Джамболат Тедеев: Никогда не надо думать чужой головой
В ближайшие дни поклонники борьбы должны знать, где же все-таки состоится мировое первенство, которое первоначально планировалось провести в Нью-Йорке в конце сентября. В настоящее время наиболее вероятно, что чемпионат состоится в начале ноября в Турции. И совершенно ясно, что российские борцы, как всегда, будут главными претендентами на победу. Сегодня мы начинаем публиковать репортажи о подготовке нашей главной команды, спортсменах, тренерах. Героем нашего первого материала стал главный тренер сборной России по вольной борьбе Джамболат Тедеев.
Я ПРИШЕЛ НА СМЕНУ ЛУЧШЕМУ ТРЕНЕРУ ХХ ВЕКА
После первенства Европы, которое прошло весной этого года, в сборной России по вольной борьбе внезапно поменялся главный тренер. На смену легендарному Дмитрию Миндиашвили, с именем которого связана целая эпоха побед нашей команды на Олимпиадах, мировых и европейских форумах, пришел малоизвестный широкому кругу болельщиков Джамболат Тедеев. Что же произошло? На этот и другие вопросы нам ответил сам Джамболат Ильич.
— Итак, что же произошло? Расскажите, как вы для многих очень неожиданно оказались в кресле главного тренера сборной России по вольной борьбе?
— Впервые это предложение было сделано мне в позапрошлом году, перед чемпионатом мира в Турции, и разговаривал со мной президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. Дело в том, что возглавлявший нашу сборную в то время легендарный тренер Дмитрий Миндиашвили должен был стать первым вице-президентом федерации, и Михаил Геразиевич хотел, чтобы его преемником стал молодой, энергичный человек. Честно говоря, сначала я даже не воспринял это предложение всерьез, ведь где-где, а в борьбе у нас столько выдающихся людей, как тренеров, так и спортсменов, что кандидатов с лихвой хватало и без меня. Я ведь в то время фактически только начинал свою тренерскую работу и, не боюсь в этом признаться, опасался, что мне элементарно не хватит опыта. Однако Мамиашвили пообещал вернуться к этому разговору позже, дав мне время, чтобы всерьез подумать над этим предложением. Через полгода у нас состоялась новая встреча. На этот раз я ответил согласием, и в этом огромную роль сыграл тот факт, что меня поддержали Дмитрий Георгиевич Миндиашвили, Юрий Аванесович Шахмурадов, другие специалисты, спортсмены сборной команды.
— Вы пришли на смену Дмитрию Миндиашвили, это целая эпоха в борьбе. Как вы ощущаете себя в качестве преемника одного из величайших тренеров в истории?
— Да, Дмитрий Георгиевич действительно очень много сделал для вольной борьбы. Он воспитал таких легендарных борцов, как Иван Ярыгин, Леван Тедиашвили, перечислять их можно очень и очень долго. Думаю, что его смело можно назвать лучшим тренером ХХ века. Но ведь он не ушел из борьбы. Сейчас Дмитрий Георгиевич является первым вице-президентом Федерации спортивной борьбы России, мы с ним много общаемся, и он всегда готов помочь нам словом и делом. Он рядом с нами, рядом со сборной. А когда знаешь, что тебе готовы помочь такие люди, чувствуешь себя намного увереннее, спокойнее.
— Вам легко удалось найти общий язык с командой, с теми, кто в ней работал до вас?
— Конечно же сначала люди ко мне присматривались, и я это чувствовал. Это естественно, такое происходит в любом коллективе, когда туда приходит новый человек. Я постарался переговорить со всеми, чтобы составить свое собственное впечатление о каждом спортсмене, тренере или работнике федерации. Чужой головой никогда не надо думать. И я могу сказать, что практически все, кто работал с Дмитрием Миндиашвили, работают и сейчас.
НАША СБОРНАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНОЙ СЕМЬЕЙ
— Вы стали во главе сборной России по вольной борьбе, в которой собраны представители различных национальностей. Не возникает в связи с этим каких-либо проблем?
