Хит-парад-2001

news

"Гран-при Японии" стал заключительным этапом 52-го чемпионата мира, который был весьма богат на события. И мы решили подвести его итоги с помощью своеобразного хит-парада.

РЕКОРДСМЕН ГОДА

Как и предсказывал "Советский спорт" накануне 52-го первенства мира "Формулы-1", лучшим пилотом сезона стал Михаэль Шумахер. Но то, что знаменитый немец побьет за чемпионат столько рекордов, никто и предположить не мог.

Началось все еще в Австралии, на самом первом этапе. Показав быстрейший круг в гонке, Михаэль вышел в абсолютные лидеры за всю историю "королевских автогонок", обойдя с показателем 42 знаменитого француза Алена Проста. К концу чемпионата у Шумахера стало уже 44 быстрейших круга.

В Венгрии Шумахер-старший вновь подвинул Проста. Немец победил в гонке на "Хунгароринге" и стал недосягаем в борьбе за первенство. Таким образом, Михаэль завоевал свою 4-ю корону. Ровно столько же и у Алена, а впереди только аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, у которого пять титулов.

В Спа снова пало достижение Проста. На этот раз Михаэль одержал рекордные 52 победы. Такое событие уже основательно всколыхнуло "формулические" массы, все-таки выиграть больше всех "Гран-при" — это не шутка! То, что Шумахер (у него уже 53 победы) продержится наверху списка лучших гонщиков как минимум несколько лет, ни у кого сомнения не вызывает, ведь из действующих пилотов более десятка завоеванных "Гран-при" на счету лишь у Мики Хаккинена (20), Дэвида Култхарда и Эдди Ирвайна (по 11).

В Индианаполисе Михаэль обновил еще одно достижение — наибольшее количество очков за сезон. Предыдущий рекорд делили между собой два спортсмена: Найджел Мэнселл (108 очков за 1992 год) и тот же Шумахер, повторивший успех англичанина в прошлом сезоне. На "Гран-при США" Михаэль стал вторым, доведя сумму очков до 113, а в Японии поднял планку и вовсе на заоблачную высоту — 123.

На последней гонке в Сузуке от "Красного барона" вновь "пострадал" Прост. Немец на этот раз превысил рекорд француза по количеству набранных очков за карьеру. У Алена — 798,5, а у Шумахера теперь 801.

В этом сезоне Михаэль установил еще несколько личных рекордов — 11 поул-позишн, 14 подиумов, 13 стартов с первого ряда за чемпионат. Повторил он и свое же достижение по количеству выигранных за сезон "Гран-при" — 9 (ранее в 1995 и 2000 годах). Кроме того, немец является рекордсменом различных стран по количеству побед, поул-позишн, быстрейших кругов в гонке и очков на местных "Гран-при".

Из серьезных вершин помимо рекорда Фанхио по количеству титулов Шумахер не покорил еще достижение Проста по количеству подиумов в карьере (106 у француза и 97 — у немца), а также два рекорда Сенны по числу поул-позишн (65 и 43) и стартов с первого ряда (87 и 72). Впрочем, Михаэль пока не собирается уходить на покой, а значит, в ближайшее время продолжит свое победное шествие.


КОНЮХ ГОДА

Уже в начале сезона стало ясно, что титул лучшего руководителя года достанется Фрэнку Уильямсу. Слишком уж впечатляющим стал прогресс его обновленной конюшни. Альянс "Уильямс — БМВ — Мишлен" вкупе со сладкой парочкой пилотов Ральф Шумахер — Хуан-Пабло Монтойя стал той третьей силой, которая нарушила многолетнюю гегемонию "Феррари" и "Макларена". Самое удивительное, что сэру Фрэнку удалось заставить своих пилотов работать прежде всего на команду, а потом уже на личный результат.

