Игорь Дмитриев - борец, педагог и творец судеб

news

Заслуженный мастер спорта Игорь Дмитриев прожил только 56 лет, хотя в детстве гадалка предсказала ему долгую жизнь. Увы, сердце Игоря Ефимовича остановилось в декабре 1997 года в военном госпитале имени Бурденко, где он пролежал более трех месяцев.

Недожил, недоиграл, недопил, недопел — вот о таких замечательных людях, как Дмитриев, когда-то пел Владимир Высоцкий. За годы жизни Игорь Ефимович сделал много доброго и полезного. Он очень любил свою семью — жену Лидию Николаевну и дочь Юлию. Но была у него еще одна страсть, ради которой он готов был принести в жертву даже семейный уют. Это хоккей вообще и его родная команда "Крылья Советов" в частности. Даже после двух нейрохирургических операций он, будучи президентом и главным тренером клуба, испытывавшего финансовые проблемы, организовал предсезонные сборы в Швейцарии и сам полетел проводить их. Игорь Ефимович был оптимистом и не верил в скорую смерть, даже когда жить ему оставалось всего несколько часов: за сутки до последнего вздоха в больничной палате он интересовался у жены, как обстоят дела в команде.

В большой хоккей Дмитриев пришел так же, как и многие московские ребята, выросшие после войны практически на улице, благо спортсооружение "Крылья Советов", принадлежавшее авиационному заводу в районе метро "Семеновская", находилось по соседству с домом Игоря. Детство у него сложилось нелегкое: в 4 года он и сестра Ольга остались без отца, жили они в коммунальной квартире, хотя мать Елизавета Владимировна была председателем завкома авиационного завода и при большом желании могла выбить отдельную квартиру. Но совесть не позволяла ей улучшить жизнь своей семьи за счет других людей. Своих детей она тоже воспитывала честными и справедливыми. Зимой Игорь играл в хоккей, а летом — в футбол; на катке, на футбольном поле он пропадал по несколько часов в день. В большой спорт, в команды мастеров хоккеисты приходят в разном возрасте, но, как правило, дебютируют одинаково — ненадолго появляясь на льду в матчах, где команда либо крупно выигрывает, либо, наоборот, безнадежно проигрывает. Так начинал играть в чемпионате страны и Дмитриев, который сам не запомнил свой первый матч. А вот то, как он закончил игровую карьеру в отечественном хоккее, наверняка надолго осталось в памяти свидетелей его заключительного матча. Было это в мае 1974 года на катке "Сокольники", в финале Кубка страны между "Динамо" и "Крыльями Советов". Основные три периода закончились вничью, а в дополнительное время Игорь Дмитриев обыграл нескольких соперников, вышел один на один с вратарем и послал шайбу в верхний угол ворот. В итоге к золотым чемпионским медалям хоккеисты "Крыльев Советов" добавили и красивый кубок, после чего Дмитриев по настоянию старшего тренера Бориса Кулагина уехал в австрийский клуб "Клагенфурт", где был играющим тренером и три сезона подряд выигрывал чемпионат Австрии. До этого он окончил двухгодичные курсы английского языка и хорошо владел им. Но в Австрии ему понадобился другой язык — немецкий. Он и его быстро освоил. Причем говорил на местном диалекте настолько грамотно, что профессор из венского университета после общения с Дмитриевым не мог поверить, что с ним разговаривал русский. О том, как любили Игоря Ефимовича в Клагенфурте, можно было судить хотя бы потому, что его ежегодно приглашали тренировать либо местный клуб, либо австрийскую сборную, причем с бессрочным контрактом. В день смерти Дмитриева президент Федерации хоккея, член правительства Австрии Дитер Калт в телеграмме соболезнования написал Лидии Николаевне, что весь Клагенфурт скорбит по Игорю, считая его национальным героем.

Игорь Ефимович пришел в хоккей, когда тот был полон тайн. Несмотря на то, что международные встречи становились нормой, главная загадка — как же играют в НХЛ? — еще долго оставалась неразгаданной. Полное представление о профессионалах было получено в СССР в 1972 году, во время первой серии встреч советских и заокеанских хоккеистов. Из скромности Дмитриев не рассказывал о том, как за три года до этого он на себе испытал силу канадских профессионалов. Было это весной 1969 года в турнире на "Приз "Советского спорта". Летом ИИХФ разрешила участвовать в международных соревнованиях профессионалам. И на турнир нашей газеты в Ленинград приехала одна из экспериментальных сборных Канады. Заокеанские хоккеисты громили всех соперников, пока не встретились в решающем матче с "Крыльями Советов". Это было великолепное зрелище, закончившееся, правда, дракой с участием всех игроков. К тому времени канадцы, проигрывая со счетом 1:4, и решили переломить ход матча с помощью кулаков. Но наши ребята не дрогнули, и все зрители увидели, как интеллигентный Дмитриев ударом в челюсть нокаутировал профессионала из Канады.