— Одна из главных моих целей - добиться того, чтобы наша сборная оставалась одной семьей, где нет никаких трений по национальному или каким-нибудь другим вопросам.
— Вы знаете, как это сделать?
— Я думаю, что нет такой проблемы, которую нельзя бы было решить сообща, совместными усилиями. Я собрал наших ведущих атлетов — это Давид Мусульбес, Сагид Муртазалиев, братья Сайтиевы, Адам и Бувайса, Мурад Умаханов — и попросил их помочь мне, прежде всего своим примером. Я им сказал: "Ребята, молодежь, новое поколение борцов смотрит на вас. Поэтому с вас спрос будет особый. Вы должны первыми приходить на тренировки и последними уходить". И они поняли меня и очень здорово мне помогли. И если раньше, что греха таить, у нас бывали проблемы с дисциплиной, то теперь я могу сказать, что они остались в прошлом.
— Исторически сложилось, что в России существует три основных центра вольной борьбы: Северная Осетия - Алания, Дагестан и Красноярск, между которыми, естественно, существует определенное соперничество. Как вам удается справиться с этой проблемой?
— Я бы не согласился с вами, называя только эти три региона. У нас гораздо больше мест, где люди по-настоящему увлечены борьбой. В Якутии очень хорошая школа борьбы, в Бурятии, в Хакасии. А это соперничество, которое конечно же существует, проявляется только на ковре. А за его пределами все мы близкие друзья, вместе проводим время, нормально общаемся, помогаем друг другу. А что касается названных вами регионов, то, действительно, они дали нам многих выдающихся борцов. Дагестан - это Хаджимурад Магомедов, Сагид Муртазалиев, Мурад Умаханов, вообще у дагестанцев борьба в крови, у них это идет испокон веков. О силе красноярских борцов лучше всего говорит тот факт, что их тренировал Дмитрий Миндиашвили, а его воспитанниками были Иван Ярыгин, братья Сайтиевы, другие известные мастера. Осетия дала миру таких выдающихся борцов, как Сослан Андиев, Махарбек и Аслан Хадарцевы, Арсен Фадзаев. Но одной из наших задач является привить интерес к борьбе в тех регионах, где он в последнее время угас, например, в Москве, Московской области, Татарстане, где раньше было очень много сильных борцов.
МОИ ДРУЗЬЯ - МОЕ БОГАТСТВО
— А вне борьбы у вас есть какие-нибудь увлечения?
— Не знаю, можно ли это назвать увлечением. У меня есть семья, друзья, есть близкий друг, это Валерий Газзаев, мы с ним дружим семьями, пожалуй, сложно вспомнить такой день, чтобы мы не созвонились. Каждый год мы вместе ездим отдыхать в Железноводск, в санаторий "Дубовая роща", проводим там целый месяц. Этой традиции уже 4 года.
Кроме того, очень люблю бывать с семьей, жаль, что такие минуты выпадают не слишком часто.
— А на футбол ходите иногда?
— Вообще-то я не могу себя назвать поклонником какой-то конкретной команды. Я болею за тех, кого тренирует Валерий Газзаев. Был он в "Алании", я болел за "Аланию", был в московском "Динамо", переживал за "Динамо". То есть я персональный болельщик Валерия Георгиевича просто потому, что он мой друг.
В заключение беседы я хотел бы поблагодарить всех тренеров, которые меня поддерживают, которые работают со сборной командой. Также хочу сказать два слова всем болельщикам, которые болеют за сборную команду, которые желают, чтобы мы успешно выступили, хотел бы пожелать, чтобы в их семьях всегда были счастье, радость, в том числе и радость от наших побед.
ДЖАМБОЛАТ ТЕДЕЕВ
родился в Цхинвали (Южная Осетия). Борьбой занимается с 11 лет. Чемпион СССР 1991 года. После распада СССР выступал за Украину. Чемпион Европы 1993 года. На Олимпиаде-96 в Атланте занял 5-е место. По окончании чемпионата Европы 2001 года назначен главным тренером сборной России по вольной борьбе. На вопрос о хобби отвечает: "Вольная борьба". Женат.