У Фрэнка Уильямса за почти тридцать лет присутствия в "Формуле-1" бывали разные времена: и стремительные взлеты, и горькие падения. Последний настоящий успех его команды был датирован 1997 годом, когда на "Гран-при Люксембурга" победу одержал канадец Жак Вильнев. И с этого момента начался период застоя. "Уильямс" 90-х годов, чаще других завоевывавший Кубок конструкторов, в 1999-м скатился на 5-е место. Ведь с уходом из "Формулы-1" моторостроителя "Рено" сэру Фрэнку два года пришлось довольствоваться клиентскими двигателями "Мекахром" и "Супертек".

Тогда-то гениальный Уильямс чуть ли не с нуля начал создавать базу для будущих достижений команды. Сначала он стал сотрудничать с производителем двигателей концерном БМВ, а в этом году сделал ставку на французских шинников "Мишлен". Кроме того, Фрэнк Уильямс долго и мучительно искал пилотов, способных принести победу. Двукратный победитель серии КАРТ Алекс Занарди так и не смог набрать за сезон ни одного очка. Казалось, дела пошли у юного Дженсона Баттона, однако и он не задержался в команде. Лишь с третьей попытки сэр Фрэнк подобрал все-таки оптимальный состав призовых гонщиков — Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя. Более искушенный в формулических баталиях Ральф поначалу считался первым номером. Однако Хуан-Пабло довольно быстро освоился в новой для себя обстановке, а к концу сезона все уже и забыли, что колумбиец всего лишь новичок "Формулы-1".


РАЗБОРКА ГОДА

В течение этого года страсти не раз кипели как на самих трассах, так и на ближайших подступах к ним. Причем довольно часто вольным или невольным участником стычек и столкновений становился новичок этого года Хуан-Пабло Монтойя, который стал каким-то роковым гонщиком для многих своих соперников по первенству мира "Формулы-1". Колумбиец постоянно попадал в различные передряги, а вот на "Гран-при Канады" разразился настоящий скандал, который чуть было не закончился дракой.

Началось все в пятницу во время свободной практики, когда ехавший позади Жака Вильнева (на фото) колумбиец наскочил на болид канадца. Как утверждал пилот "БАРа", это столкновение повлияло на то, что через пару кругов он не справился с управлением автомобиля и врезался в отбойник. Вначале Жак собирался просто поговорить с Хуаном-Пабло, добиться от него объяснений и, возможно, извинений. После свободной практики на брифинге пилотов выяснение отношений между Вильневым и Монтойей превратилось в оскорбительную разборку. Причем, как рассказывают свидетели, и тот, и другой не скупились на резкие комментарии в адрес оппонента, а южноамериканец в запале даже сказал, что по вине Вильнева уже погиб человек в этом году. После этого Жак схватил Монтойю за грудки и стал его трясти. Их смог разнять лишь директор монреальского этапа Чарли Уайтинг.

Сцена не осталась без внимания, и ФИА строго предупредила дуэлянтов о возможной обоюдной дисквалификации на два этапа в случае, если что-то подобное повторится. Кроме того, в тот же день босс "БАРа" Крейг Поллок имел серьезный разговор с Фрэнком Уильямсом. Как говорят осведомленные источники в "Уильямсе", после этого сэр Фрэнк вызвал к себе Монтойю и строго отчитал его, как школьника.


ГРОЗА АВТОРИТЕТОВ ГОДА

Эта номинация в последнее время как-то ушла в тень, а ведь раньше у Михаэля случались нешуточные сражения и с Дэймоном Хиллом, и с Жаком Вильневым, и с Микой Хаккиненом. В этом же сезоне Шумахеру-старшему никто не противостоял всерьез, кроме Монтойи. Поначалу казалось, что главным конкурентом в борьбе за чемпионство будет Дэвид Култхард, но он был подчеркнуто политкорректен и в открытое противостояние с немцем не вступал. По сути, этот сезон для немца можно было бы даже назвать легкой прогулкой, если бы не постоянное напряжение в отношениях с Хуаном-Пабло. Несмотря на то, что колумбиец в итоге занял лишь 6-е место в сезоне, он был самым неудачным соперником для четырехкратного чемпиона мира.

