Вячеслав Чанов: Я - специалист по пенальти
23 октября исполнилось 50 лет бывшему капитану олимпийской сборной СССР, выигравшей отборочный турнир Олимпиады-84, Вячеславу Чанову — одному из представителей славной вратарской династии. Накануне юбилея наш корреспондент беседовал с Вячеславом Викторовичем.
ВРАТАРЕМ СТАЛ ИЗ СКРОМНОСТИ
— Вячеслав, ваш отец в конце 50-х годов был дублером вратаря Владимира Никонорова в знаменитой "команде лейтенантов". Надо полагать, сам Бог дал вам возможность заменить отца в воротах?
— Это только кажется. На самом деле, когда в десятилетнем возрасте я пришел в футбольную школу "Шахтер" в городе Донецке, куда из Москвы переехала наша семья, то хотел играть в нападении — уж во всяком случае, защищать ворота у меня, признаюсь, желания не было. Но тренер, знавший моего отца, сказал: "Слава, забивать мячи могут и малыши, а вот спасать ворота после ударов соперников дано не всем. Ты выше сверстников, поэтому не сомневаюсь в том, что голкипер из тебя получится надежный". А я, вместо того, чтобы возразить, мол, хочу забивать, а не пропускать мячи, застеснялся и из-за своей скромности возражать не стал.
— Но, видимо, позже не пожалели об этом. Ведь неизвестно, какой бы из вас вырос нападающий, а вот вратарем вы стали первоклассным. Вы и в чемпионате мира участвовали. Правда, в Испании вы не сыграли ни одного матча. Наверное, тогда обижались на тренеров?
— На своем примере я лишний раз убедился в правильности слов: "Все, что ни делается, все к лучшему". А относительно моего участия в чемпионате мира я все равно не считаю, что летал в Испанию туристом, — ведь я принимал активное участие в тренировках, помогал готовиться Дасаеву. Не поверите, но я благодарен тренерам, и в первую очередь Константину Ивановичу Бескову, за то, что они так и оставили меня в запасе. Ведь по тогдашнему регламенту участникам чемпионата мира не разрешалось играть в олимпийском турнире, поэтому наши тренеры и решили, что в Испании ворота будет защищать Дасаев, а я должен был подстраховывать его. То есть, повторяю, меня держали в запасе еще и потому, что рассчитывали на мое участие в олимпийском турнире.
Кстати, через четыре года мой брат Виктор оказался в аналогичном положении. Тогда Лобановский дал ему возможность сыграть в одном матче в Мексике, но потом Виктор не смог поехать в Сеул на Олимпиаду и стать олимпийским чемпионом. Я же через год после испанского чемпионата сыграл во всех отборочных встречах Олимпийских игр, и наша команда, а я был ее капитаном, завоевала право выступать в финале Олимпиады в Лос-Анджелесе, где я надеялся исполнить "лебединую песню".
— Однако сыграть вам в Лос-Анджелесе так и не удалось?
— Но это была не наша вина. Путевку в финальный турнир мы завоевали, а вот руководители страны приняли решение бойкотировать Олимпиаду в 1984 году, как за четыре года до этого американцы бойкотировали Олимпиаду в Москве.
ДОЛГОЖИТЕЛЬ В ВОРОТАХ
— А как сложилась ваша жизнь после окончания игровой карьеры?
— Выступать я закончил в 44-летнем возрасте, что, между прочим, почему-то осталось не замеченным любителями статистики. Насколько мне известно, до этого возраста больше никто не играл. А моя карьера футболиста завершилась в Германии. Возможно, я еще поиграл бы год-другой, но после смерти супруги вернулся в Москву. Сначала работал с замечательным человеком и специалистом Сергеем Рожковым в команде "Траско" — был там и начальником, и главным тренером. Затем Александр Тарханов пригласил меня тренировать вратарей в ЦСКА, и я стал первым тренером, работавшим только с вратарями. После этого на несколько лет ушел не только из ЦСКА, но и из футбола — два года работал в строительной фирме, а с возвращением в ЦСКА Павла Садырина вернулся в этот клуб и я. Позже славно поработал и с Олегом Долматовым, под руководством которого армейцы завоевали серебряные и бронзовые медали. Затем новое расставание с ЦСКА, но, правда, в футболе остался: мэр города Реутова и президент местного футбольного клуба пригласили меня создать ДЮСШ. Думаю, дела там у меня складывались неплохо, за два года школа стала своего рода магнитом, притягивающим не только местных ребят, но и мальчишек из Москвы. А недавно получил приглашение в очередной раз вернуться в ЦСКА, стать спортивным директором ДЮСШ. Приглашение я принял не сразу. Раздумывал, наверное, месяца два и только после того, как убедился в том, что новый президент ЦСКА Евгений Гинер не на словах, а на деле заботится об армейской школе, о серьезной подготовке собственного резерва, дал согласие работать в ДЮСШ. Правда, теперь наступил черед проверять уже меня. Но я надеюсь, что испытательный срок выдержу.
