Вот так погребают эпоху
Вот и все! Мы на чемпионате мира! Страшно подумать, спустя аж восемь лет. Эпоха пребывания на задворках большого футбола наконец-то погребена. Теперь заживем по-другому. Нам есть к чему готовиться и есть на что надеяться. Примечательно, что свою заключительную и решающую встречу отборочного цикла наша национальная дружина провела так уверенно и качественно, как и полагается команде, претендующей на что-либо серьезное.
СМЕРТОНОСНАЯ БАЗА
Заборчик, ограждающий служебную зону стадиона "Динамо" от остального мира, раздвинулся, и романцевский джип не торопясь стал выбираться из очага страстей. Бело-сине-красная толпа накрыла машину, и округу наполнил рокот скандирования: "Россия! Россия!" Не знаю, что испытывал в те минуты Олег Иванович, сидя в затемненном салоне своей передвижной крепости, но не может быть, чтобы он не подумал: "Ради таких мгновений стоит жить и браться за огромные, как глыбы, дела".
Мог ли Романцев в тот вечер покидать Петровский парк не в сопровождении криков восторга, а под душераздирающий свист? За полчаса до этого, почти сразу после финального свистка самого значимого для страны матча пятилетия Олег Иванович признался: за весь отборочный цикл он ни разу не усомнился в том, что наша команда завоюет путевку в Японию и Корею. Наверное, причина подобной уверенности не только в силе духа и потрясающем аналитическом складе ума наставника, но и в той одержимости целью, которая с самого первого матча чувствовалась в каждом члене коллектива, в каждом футболисте, привлекавшемся под знамена нашей дружины. Порой это стремление даже мешало. Дилемма между игрой и результатом разрешалась в пользу последнего, что естественно сковывало ребят. И все же сборная шла вперед, раз за разом проверяя на прочность наиболее нетерпеливых. Приятно, что в своем последнем матче Россия сбросила с себя маскировочный халат (в принципе, она начала это делать в предыдущей игре с Фарерами) и показала свое истинное обличие. Мы не вползли, мы, словно катком размазав по динамовскому стадиону бедных банкиров и часовщиков, триумфально вкатились на чемпионат мира. Столь мощная концовка такого длинного пути не могла привидеться даже в самых радужных снах. И это без дисквалифицированных лидеров — Мостового и Карпина!
Впрочем, не исключено, что именно отсутствие двух авторитетов позволило нашей дружине сыграть наиболее ярко за последние два года. Окажись Саша с Валерой на поле, они, конечно бы, много владели мячом, действовали со свойственной им солидностью и знанием футбола, лишний раз не рисковали бы (в свое время они на этом так обожглись, что не пожелаешь и врагу), и этот опыт, это настроение передались бы партнерам. Глядишь, и не было бы тогда таких стремительных и головокружительных атак. Нельзя забывать и о другом важном аспекте — об уважении к этим мэтрам отечественного футбольного цеха. Вольно или невольно, но остальные попадают в тень Карпина и Мостового и не могут показать себя во всей красе. Не случайно ведь, что свои лучшие матчи за сборную Титов провел тогда, когда Мостового в ней не было. На этот раз Егор и вовсе выдал потрясающее действо. Связка Титова с вундеркиндом Измайловым, подкрепленная с тыла двужильным Смертиным, усиленная слева умницей Аленичевым, а справа быстрым Гусевым и увенчанная на острие Бесчастных, — это та база, с которой можно посылать уничтожающие ракеты в ворота любого соперника.
ПО СТОПАМ МАРКО
Пожалуй, именно такой состав полузащиты и атаки наиболее оптимально соответствует тем требованиям, которые Романцев предъявляет своим подопечным. Это прежде всего быстрое преодоление середины поля. На протяжении всего отборочного цикла наши частенько подолгу "жевали" мяч и как следствие, наступали уже на масштабно возведенные оборонительные редуты противника. В субботу же россияне очень грамотно вытягивали на себя швейцарцев, затем моментально вспыхивали и за счет трех-четырех пасов, в основном в одно касание, оказывались на подступах к штрафной площади Штиля.
Когда Россия играет на высоких скоростях, а исполнители комбинаций при этом здорово чувствуют друг друга, грамотно сочетая коллективные действия с индивидуальными, то соперники не в состоянии противостоять такой машине. И еще один существеннейший компонент победного коктейля — настрой. Он должен быть максимальным у всех: если хотя бы у двух человек он отсутствует, то это обязательно приведет пускай к минутной, но потере концентрации — в итоге мы пропускаем нелепые голы и запарываем прекрасные моменты.
6 октября настрой был еще более фантастическим, чем в стартовом матче с теми же швейцарцами, когда казалось, что ребята отдали игре больше, чем могли. Вот эта полнейшая сосредоточенность (вкупе с грамотным ведением оборонительных действий каждым нашим игроком, включая Бесчастных) привела к тому, что в минувшую субботу наши парни не позволили соперникам создать настоящую остроту у своих ворот. Зато сами регулярно угрожали Штилю. Поразило, что за весь матч россияне не нанесли ни одного удара мимо — все мячи летели в цель. Это говорит о том, что мячом команда дорожила и "стреляла" наверняка. И, разумеется, нельзя объяснять одним лишь везением то, что забили четыре гола (швейцарская защита, в принципе, не так уж плоха). Конечно, главная причина столь высокой реализации — оптимальное психологическое состояние игроков. Марко Ван Бастен говорил: "Если я был уверен, что пошлю мяч в сетку, то я это делал из любых, даже самых мертвых, положений. Но как только я позволял себе малейшее колебание, то мяч тут же летел куда угодно, только не туда, куда мне это было нужно". Видимо, Бесчастных в этот вечер жил подобной философией. Да и Титов перед исполнением штрафного, которым он поставил победную точку в матче, всем своим видом показал, что ни стенка, ни швейцарский вратарь не имеют никакого значения — счет будет 4:0. Кстати, не только Титов, но еще и Аленичев (и тот и другой поучаствовали в трех голевых комбинациях) провел, пожалуй, лучший свой матч за сборную. Дима при этом еще в пух и прах разнес опасения по поводу того, что в команде нет (Каряка пока не в счет) номинального левого хавбека.
Конечно, далеко не все в отчетном матче было идеально, тем более если учесть, что наши соперники, ослабленные потерей ряда лидеров, уже ни на что не претендовали. В частности, вновь насторожил правый фланг обороны, который ни при Даеве, ни особенно при Дроздове никак не заслуживал эпитета "надежный". Не так здорово во втором тайме переходили от обороны к атаке (в очередной раз стремление во что бы то ни стало добиться нужного результата заставило игроков действовать чересчур прагматично). Грешил в передачах Смертин. Упорно не хотел расставаться с мячом Гусев. После перерыва "подсел" Измайлов. Пару ошибочек совершил и Нигматуллин. То есть без работы в оставшиеся до Мундиаля 8 месяцев наши тренеры ну никак не останутся.
...А заборчик, тот, динамовский, словно символ новой жизни. И что там за ним - мы не видим, так же, как не видели больше романцевского джипа, потонувшего 6 октября 2001 года (запомните эту дату) в толпе отечественных фанатов. Но после такого матча, который наша дружина выдала на бис, мы вправе рассчитывать на то, что летом будущего года по возвращении сборной из Японии и Кореи крики "Россия! Россия!" будут звучать гораздо сильнее, чем в тот день, когда мы туда попали.