Игорь Ефимович был однолюбом. Причем это касалось не только жены, но и команды. Сколько раз его приглашали в ЦСКА и "Динамо", обещая место в сборной! Но Дмитриев остался верен родному клубу, и не случайно спустя много лет Анатолий Тарасов сказал ему: "Я виноват перед тобой, Игорек, что в свое время не брал тебя в сборную, — таких умных бойцов мне всегда не хватало". И все же, несмотря на то, что Дмитриев не играл в сборной, не участвовал в чемпионатах мира, он стал заслуженным мастером спорта, а по возвращении из Австрии проявились и его тренерские способности - он вывел в высшую лигу "Ижсталь", а возглавляемые им команды выигрывали молодежное мировое первенство.

Мы не интересовались раньше, был ли Дмитриев религиозным человеком, но не сомневаемся в том, что жил он по заветам Божьим — был очень порядочным, обязательным даже в мелочах, требовательным и к себе, и к людям. Обидно, когда такие люди умирают в расцвете сил. Единственное утешение, что рано они уходят от нас только потому, что сам Бог позвал их к себе.


Вице-президент ФХР Игорь ТУЗИК:

КАПИТАН-ВОЖАК

— Пожалуй, даже в статье на нескольких полосах не расскажешь всего об этом замечательном человеке! Ведь Дмитриев был безгранично предан спорту, хоккею в частности. Он все время боролся в жизни, начиная с юношеских лет. Когда Игорь играл в хоккей за "Крылья Советов", то параллельно учился в МАДИ. Тогда, чтобы выступать за профсоюзные команды, надо было пребывать в вузе с военной кафедрой. Но в том-то и дело, что он там не просто пребывал, а учился, и учился успешно. Игорь всегда возил с собой учебники и на досуге изучал сложные предметы. А когда окончил институт, то стал капитаном "Крылышек". Целеустремленность — вот одна из главных черт Дмитриева!

Как известно, в начале 70-х "Крылья Советов" возглавил Борис Кулагин, который никогда никому не делал поблажек. Помню, в Ессентуках проходили сборы команды. Место находится довольно высоко над уровнем моря, потому и климат там непростой. А тут еще Борис Павлович задал всем приличные нагрузки. Очень тяжело пришлось. Особенно когда бежали кросс. Но первым, как обычно, был Дмитриев. Как и положено капитану. И другие, глядя на него, держались и бежали до конца! Игорь всегда вел партнеров вперед в трудные минуты. Умение терпеть — за это качество Кулагин постоянно опирался на Дмитриева как на одного из надежных помощников. И позднее пригласил его тренером в "Спартак", когда сам принимал команду.

Когда же Игорь вернулся как главный тренер в родные "Крылья Советов", он принялся, по сути, заново восстанавливать коллектив. До самой своей кончины Дмитриев боролся за выживание команды. И за все это время он воспитал немало прекрасных хоккеистов. Некоторые из них входили даже в сборную страны: Немчинов, Хмылев, Пряхин… Особое внимание Игорь уделял школе, поскольку клуб всегда ориентировался на собственных воспитанников. В общем, все говорит о его твердом характере. Он всегда подставлял плечо ударам судьбы, оберегая ребят. Помогал им и по жизни встать на ноги.

Дмитриев от тренера клуба дошел до главного тренера сборной страны. И руководил ею даже после тяжелейшей операции. При нем наша национальная команда играла в атакующий хоккей. Одним словом, таких людей бывает очень мало. Это уникальная личность!


ПРЕЗИДЕНТ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХОККЕЙНОЙ ЛИГИ Г. МОСКВЫ ИГОРЬ ЕСМАНТОВИЧ:

ЧЕЛОВЕК-ОПТИМИСТ

— Помню, на стыке 80-х и 90-х "Крылья Советов" отправились за океан на серию матчей с клубами НХЛ. Мы, игроки, в большинстве своем были тогда 20-летними юнцами. До этого нам приходилось встречаться только с европейскими командами. Но по большому счету шведы, финны и швейцарцы не представляли для "Крыльев Советов" какой-либо сложности, даже если наша команда выступала без "сборников". Ведь, как правило, под Новый год мы выезжали за границу без Пряхина, Немчинова, Харина. "Теслу" даже обыгрывали с Гашеком в воротах на Кубке Шпенглера.

