Ирина Чащина: Царевна-несмеяна живет в лесу
На днях победительница Игр доброй воли в Брисбене по художественной гимнастике в личном многоборье, чемпионка Европы в упражнении со скакалкой Ирина Чащина провела "горячую линию" с читателями нашей газеты. В течение часа знаменитая гимнастка из Омска отвечала на самые разнообразные вопросы.
В ГРУППЕ ВИНЕР ВСЕ - ОДНА СЕМЬЯ
— Здравствуйте, Ира. Меня зовут Ольга, я из Подольска. Хотела у вас спросить, за счет чего вы выиграли Игры доброй воли у Алины Кабаевой: она допустила ошибки или вы попросту были сильнее?
— Алина ошиблась в двух упражнениях, а я хорошо выступила, хотя турнир был очень тяжелый — мы стартовали в "очередь" с коллегами из спортивной гимнастики, соревнования заканчивались в одиннадцать вечера.
— А если Кабаева не будет ошибаться, сможете ее обыграть?
— Не знаю, не люблю загадывать. Как получится. Я, по крайней мере, к этому стремлюсь.
— Добрый вечер, говорит Анжелика Баранова из Москвы. Очень рада, что вы посетили редакцию "Советского спорта". Интересно, как у вас складываются отношения с вашей главной конкуренткой Кабаевой?
— Мы соперницы только на ковре, а в жизни — подруги. Никогда не ссоримся! Алина добрая и дружелюбная, не дает поводов для конфликтов. И я тоже.
— Среди ваших близких друзей есть другие известные спортсмены?
— Да, олимпийские чемпионки по спортивной гимнастике Светлана Хоркина и Елена Замолодчикова. Сейчас мы постоянно живем на спортбазе в подмосковном Новогорске. Когда сюда приезжают волейболисты и футболисты, мы с ними общаемся.
— С кем конкретно из футболистов?
— Ни с кем! Просто болтаем между тренировками чисто по-приятельски.
— Алло, Ирина? Илья вас приветствует. В прошлом году вы боролись за место в команду на Олимпиаду в Сидней с Юлией Барсуковой и проиграли ей. Может, заведомо было известно, что поедет Юля?
— Думаю, что да, потому что в том году я у Барсуковой выиграла только один турнир — чемпионат России, по мировому рейтингу она стояла выше меня, набрав больше очков на международных турнирах. Когда Юля ушла из гимнастики, я не то, чтобы радовалась, но мне, конечно, было приятно, что я стала вторым номером сборной.
— Ира, это Юля, я москвичка. У меня к вам два вопроса. Вы сможете стать первой, когда Алина уйдет, или это состоится до того? Правда, что в вашем коллективе, как вы подчеркиваете в своих интервью, — тишь да благодать, а Ирина Винер вам — мама родная. Наверное, должна быть ложка дегтя. Или ее нет?
— Начнем с того, что у меня своя наставница — Вера Ефремовна Штельбаумс. Но мы готовимся под руководством Ирины Александровны, поскольку она главный тренер российской сборной. Винер, естественно, следит за моими тренировками, делает свои замечания, а когда мы подбираем музыку, то советуемся с ней. Никаких противоречий между нами нет и быть не может. А что касается лидерства, то просто надо быть на голову выше остальных и совершенствоваться. Тогда будут и золотые медали.
— Ира, я гость столицы, приехал из Азербайджана. Знал, что и на вашей улице будет праздник, и вот он настал. Любопытно было бы узнать, что вам подарила за победу на Играх доброй воли главный тренер Ирина Винер?
— Костюм.
УШЛА БЫ В ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
— Здравствуйте, звонит Илья Леонидович. Можно вопросик? Вы недавно успешно выступили на Всемирных играх по неолимпийским видам спорта в японской Аките, где завоевали, если не ошибаюсь, четыре золотые медали. Вам не кажется, что раз художественная гимнастика включена в программу таких соревнований, для нее прозвенел тревожный звоночек? Возможно, у "художниц" не слишком радужные олимпийские перспективы, поскольку в этой дисциплине очень много субъективных моментов?
— Дело в том, что на Олимпийских играх разыгрываются награды в личном многоборье и групповом упражнении, а в Аките проходили состязания в отдельных видах.
— Вас беспокоит Екатерина Романцева, мне 16 лет. Вопрос у меня следующий: если бы вам представилась возможность заново родиться, а художественной гимнастики не было бы и в помине, чем бы вы тогда занимались и пошли бы в спорт?
— Я бы обязательно стала спортсменкой и все равно выбрала бы женственный, изящный вид спорта, например фигурное катание.
— А если бы и его "отменили"?
— Ну тогда еще что-нибудь подыскала бы... Кстати, я два года плаванием занималась, еще когда дома, в Омске, жила. Но плавать так и не научилась, ныряла исключительно с шестом.
— Можно побеседовать с Ириной Чащиной? Это вы? А я Инна Гусева из Москвы, очень приятно. Есть ли у вас кумир в гимнастике и в спорте вообще?
— Мне очень нравилась украинская гимнастка Елене Витриченко, когда она на Олимпиаде 1996 года в Атланте выступала. И еще Наталья Лепковская, которая тренировалась в группе Винер. Других кумиров, пожалуй, нет.