Впервые колумбиец всерьез показал зубы "Красному барону" в Бразилии. И хотя это происходило в Международный день смеха — 1 апреля, немцу было не до шуток. На старте застрял Мика Хаккинен, и так как его автомобиль стоял в опасном месте, на трассу "Интерлагос" пришлось выпустить "сэйфети-кар". Через круг машина безопасности покинула дорожку, и был дан рестарт. Лучше всех этой ситуацией воспользовался Хуан-Пабло Монтойя. В первом же повороте "Сенна С", желая обойти "Феррари" Михаэля Шумахера, пилот "Уильямса" чуть не вытолкнул немца с трассы и вырвался в лидеры гонки. Позже на итоговой пресс-конференции Михаэль объяснил причину успешного маневра колумбийца особенностью его болида: "Он был гораздо быстрее на длинных прямых. Конфигурация трассы "Интерлагос" такова, что после ухода автомобиля безопасности у идущего вторым гонщика есть время набрать скорость и, попав в "воздушный мешок", обогнать соперника. Монтойя получил эту возможность из-за позднего торможения. Он вытолкнул меня на внешнюю траекторию, и наши болиды даже коснулись друг друга. Я думал, что смогу быстро восстановить свое лидерство, но у меня это не получилось".

Впоследствии колумбиец сошел с дистанции из-за столкновения с "круговым" Ферстаппеном. Но главный поступок колумбиец совершил — показал, что для него нет авторитетов. Даже если это "сам" Шумахер, это еще не означает, что ему нужно кланяться в ножки.

Даже если бы стычка Монтойи и Шумахера была единичным фактом, она бы надолго запомнилась поклонникам "Формулы-1". Но в том-то и дело, что Хуан-Пабло и не собирался останавливаться на достигнутом. Трижды колумбиец опережал четырехкратного чемпиона мира в квалификации, причем в Бельгии это было проделано очень цинично: на любимой немцем трассе "Спа-Франкошам" Монтойя "привез" ему аж 2,6 секунды!


ОБКАТКА ГОДА

Похоже, владелец своей собственной конюшни швейцарец Петер Заубер нашел весьма выгодный способ зарабатывания миллионов. Увидев, как здорово "раскрутился" в "Уильямсе" в прошлом году никому не известный до этого британец Дженсон Баттон, Заубер решил не тратить кучу денег на покупку опытного гонщика и вместо этого взял в команду совсем юного финна Кими Райкконена (на фото). Чего только не пришлось услышать швейцарцу в свой адрес по этому поводу до начала сезона! Большинство специалистов опасалось, что Райкконен, который даже не накатал необходимого количества километро-часов для получения суперлицензии, может стать причиной крупной аварии. Однако Заубер был неумолим, назвав свой выбор рассчитанным риском. "Когда я вижу, какими стремительными темпами приближается Кими к уровню "Формулы-1", — говорил тогда Петер, — у меня захватывает дух. Мы знаем, что для адаптации в высшем свете автогонок финну потребуется время, но его потенциал очень высок, и мы ожидаем от него результата уже в этом сезоне".

Как ни удивительно, но швейцарец оказался настоящим провидцем. Райкконен так здорово провел этот сезон, что многие теперь называют его лучшим новичком года, лучше, чем даже Хуан-Пабло Монтойя. Кими набрал за сезон девять очков, опередив таких асов, как Физикелла, Панис, Ирвайн и Френтцен. Чего ж тогда удивляться, что партнер "Макларена" — "Мерседес" настоял на приобретении в пару к Култхарду этого молодого финна! По некоторым данным, Петер получил от этой сделки около 25 миллионов долларов.


