"Младший брат" не нуждается в снисходительности
Не раз доводилось слышать: в мини-футбол идут те, у кого нет шансов добиться чего-то в большом. Однако вряд ли это утверждение справедливо.
К примеру, на траве Алексей Степанов и Борис Чухлов были чемпионами СССР в составе ленинградского "Зенита", а перейдя на паркет, выиграли золотые медали первенства России в рядах столичной "Дины". В обратной последовательности собирал награды Виктор Булатов: сначала, выступая за челябинский "Феникс", стал призером в мини, а уж затем поднялся на пьедестал в майке московского "Спартака" в игре одиннадцать на одиннадцать. Можно обратиться и к зарубежному опыту: игрока стартовой четверки футбольной сборной Бразилии Ленизио настойчиво перетягивают на зеленое поле, он вроде бы соглашается, но пока что остается в прежнем жанре.
Помнится, в январе я разговаривал с Виктором Папаевым, не связанным в то время ни с каким клубом, а значит, не отстаивавшим честь того или иного мундира. Так вот, он утверждал, что если дать сразиться один на один Константину Еременко и Олегу Саленко, то мастер футзала обыграет своего оппонента с сухим счетом. То есть и по технической оснащенности, и по умению обороняться Еременко индивидуально сильнее. Но в командном большом футболе от игрока требуются и другие качества, к тому же разделение по амплуа там выражено ярче.
В общем, в мини собираются отнюдь не бездари. Другое дело, что до поры до времени кадры сюда поставлял исключительно "старший брат". Существовал даже некий вахтовый метод. К примеру, Александр Верижников и его партнеры из команды "КСМ-24" зимой играли пять на пять в России, а летом в большой футбол — в Финляндии. Валерий Линников, ныне выступающий за югорский клуб "ТТГ-ЯВА", уезжал на сезон-другой в Венгрию, где был востребован в большом футболе в эшелоне сильнейших. Кстати, в середине девяностых РАМФ не очень-то поощряла такие переключения, но в дальнейшем игроки и сами поняли, что надо сосредотачиваться на чем-то одном.
Показательно, что в Венгрии и Чехии совмещение по-прежнему практикуется: в уик-энд игрок соревнуется на открытом воздухе, а среди недели участвует в зальных матчах. Футзальный календарь там специально составляется так, чтобы не было наложений. Причина проста: в мини много не заработаешь. Справедливости ради стоит пояснить, что практически все "перевоплощенцы" задействованы в низших лигах большого футбола. Да и не Венгрия с Чехией диктуют моду в европейском и мировом футболе.
В чем проблема? Да в том, что переходящий на паркет спортсмен не сразу может избавиться от навыков контактного футбола и потому автоматически пытается сыграть в подкате или потолкаться плечом. А в мини — это фолы, которые идут в ущерб команде. Недавно, например, в ЦСКА появился Ги-Мартен Нгаха, который и в межсезонье по привычке в единоборстве отталкивался от соперника рукой. Рассказывают, в товарищеском матче капитану "Спартака" Александру Хамидулину это настолько надоело, что он рывком за руку повалил оппонента на пол, а заодно обратился к судье с просьбой впредь пресекать недозволенный прием армейца. И в играх первого тура Нгаха таких вольностей уже не допускал.
Есть и принципиальные различия в технике. В футзале мяч чаще обрабатывается подошвой, ею же могут выполняться и ведение, и передачи. Ввод из аута производится строго с линии, а не из-за нее, как в большом футболе. Можно перечислять и перечислять отличия, но вывод один: на старте нового тысячелетия игра пять на пять требует специализированной подготовки уже с детских лет. И будущее за теми державами, где быстрее развернется специализация.
Но нужно еще, чтобы изменился менталитет. В Бразилии и Испании футзал считается вполне престижным, иначе он не собирал бы аудиторию в двадцать тысяч, которая нам пока не снилась. И там никто не говорит, что маленькому мячу посвящают себя только неудачники большого.