотникова. Они обязательно окажут нам сопротивление.
— Николай Васильевич, здравствуйте! Меня зовут Сергей Иванов. Вы не могли бы описать свой рабочий день, ведь вы совмещаете должности тренера и вице-президента федерации волейбол?
— В первую очередь я все-таки тренер. Тренер клуба и тренер сборной. Мой рабочий день начинается с 9 часов, а иногда и с 7 утра.
— А когда же тогда встают спортсменки?
— В 6.30. А в 7 уже первая тренировка. С 11 вторая тренировка и с 17 до 19 — третья. Это во время сборов, летом. А в обычном режиме мы работаем два раза в день. Утром с 9 до 11 и вечером с 17 до 20 часов. Мы тренируемся 5-6 раз в неделю, у нас нет четкого выходного дня, он у нас скользящий. Мы работаем циклами, в зависимости от состояния игроков. А в Екатеринбурге, где я слежу сразу за несколькими командами, мой рабочий день начинается в 9 утра и заканчивается не раньше 9 вечера.
— У вас вообще бывают выходные?
— Практически нет.
— А у девочек?
— У них, конечно, есть дни отдыха.
— Здравствуйте! Это Марина и Наташа, мы из Домодедовского района. Как вы относитесь к тому, что на телевидении сейчас почти не показывают волейбол?
— Отношусь я к этому отрицательно. Мы стараемся сделать все, чтобы волейбол снова появился на экранах телевизоров. Главным препятствием к этому является то, что игры первенства России проводятся в небольших залах, откуда очень трудно организовать трансляцию. Но мы надеемся, что клубы сумеют решить эту проблему, и тогда телевидение вновь покажет игры ведущих волейболисток мира, которые собраны в наших командах.
ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я МОГ ПРИНЯТЬ МУЖСКУЮ СБОРНУЮ
— Здравствуйте! Меня зовут Сергей Мацура. Скажите, вы не хотели бы попробовать себя в качестве тренера мужской команды?
— Так получилось, что с 1969 года я работаю только с женским волейболом, с "Уралочкой", и уходить куда-то уже поздно.
— А предложения были?
— Было один раз. Если бы тогда меня поддержали, я бы ушел. В 1992 году, после Олимпийских игр, когда у нас ушли тренеры из мужской команды, я предложил свою кандидатуру на пост тренера мужской сборной. Но тогда решили сохранить женскую команду и не рисковать.
В НАШИ ПОБЕДЫ ВНЕС ВКЛАД ЕЛЬЦИН
— Николай Васильевич, вас беспокоит Марина Исакова. Скажите, вы встречались с Борисом Николаевичем Ельциным? Он оказывал вам помощь, когда возглавлял Свердловский обком партии?
— Да, я, конечно же, встречался с ним. Он не был тем, кого сейчас называют меценатом.
— Но он мог как-то повлиять на судьбу команды, например, сделать так, чтобы кого-нибудь из игроков не забрали в Москву?
— Да, он поддерживал нашу команду. Например, Кириллова не перешла в ЦСКА в 1985 году во многом благодаря его поддержке.
— Добрый день! Это Кристина Ермолаева. Николай Васильевич, вы объездили весь мир. Какие страны произвели на вас наибольшее впечатление?
— Я очень люблю бывать в Хорватии. Мне нравится климат, люди, культура, я думаю, что она очень близка к нашей. Очень нравится их море, чистое, замечательное. Нравится то, что эта страна очень спортивная. Она небольшая, всего 4 миллиона, но добилась больших успехов в футболе, баскетболе, волейболе.
Еще я бы отметил Японию. Мне нравятся люди, как они там трудятся, как живут. На этих островах, чья площадь всего в два раза больше площади Свердловской области, мирно уживаются 120 миллионов человек!
И конечно же я хотел бы отметить Голландию. Я восхищаюсь этой страной и ее людьми, которые половину своей земли отвоевали у моря.
— Здравствуйте, меня зовут Виталий Магай, я программист. Скажите, вы используете компьютеры в своей работе?
— Да, мы одни из первых, кто внедрил компьютерную обработку данных. Сейчас мы можем работать на ноутбуках, а раньше мы получали результаты от огромных вычислительных машин.
— Это Николай Карполь? Вам звонит Разумова Олеся. Я знаю, что многие спортсмены суеверны, а вот вы верите в приметы?
— Не скажу, что я суеверный человек, но какие-то свои "обряды" перед важными встречами исполняю. Например, долго могу носить один, "победный" галстук.
— Добрый день! Меня зовут Виктория Чернова. По каким критериям вы отбираете девушек в свои команды?
— Критерии разные — физические, психические, психофизиологические. Главные конечно же психофизиологические. Сначала я обращаю внимание на то, как человек сложен. Скажем, девочку ростом 160 см я не возьму в команду. Затем идут такие качества, как быстрота, ловкость.
— А что все-таки важнее, характер или физические данные?
— Честно говоря, выбор сейчас не очень велик, поэтому основная задача — строить игры таким образом, чтобы характер влиял как можно меньше.
— Здравствуйте! Николай Васильевич, это Кругляк Михаил из Электростали. Скажите, пожалуйста, вам не хотелось бы иметь в своей команде волейболистку из другой страны?
— Прежде всего у нас нет возможностей. Задача нашего клуба - готовить резерв для нас и для сборной команды. Если это не получается - значит, мы плохо работаем.
— Почему же этого не понимают руководители наших баскетбольных, футбольных клубов?
— Просто я работаю сам на себя.