УВОЛЬНЕНИЕ ГОДА

В отличие от прошлого чемпионата нынешний изобиловал отставками и увольнениями. Больше всех переусердствовал Ален Прост, за рулем болидов которого успели попробовать свои силы аж пять пилотов. Самая экзотическая формулировка причин увольнения была у тест-пилота "Ягуара" южноафриканца Томаса Шектера — за аморальное поведение. Интересно, что в этой же конюшне катается главный плейбой "Формулы-1" Эдди Ирвайн, но ирландца вряд ли кто осмелится изгнать из команды, пока он приносит очки в зачет Кубка конструкторов. А вот бразилец Лусиано Бурти покинул "Дикую кошку" как раз из-за отсутствия спортивных результатов. По этой же причине был изгнан из "Проста" аргентинец Гастон Маццакане.

А вот следующая отставка стала уже настоящей сенсацией. Очередной жертвой стал пилот "Джордана" немец Хайнц-Харальд Френтцен (на фото). В пресс-релизе команды, выпущенном в разгар лета, говорилось: "С настоящего момента "Джордан" разрывает свой контракт с Хайнцем-Харальдом Френтценом на чемпионаты мира 2001 и 2002 годов. Во время "Гран-при Германии" в Хоккенхайме его заменит третий пилот команды Рикардо Зонта". Судя по комментариям Эдди Джордана и Хайнца-Харальда Френтцена, во время "Гран-при Великобритании" между ними произошел конфликт, который и привел к разрыву контракта.

Однако Френтцен недолго был безработным. Из-за разногласий с Аленом Простом из конюшни четырехкратного чемпиона мира ушел француз Жан Алези, и уже на "Гран-при Венгрии" его место занял Хайнц-Харальд.


УХОД ГОДА

На эту номинацию претендовали два ветерана "Формулы-1" — Жан Алези и Мика Хаккинен. Но все-таки Хаккинен по совокупности своих заслуг одержал верх. Двукратный чемпион мира принял решение по окончании сезона уйти в творческий отпуск, иными словами, не участвовать в чемпионате мира 2002 года. То, что "Макларен" так долго тянул с объявлением состава пилотов на будущий сезон, настораживало, ведь их главный соперник — "Феррари" давным-давно определился с призовыми пилотами. Все лето в паддоке обсуждали судьбу гонщиков "серебряных стрел". И если в отношении Култхарда все сходились во мнении, что он останется в команде, то с Хаккиненом ничего не было ясно. Затем несколько недель только и говорили о том, что "Макларен" заинтересован в Кими Райкконене и что в новом сезоне молодой финн заменит "старого". Так в итоге и получилось. Накануне "Гран-при Италии" на специально созванной пресс-конференции босс команды Рон Дэннис объявил состав "Макларена" на 2002 год: Дэвид Култхард и Кими Райкконен.

Свой уход из гонок в далеко не пенсионном возрасте двукратный чемпион мира Мика Хаккинен объяснил тем, что он очень устал. Ему необходимо побыть с семьей и "перезарядить свои батарейки". Финна поддержал и Рон Дэннис, который сказал, что это не окончательный уход Хаккинена из спорта, а всего лишь "творческий отпуск": "Вполне возможно, что Мика вернется в гонки в 2003 году, и в этом нет ничего неблагоразумного. Вспомните хотя бы примеры знаменитых чемпионов Ники Лауды и Алена Проста, которые после пропуска сезонов возвращались в гонки и вновь выигрывали первенство".

Михаэль Шумахер, узнав о решении Мики, посетовал, что ему будет не хватать финна на трассе, ведь на протяжении четырех последних сезонов самые захватывающие дуэли у него были именно с Хаккиненом: "Я всегда уважал Мику и считал его равным себе. Надеюсь, он еще вернется". А вот ирландец Эдди Ирвайн из команды "Ягуар" сомневается, что Хаккинен сможет вновь участвовать в "королевских" автогонках: "Люди склонны помнить твою последнюю гонку. Ален Прост ушел и вернулся, но я бы не стал сравнивать Мику с ним. Прост уже тогда был живой легендой, а Хаккинену сильно подпортил репутацию этот сезон".

Новости. Архив