Разумеется, вояж в Северную Америку был нам в диковинку. К примеру, когда перед одним из матчей на льду появился Ги Лефлер без шлема, многотысячная толпа зрителей стала синхронно скандировать его имя, нам стало как-то не по себе. Но Дмитриев, благодаря своим неиссякаемым жизненным силам, был полон оптимизма и уверенности. Он вселил в нас игровой дух, что подчеркивает его умение настраивать хоккеистов на любые матчи. К сожалению, лично я отыграл там не очень удачно, зато такие ребята, как Сергей Золотов, Миша Волков, Юра Хмылев, Игорь Борисков выглядели достойно. И в результате можно сказать, что "Крылья" играли, по сути, на равных с ведущими клубами НХЛ.

Игорь Ефимович вообще относился к той категории тренеров, которые всей душой переживают за хоккей. В начале 90-х у "Крыльев Советов" был тяжелый период. ВИЛС переживал нелегкие времена. Рынок во Дворце только раскручивался и особых доходов не приносил. Другие спонсоры внезапно отвернулись от команды. И однажды "подвисла" поездка в Челябинск на календарный матч чемпионата. Ну не было у команды средств, чтобы туда добраться! И что же вы думаете? Дмитриев взял и продал свою новую "Волгу", чем моментально выправил положение…

Наверное, Игорь Ефимович сыграл немаловажную роль в судьбах многих людей, в том числе и в моей. В 1992 году я уехал в Венгрию, стал там чемпионом, после чего отбыл на четыре года в Японию в роли тренера-консультанта. И тогда встал вопрос, а где работать дальше — в России или за границей? Мне "светили" Швейцария и Австрия. Но Дмитриев настоял на том, чтобы я вернулся в "Крылья" и помогал руководить командой Сергею Котову. Игорь Ефимович знал, что в плане насыщения тренерским опытом работа в родном клубе будет для меня гораздо полезнее. Увы, смерть очень рано отняла его у нас…


ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР СТРАНЫ АНАТОЛИЙ КОСТРЮКОВ:

МОЛОДОЙ, НО ЗРЕЛЫЙ

— Летом 1982 года, когда Дмитриев работал с Кулагиным в "Спартаке", я находился в отпуске — отдыхал в Подмосковье. И вот в один прекрасный день ко мне приезжает бывший арбитр Николай Морозов и говорит: "Анатолий Михайлович, вас завтра утром вызывает к себе Павлов!" Поясню: Павлов тогда был председателем Госкомспорта СССР, а я — старшим тренером Управления хоккея страны.

Приезжаю. Сергей Павлович встречает меня с улыбкой. Спрашивает: "Кого бы вы рекомендовали главным тренером в "Крылья Советов"?" — "Дмитриева, конечно", — отвечаю без раздумий. У меня на этот счет не было абсолютно никаких сомнений. Игорь — грамотный, опытный, порядочный человек. К тому же он был молодым, но уже сформировавшимся тренером. К слову, я ведь сам играл в "Крылышках" со дня основания команды, возможно, еще и поэтому Павлов поинтересовался моим мнением. Наш диалог продолжался всего минуты три, не более — и вопрос был решен. Сергей Павлович снял "правительственную" трубку и доложил министру авиационной промышленности: "Вот тут Кострюков Дмитриева рекомендовал…"

И вскоре Игорь Ефимович приступил к своим обязанностям в родном клубе, причем трудился в нем до самой смерти. Тренер-педагог, интеллигентный, выдержанный. Как жаль, что он слишком рано ушел от нас, - его колоссальный опыт здорово бы пригодился молодежи.


P.S. Сегодня в половине третьего на Ваганьковском кладбище у могилы Игоря Ефимовича соберутся его друзья и близкие. А затем благодаря усилиям ФХР в лице Анатолия Кострюкова, ученика и последователя Дмитриева Игоря Есмантовича и, естественно, руководителей клуба "Крыльев Советов" на Сетуни в 18.15 пройдет матч ветеранов, посвященный памяти этого замечательного тренера и человека, в ходе которого под сводами Дворца будет поднят его именной стяг.

НАША СПРАВКА

Игорь Ефимович ДМИТРИЕВ

19.10.1941 г. — 21.12.1997 г.

ЗМС, ЗТ СССР, нападающий. В 1958 — 1974 — в "Крыльях Советов". Чемпион СССР 1974, 3-й призер чемпионата СССР 1973 г.

В чемпионатах СССР — 430 матчей, 125 голов. В 1983-1997 гг. — главный тренер "Крыльев Советов". В 1987 -1992, 1994, 1996-1997 гг. — тренер сборной страны — чемпиона Европы 1987, чемпиона ЗОИ 1988, чемпиона мира и Европы 1989 г.

Новости. Архив