Александр Хамидулин: В 33 я сильнее, чем в 26
То, что Александр Хамидулин щупленький и невысокого роста, никого из мини-футболистов России не вводит в заблуждение. Капитан спартаковцев не только обладает уникальной техникой, но и очень цепко играет в обороне. Возможно, эти навыки он приобрел в футболе в залах, который отличается от мини (футзал) не только еще меньшим размером мяча, но и тем, что в нем разрешены подкаты, жесткая контактная игра в отборе и защите. Именно с футбола в залах начиналась звездная карьера Александра, которая с премьерой "Спартака" в Лиге чемпионов выходит на новый уровень, но уже в рамках мини-футбола.
— Дебютируя на чемпионате Европы по футболу в залах в марте 1995-го, мы умудрились выиграть в полуфинале у хозяев поля португальцев, хотя специально для финала Португалия — Испания была подготовлена 15-тысячная арена в Порто, — так начал свой рассказ капитан "Спартака" Александр ХАМИДУЛИН. - А в матче за золото Россия сыграла с испанцами в основное время вничью - 2:2, но уступила в серии послематчевых пенальти. Я тогда был признан лучшим игроком чемпионата.
— Что же подвигло вас к переходу в мини-футбол?
— Все произошло в определенной степени случайно. Весной 1995 года трех игроков "Полиграна" — меня, Хандохина и Безгляднова пригласил в Югорск Евгений Подгарбунский, сам поигравший в футбол в залах, чтобы помочь мини-футбольному клубу "ТТГ" выйти в высшую лигу. Мы эту задачу успешно выполнили, и президент клуба Григорий Поляков (нынешний руководитель "ГКИ-Газпром") предложил нам остаться в команде на приличных условиях контракта. Учитывая, что в "Полигране", с которым в 1995-м мы вновь стали чемпионами страны, начали постоянно возникать финансовые проблемы, я решил перейти в мини. К тому же, если в футболе в залах я достиг многого, то в мини передо мною открывались новые перспективы.
— Какие воспоминания остались от югорской эпопеи?
— Большей частью положительные. Уже в первый сезон в высшей лиге "ТТГ" вышел в полуфинал Кубка России, а затем взял бронзу чемпионата. В следующем году мы были близки к серебряным медалям, но вновь остались на третьем месте. А вот в сезоне-1997/98 мы в тройку не попали, хотя перед последним туром в Екатеринбурге были едва ли не главными претендентами на серебро. Но "сломался" наш вратарь Евтеев - у него приключился аппендицит, и за один тур мы умудрились пропустить 24 мяча. В итоге заняли четвертое место, которое явно не входило в планы руководства клуба. Похоже, в той ситуации я оказался крайним: обещанную мне квартиру в Москве клуб так и не купил. А я по жизни привык к тому, чтобы люди друг друга не обманывали, и поэтому вернулся в Москву, решив вообще завязать с мини. Стал выступать на первенстве Москвы среди КФК по большому футболу в той же команде, где иногда играл и капитан мини-футбольного "Минкаса" Алексей Киселев. Он-то и предложил мне пообщаться с Евгением Серафимовичем Ловчевым - главным тренером команды. Разговор состоялся, и хотя поначалу я не согласился - была свежа обида на "ТТГ" и на весь мини, в итоге все же оказался в "Минкасе".
— В "Минкасе" вы вновь с первой попытки заняли третье место. Но оно, наверное, вас уже вряд ли устроило?
— Как раз наоборот. К концу сезона Управление московской инкассации практически отказалось от нас, и мы даже не были уверены в том, что доиграем последний тур. Но в итоге взяли бронзу, чему были по-настоящему рады. А для Евгения Серафимовича это была вообще первая награда в мини. После окончания чемпионата Ловчев собрал костяк команды и, сказав, что надеется на нас, сам начал поиск спонсоров для команды, но уже под новым названием "Спартак". После этого у нас особых финансовых проблем не было и нет по сегодняшний день. А ведь в тот сложный момент многих из нас приглашали в другие клубы, но почти все решили остаться - наверное, просто поверили Ловчеву.
— Но ведь через год после серебряных медалей в сезоне 1999/2000 года команду покинул ее капитан Киселев, который и сосватал вас в "Спартак"…
— Профессиональный спорт таков, что игрок в любой момент может оказаться в другой команде - существуют предложения, от которых отказаться сложно. Зато в "Спартак" пришли братья Усаковские, а в этом году появился в этой команде и мой друг Александр Хандохин. А вообще-то костяк "Минкаса"-"Спартака" сохраняется уже несколько лет, атмосфера в клубе, на мой взгляд, хорошая, хотя без небольших разборок между отдельными игроками не обходится.
— Последний сезон принес первые в вашей карьере золотые медали чемпионата России по футзалу и одновременно возможность сыграть в премьерной Лиге чемпионов УЕФА. Не поздновато ли возвращаться на евроарену да еще на таком высоком уровне в 33 года?
— А вы знаете, я сейчас иногда чувствую себя лучше, чем в 26 — 27 лет. С "физикой" вроде бы все в порядке, а вот накопленный опыт очень помогает: принимаю гораздо больше быстрых и правильных решений, чем раньше. Что же касается Лиги чемпионов, то действительно - очень хочется выступить достойно. Ловчев, правда, считает, что чемпионы Словакии и Польши - наши соперники в групповом турнире - соперники слабые, однако я уверен в том, что нам придется очень нелегко, в первую очередь, во встрече с польским "Клиарексом". Играем-то мы в начале ноября в Хожуве - а значит, и болельщики, и судьи явно не будут нашими союзниками.
— Долго еще собираетесь играть?
— Возможно, года два-три, а там посмотрим. С трудом представляю себя вне футбола. Я в нем с самого раннего детства. Спасибо Олегу Геннадьевичу Георгевскому, который меня, мальчишку из детдома, привел из дворовой коробки в команду по большому футболу "Салют", что в Тушинском районе. В 18 лет я даже сыграл три матча за команду второй лиги из Орехово-Зуево. Правда, последующие два армейских года прошли фактически без спорта, ну а затем наступила новая жизнь - сначала в футболе в залах, а сейчас и в мини-футболе.