Деньги заслонили игру
Экс-форварду ЦСКА Александру Зыбину 42 года. Ныне он помощник главного тренера в "Салавате Юлаеве", а еще два года назад выходил на лед в составе ярославского "Торпедо".
— Когда завершать карьеру, каждый решает сам, — начал монолог Александр Зыбин. — До последнего года в ЦСКА я не чувствовал, что проигрываю кому-то в скорости. В Европе играют и в 35-37 лет. О возрасте там не думают: главное — голы, передачи. Сегодня ветеранами могут назвать даже 25-26-летних. Разума в хоккее осталось мало, все больше беготни. Преемственность поколений исчезает. Раньше молодого обязательно ставили к ветерану. В ЦСКА меня определили к Петрову, Крутова — к Михайлову, Фетисова — к Цыганкову. Это правильно. Если я получал пас от Петрова, уже не мог позволить шайбе кувыркаться, распоряжаться ею небрежно. Я понимал, что мне оказали доверие, его надо оправдывать. В быту уважение к ветеранам сохранялось. В столовую мы заходили последними. Пока нас не пригласят, не садились за столы. Мы много общались, просматривали кассеты с матчами, просили советов, оставались после игры.
Ныне время другое: молодежь все знает, а за подсказку еще и послать могут. Вот в Уфе сейчас Саша Семак. Он прошел хоккей всех уровней: клубы Уфы и Москвы, сборная с медалями чемпионата мира, НХЛ. Он — мастер, он заслужил себе отдых. Думаете, его молодежь осаждает с расспросами? Мы не можем подобрать ему партнеров, которые взяли бы на себя большую часть черновой работы. Семак лучше знает, как распорядиться шайбой, он забивает, наконец. Но если он будет столько бегать и подчищать ошибки молодых, то на сезон его не хватит. У нас были кумиры, мы их ценили и уважали. Взамен получали ценные уроки. Теперь трезвой самооценки недостает.
Не могу забыть давний эпизод. Я еще только попал в ЦСКА, но мечтал поехать на Кубок европейских чемпионов. Требовалось на время пробежать 400 метров. Я показал время одно из лучших и слышу, как в спину мне кричат: "Куда лезешь? Здесь игроки есть достойнее". Я тогда сник: из команды вылетать не хотелось. Но и на Кубке сыграть мечтал. Тут подходит Харламов: "Не слушай никого. Ты только начинаешь, тебе надо доказывать, на что способен. Беги как умеешь".
Сегодня деньги захлестнули. Многие думают, не как лучше сыграть, а лишь бы показаться на поле. Хоккеист должен получать удовольствие от игры, от гола, от паса, от взаимопонимания в звене. Мне обидно за старшее поколение, которое добывало авторитет российскому хоккею. Они играли за славу. Теперь авторитет утерян, но никому за это не стыдно. В НХЛ система социальной защищенности продумана. А у нас ветераны никому не нужны, зачастую бедствуют. Например, уфимские ветераны: где они, на что живут? Вот что обидно.