Бабанов знает меру
Впервые российский альпинист мастер спорта Валерий Бабанов совершил сенсационное одиночное восхождение на центральную вершину массива Меру (индийские Гималаи). В течение последних нескольких лет было свыше 15 попыток восхождения. Все они заканчивались неудачно. Этот факт еще больше подтверждает уникальность экспедиции Бабанова — ведь он совершил спортивный подвиг в одиночку.
До 1993 года одиночные восхождения альпинистов были запрещены нашей федерацией альпинизма. За такую выходку снимали спортивные разряды. Сейчас же в мире есть всего несколько человек, способных совершить одиночные восхождения наивысшей степени трудности. Валерий Бабанов — единственный россиянин в числе сильнейших.
Одновременно с его экспедицией на эту же вершину планировали взойти команды японских и испанских альпинистов. Но и им не удалось побывать на острие "акульего плавника".
ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ ИЛИ НОРМА ЖИЗНИ
— Валерий, отчего именно вы предпочитаете сейчас соло-восхождения? Вам легче сделать всю работу самому, чем с партнером?
— Дело не в этом. Мне кажется, это закономерный процесс роста возможностей человека. С 1993 года совершаю соло-восхождения. В начале девяностых годов с кировчанином Павлом Шабалиным и командой единомышленников осуществляли некоторые свои проекты. Тогда мы даже не подозревали, что где-то уже давно ходят подобными маршрутами и в одиночку, и это не вынужденная мера, а такой стиль восхождения. Десять лет назад я мог и у виска покрутить пальцем, услышав о соло-восхождениях.
— Почему произошел такой переворот в сознании?
— Мне хотелось чего-то еще более сильного, и я начал изучать технику соло-восхождений. В основе всего — психология. В мире круг людей, которые совершают одиночные восхождения высшей категории сложности, очень узок. Далеко не все могут выдержать абсолютное одиночество в экстремальных ситуациях.
Когда ты начинаешь думать об альпинизме иначе, нежели о спорте высоких достижений, то "отодвигаешь планку" своих возможностей. Необходимо сравнивать свой уровень и топ-уровень. И это дает реальное представление о твоих возможностях. И ты начинаешь еще упорнее в этом направлении работать. Конечно, склад характера нельзя сбрасывать со счетов.
— Что вообще является доказательством прохождения маршрута в одиночку?
— Безусловно, основными доказательствами являются фото- и видеоматериалы. Записки на вершинах в Альпах и Гималаях не принято оставлять. Восхождение в Гималаях контролирует офицер связи. В некоторых случаях кто-то снизу наблюдает за твоим восхождением с помощью оптических приборов. Последний способ не всегда возможен из-за рельефа местности.
Мне кажется, многое зависит от человека: захочет он соврать, что он был на вершине или не захочет?!
— Во время восхождения вы общались по рации со своим другом и помощником в базовом лагере альпинистом Игорем Здановичем. Сколько времени вы провели в одиночку на стене?
— Семь дней я был один.
— Что вы чувствуете после такого восхождения?
— Необычные переживания души, замешанные на пережитом чувстве победы и ощущении того, что потеряно что-то такое, к чему стремился. Наверное, на вершине Меру осталась частичка меня. Ведь каждая высота забирает некоторую часть человека, ее покорившую.
ВЫСОТА ВЗЯТА!
— Рубежная отметка для вас была на высоте 5800 метров, именно до этой высоты вы поднялись во время весенней экспедиции на пик Меру. Что особенно поразило во время штурма?
— Красота. Всю ночь я лез по системе ледовых кулуаров, ведущих к снежно-ледовому гребню, соединяющему Меру Центральная и Меру Северная. Первые лучи солнца застали меня на высоте уже свыше 6000 метров. В верхней части, перед выходом на гребень, местами ледовая стена достигала 75 градусов. А сам выход на гребень — это преграда из ажурных снежных карнизов, нависающих над головой и готовых рухнуть в любой момент вместе с тобой. Но и эта проблема была решена в течение нескольких попыток, каждая из которых проходила на грани срыва. К Меру Центральная ведет 45-градусный фирновый склон, налево обрывающийся огромными карнизами, а направо — плавно уходящим в бездну. Я поднимался спокойно, в полный рост, но особо тщательно следил за постановкой "кошек", так как споткнуться здесь не имел права, иначе до низа доехали бы только уши. Подъем от гребня до вершины занял 15-20 минут. На вершину периодически накатывали темные облака, но они уже были не страшны — я стоял на самой макушке Меру Центральная.
— В справочной литературе была указана высота пика Меру — 6500 метров, а ваш альтиметр в часах показал другую высоту. Почему?
— Мои приборы зафиксировали 6310 метров. Как ни странно, высоты всех вершин массива Меру значительно завышены. Когда я спустился, поставил об этом в известность Федерацию альпинизма Индии.
"ЗОЛОТОЙ ЛЕДОРУБ" БУДЕТ В МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ
— Вы собираетесь подать заявку на участие в самом престижном для альпинистов конкурсе "Золотой ледоруб"?
— Меня уже поздравили с успешным восхождением люди, причастные к организации конкурса. В этом году кроме меня будет 5-6 номинантов. Ждать осталось не так долго. В начале января 2002 года во Франции соберутся все претенденты на эту высокую награду.
— Назовите "знаковые" для себя восхождения?
— Первый маршрут высшей категории сложности 6Б мне удалось пройти по северной стене пика Джигит (Тянь-Шань) в 1988 году с командой из Омска. В чемпионате России по альпинизму мы получили четвертое место за это прохождение. На следующий год взошел на первый для себя "семитысячник" — пик Ленина (7134 м).
Переломным этапом был 1990 год, когда проводили отбор в сборную команду СССР для участия в гималайской экспедиции. Сначала я не попал даже в число приглашенных на соревнования, ведь там были все лидеры нашего альпинизма: Николай Захаров, Валерий Першин, Сергей Тимофеев. Но меня все-таки внесли запасным в список участников. Оказаться вторым в общем зачете, а значит, и отобраться в команду из сорока претендентов, для самого себя было приятной неожиданностью. Тогда, в 26 лет, когда меня еще никто не знал, я впервые заявил о себе в полный голос и понял, что не боги горшки обжигают.
НАША СПРАВКА
Валерий БАБАНОВ
Родился 10 ноября 1964 года в Омске. Окончил Омский авиационный техникум. Альпинизмом и скалолазанием занимается с 1980 года. За это время совершил более 200 восхождений, из них более шестидесяти высшей категории трудности (5А-6Б) в команде, "двойке" и "соло". С 1993 года совершает восхождения в стиле "соло". На данный момент на счету Бабанова свыше 30 маршрутов высшей категории сложности, пройденные в стиле "соло".