ДИНАСТИЮ ПРОДОЛЖАТ ВНУКИ
— В советские времена у наших голкиперов авторитет был высоким, но в последние десять лет он явно упал. На ваш взгляд, это надолго, или все-таки есть надежда на подъем вратарской школы?
— То, что случилось с вратарями — это следствие общего спада в отечественном футболе. Но будем оптимистами. Яркий пример тому — Нигматуллин.
— А кто стоит за ним?
— Мандрыкин, Чичкин, есть перспективные вратари и в юношеских сборных России. Мой оптимизм основывается на том, что с вратарями стали работать специальные тренеры не только в командах мастеров, но и в ДЮСШ, что, кстати, я предсказывал еще десять лет назад. В ЦСКА, например, с юными голкиперами работают Астаповский и я, в "Спартаке" — Дарвин, а до него — Ивакин.
— Помнится, в торпедовской школе играл ваш сын, но на этом и закончилась его вратарская карьера. Что ему помешало?
— Зрение. Мой сын действительно подавал надежды, но неожиданно возникла проблема со зрением, и он закончил с футболом. Не стал футболистом и сын моего брата Виктора, так что нашу вратарскую династию могут продолжить в лучшем случае только внуки. По крайней мере, я надеюсь на это.
— А чем занимается Виктор?
— Бизнесом. Он вместе с родителями живет по-прежнему в Киеве.
— Если не ошибаюсь, в свое время вы установили рекорд по отражению пенальти, который не побит до сих пор?
— У меня пять претензий к статистикам: я отразил 14 пенальти, а не 12, как они пишут. Я и сейчас играю за ветеранов и из пяти пенальти отражаю, как правило, два. Например, первый турнир Стрельцова мы выиграли у команды Украины, потому что пробили лучше послематчевые пенальти, и я отразил два удара.
— Часто общаетесь с бывшими партнерами, тренерами?
— Встречаемся редко, но при случае не прячемся друг от друга.
P.S.
Футбольный праздник в честь юбиляра состоится 27 октября в 10.30 на стадионе ЦСКА имени Г. Федотова. В рамках праздника состоится футбольный матч между командой ветеранов ЦСКА и сборной правительства России и Совета Федераций.
СТАТИСТИКА
Вячеслав Викторович ЧАНОВ
Родился 23 октября 1951 года в Москве. Вратарь. Воспитанник донецкого "Шахтера", где начал играть в 10-летнем возрасте. С 1968 по 1978 год защищал ворота "Шахтера", затем играл в "Торпедо" (Москва) — 1979 — 1984, "Нефтчи" (Баку) — 1985 — 1986, ЦСКА — 1987, команде Западной группы войск — 1988 — 1989, "Оптике" (Германия) — 1990 — 1993. В чемпионатах СССР сыграл 276 матчей, в еврокубках — три матча. В 1981 — 1983 гг. входил в список "33 лучших футболистов СССР". В сборной СССР в 1984 г. сыграл один матч, хотя был запасным вратарем в нашей команде на чемпионате мира-82 в Испании. В 1983 году был капитаном олимпийской сборной и защищал ворота в пяти отборочных матчах Олимпийского турнира. Победитель чемпионата Европы среди студентов, 3-й призер юношеского турнира УЕФА-69. По окончании игровой карьеры работал тренером в командах "Траско", ЦСКА, ДЮСШ города Реутов. Сейчас возглавляет ДЮСШ ЦСКА.