Мужчины и женщины в биографии президента
Сегодня президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев отмечает свой 60-летний юбилей.
А несколько дней назад на заседании Международного олимпийского комитета в Лозанне было принято решение о награждении Писеева Олимпийским орденом.
ВРЕДНАЯ ДАМА
Вся жизнь президента прочно связана с фигурным катанием. Девятилетним мальчишкой он вместе со своим приятелем пришел на каток стадиона "Юных пионеров", где их и заприметил Игорь Сергеевич Вонзблейн, который в то время набирал группу фигуристов. После одиннадцать лет Валентин тренировался у опытнейшего наставника Татьяны Толмачевой, принимал участие в соревнованиях, а в некоторых из них даже поднимался на пьедестал. Но не обошлось без казуса — врачи поставили неверный диагноз и посоветовали юному фигуристу взять на год тайм-аут. Оказалось, что в спорте год — очень много…
Однако, почувствовав вкус спорта, Писеев решил остаться в нем навсегда. Окончил инфизкульт и вновь пришел на свой родной стадион, но уже в качестве тренера. Состоялся в этом амплуа. Подтверждением тому — его воспитанник, который впоследствии стал двукратным чемпионом мира, Владимир Ковалев. А с 1967 и по сей день Писеев неизменно приходит на работу в Федерацию фигурного катания. Причем последние двенадцать лет он в качестве президента успешно управляет сложным творческим коллективом тренеров и спортсменов…
— Валентин Николаевич, за этими скупыми фактами — целая жизнь. Наверняка были и "нештатные ситуации", и, наоборот, самые счастливые?
— Самый счастливый момент, который я пережил в своей жизни, это когда на чемпионате мира в Хельсинки в 1999 году наши фигуристы завоевали все четыре золотые медали. Вот тогда было сознание, что жизнь проходит не зря.
А вот из тех историй, которые оставили неприятный осадок, особенно запомнилась одна. Случилась она во времена, когда нашим спортом "заведовал" Марат Грамов. Я тогда принимал участие в судействе чемпионатов Европы, мира, Олимпийских игр и в 1977 году был избран в техком по фигурному катанию Международного союза конькобежцев, причем наперекор самой Соне Бьянкетти. Эта авторитетная дама тогда возглавляла техком. Она была мной очень недовольна за то, что на чемпионате мира-77 в Токио я поставил Родниной и Зайцеву "шестерку", несмотря на допущенные ребятами неточности. Через четыре года меня вновь переизбирают в техком, и вдруг я получаю от генерального секретаря Беата Хесслера письмо, в котором он выражает удивление, что я написал заявление о выходе из состава техкома. Для меня это было полной неожиданностью… Ничего подобного я даже и не думал делать. Когда я стал выяснять, в чем дело, оказалось, что это было указание Грамова.
МАМА РОДНАЯ
— А кого из ваших руководителей можете вспомнить добрым словом?
— В первую очередь Сергея Павловича Павлова. Человек он был строгих правил. Частенько вызывал меня "на ковер", но я на него обиды никогда не таил. Чувствовал, что он действительно переживает за дело. Руководил он очень грамотно, и я старался многое из его работы перенять в качестве примера для себя. Очень благодарен Виталию Георгиевичу Смирнову — он всегда меня поддерживал, помогал. В сложнейшие для фигурного катания времена он мне полностью доверял. Валентин Сыч был потрясающим человеком. Кстати, я "пережил" восемнадцать зампредов и не покривлю душой, что, по моему убеждению, именно таким, как Сыч, должен быть профессиональный организатор. И, конечно, самые теплые воспоминания об Анне Ильиничне Синилкиной, долгие годы возглавлявшей нашу федерацию. Фигуристам она была "мамой родной".
КОЛЛЕГА-ЖЕНА
— Вы считаете себя счастливым человеком?
— Да. Кто-то из великих людей сказал: "Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером — домой". В жизни, как я убедился, очень важно, чтобы был надежный тыл. К счастью, с этим у меня сейчас все в порядке. Не все в моей личной жизни было однозначно. Сейчас я женат во второй раз. И считаю, что мне очень повезло. Моя нынешняя супруга не только любимая женщина, но и большой мой друг и коллега (Алла Шеховцева — в прошлом фигуристка, сейчас судья международной категории по фигурному катанию. — Прим. авт.). Такое сочетание — оптимальный вариант для семейной жизни.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЫН
— Раскройте секрет, как вам удается быть в такой блестящей форме? Рыбалка? Охота?
— Я — счастливый человек. Что же касается досуга, люблю покопаться с лопатой в земле. У меня дача в Рузе, по белорусской дороге. Стараемся по выходным, когда позволяет погода, выезжать на природу.
— Хотели бы вы, чтобы ваш сын стал фигуристом?
— Думаю, что Станиславу — ему 11 лет — карьера профессионального фигуриста не грозит. Когда мы привели его на каток, он в штыки воспринял все наши "руководящие указания". Ему гораздо больше по душе горные лыжи. Вот и пусть ими занимается.
ЗОЛОТЫЕ ТУЛУПЫ ИРИНЫ
— На Олимпийских играх 1992, 1994, 1998 годов фигуристы СНГ и России завоевали по три золотые медали. Какой прогноз вы можете дать на Игры-2002?
— Думаю, мы вполне можем бороться за три золота. Игры доброй воли в Брисбене показали, что Евгений Плющенко — в блестящей форме. Алексей Ягудин тоже боец. Лена Бережная и Антон Сихарулидзе — наша "козырная карта" в парном катании вместе с их наставником Тамарой Москвиной серьезно восприняли уроки прошлого сезона, когда судьи не поняли или не захотели понять их новаторства, и возвратились к прежнему лирическому амплуа. Так что и здесь можно рассчитывать на высшую награду. Что же касается Иры Слуцкой, то если она сохранит свой уровень до Солт-Лейк-Сити и здесь золотая награда нам обеспечена.
— Есть ли у вас мечта?
— В 1896 году в России был проведен первый чемпионат мира. Я мечтаю, чтобы ЧМ-2005 тоже прошел в нашей стране. Скажу по секрету, об этом уже есть договоренность.