Красно-белое знамя на сахарной голове
На следующий день после матча второго круга сезона-99 (год расцвета спартаковского фан-клуба, куда вступали и просто приходили и левые, и правые, и ветераны, и дети - в общем, все красно-белые) "Черноморец" - "Спартак" трое тиффози, неудовлетворенные ничейным исходом встречи, решили во что бы то ни стало взять реванш за невыразительную игру клуба и всеми возможными способами осуществить "взятие города". И одному из них вскоре пришла удивительная мысль - водрузить над "покоренным" Новороссийском спартаковское знамя. Что и было сделано. Но не на местном "рейхстаге" (Новороссийску далеко еще до Берлина), а на вершине самой высокой горы в восточной части города, которую в народе прозвали Сахарная голова.
Эти трое отчаянных безумцев были известны не столько в кругах "правых", сколько опять же в компании фан-клубовской (они "пробивали" выезды, причем не автобусом, который выделил клуб, а "за свои кровные" и часто на перекладных) под "фан-псевдонимами" Шамиль, Ренат и Фумитокс. Не менее трех с половиной часов жарким августовским днем они бодро и весело (не позволяя себе ни грамма алкоголя!) шагали сперва по обычной улочке частного сектора (там такой кривой рельеф, что любой двор представляет собой чуть ли не отвесную скалу, есть и такие дворики, где забор нависает над входной калиткой), затем по ровному каменному плато, вдыхая цементную пыль (у подножия многих новороссийских гор уже несколько лет ведутся работы по добыче камня мергеля, из которого каким-то образом делают цемент, для города это столь же важное предприятие, как и "нефтепорт"; кстати сказать, и первое название местного футбольного клуба до 1992 года было именно "Цемент"), далее по так называемой горной "зеленке" (густому и довольно труднопроходимому лесу, такому густому, что там не то что бандформирование - вертолет можно спрятать) и сквозь "сметану" (туман в облаках) прошли облака и достигли вершины. С собой они взяли по спартаковской "розетке", а также два флага: один - с эмблемой клуба, другой - с гербом российской столицы. Знамена торжественно водрузили на самой вершине горы Сахарная голова (высота ее, кстати, 555 метров над уровнем моря, и она считается самой высокой среди вершин горной цепи, окружающих Новороссийск) в знак того, что город спартачами все-таки покорен. Вид с вершины, надо сказать, просто замечательный - как на ладони виден весь город, вид на который время от времени закрывают плывущие внизу облака.
На самой ее вершине есть то ли памятник, то ли могила (причем, плита из одного металла, а мемориальные доски - из другого. И как только это все на такую высотищу-то затащили, учитывая весьма крутой подъем) военного корреспондента одной из центральных газет времен Великой Отечественной Павла Когана, кстати, автора песни "Бригантина", который погиб у подножия Сахарной головы (он делал репортаж с поля боя и внезапно был смертельно ранен засевшим на вершине фашистским пулеметчиком; на месте этой огневой точки сейчас стоит флагшток, на котором спартачи и укрепили флаги "Спартака" и Москвы).