— Кого вы считаете самой красивой женщиной в вашем мире?
— Моего тренера!
— Упражнения с какими предметами даются вам легче, а с какими тяжелее?
— Я люблю обруч и скакалку, хотя порой они меня подводят, но, к счастью, в основном на тренировках. Мне и булавами нравится "жонглировать". Мяч — коварный предмет, жаль, что он не квадратный, так и норовит выскользнуть из рук. Впрочем, вы задали провокационный вопрос. Я же профессионал, поэтому все упражнения оттачиваю одинаково хорошо.
КУРИЦА С КАРТОШКОЙ — ЛУЧШАЯ ДИЕТА
— Ира, добрый день, это Александра. Видела ваше выступление и удивилась, как такая совсем молоденькая девушка может быть столь гибкой и отлично двигаться. У меня дочка подрастает, ей еще годика нет, но уже сейчас я думаю о том, чтобы отдать ее в художественную гимнастику. Посоветуете вы мне это или нет?
— Конечно! Гимнастика для девочки — то, что надо! Попробуйте, только не спешите, приведите дочь в секцию лет через пять, не раньше. Я тоже начала заниматься этим видом в шестилетнем возрасте, в группу к моему первому тренеру Елене Николаевне Арайс меня привел дедушка.
— Вы маленькая родились? Какие у вас были "данные"?
— Рост — 55 см, вес — 3,5 кг.
— Меня зовут Циркова Марго, я, как и вы, профессиональная гимнастка. Можно узнать, как вам удается поддерживать такую идеальную спортивную форму?
— Стараюсь следить за весом, не употреблять много мучного, сладкого и жирного, хотя мое любимое блюдо — курица с жареной картошкой.
— Вы что, мало едите?
— Не скажу, что я малоежка. Но ограничиваю себя в еде. По вечерам вообще не ем, разве что листик салата пожую и минералочкой запью.
— Ирина, с вами говорит Варвара Батанова из Москвы. В гимнастике вы звезда. А в другой области у вас есть образование?
— Нет, я студентка училища олимпийского резерва. Хотела бы выучить иностранный язык, английский хотя бы, но на это катастрофически не хватает времени. Планирую учиться дальше, но пока это не реально.
— Какой у вас был любимый предмет в школе?
— Биология. Мне было интересно изучать, как устроены человек, животные, растения. Но биолог из меня вряд ли получится. Скорее — тренер, я испытываю тягу именно к этой профессии.
— Здравствуйте, на проводе Вера Пушкина из Москвы. Пожалуйста, назовите своего любимого поэта и писателя.
— Обожаю стихи Пушкина и Лермонтова. Любимый литературный жанр — роман. Недавно прочитала "Консуэло" Жорж Санд. Замечательное произведение!
ДРУГА ПОКА НЕ ВСТРЕТИЛА
— Это Ольга Майорова звонит. Ирина, вам разрешают ходить в кафе, на дискотеки, употреблять спиртные напитки?
— Спиртное я не пью, только по праздникам могу позволить себе бокал красного вина. На дискотеках иногда бываем вместе с подругами по команде. Всегда стараемся какой-нибудь необычный танец придумать, выходим на середину круга и давай плясать!
— Вас узнают?
— Нет, просто отходят в сторону и смотрят на нас. Когда Алина с нами танцует, ее узнают.
— Молодые люди вас часто потанцевать приглашают?
— Редко, потому что танцуем мы обычно на банкетах после соревнований, а там одни девочки.
— Ирина, с вами говорит Валера. Простите за нескромность, у вас есть молодой человек?
— Нет.
— Вам хотелось бы, чтобы рядом был мужчина, с которым вы могли бы поделиться своими секретами?
— Хотелось бы, но чуть-чуть попозже. Я бы и сейчас с удовольствием общалась с кем-нибудь, но близких отношений не обещаю. Спорт для меня на первом месте, я еще не добилась желаемых результатов, мечтаю о победе на октябрьском чемпионате мира в Мадриде.
— Ирочка, ответьте Геннадию из Красногорска. Какие мужчины вам нравятся?
— Сильные, умные, волевые. Друзья для приятного общения.
— Что вы подразумеваете под словосочетанием "приятное общение"?
— Сходить в кино, прогуляться.
— Иными словами, любой парень может к вам подойти на улице и предложить прогуляться?
— Нет, любой не может!
По традиции Ирина Чащина ответила на вопросы корреспондентов "Советского спорта". К Ире присоединилась ее тренер Вера Штельбаумс.
КЛАССИКА НЕ В МОДЕ
— В отличие от Кабаевой, вы редко улыбаетесь во время выступлений. За это вас даже прозвали Царевной-Несмеяной. Идете на упражнение, как на подвиг?
— Не сказала бы. Понимаете, у меня есть "невеселые" композиции, например с обручем. Под такую музыку глупо было бы улыбаться. Но в принципе вы абсолютно правы, мне еще надо поработать над своим имиджем, почаще улыбаться. За улыбку арбитры могут чуть-чуть прибавить по второй оценке — за артистичность.
— После недавнего этапа "Гран-при" в Москве Винер заявила, что уберет у вас из программы парочку элементов, чтобы вы раскрепостились.
— Верно. Я обеими руками за! Вообще у нас такие сложные упражнения, что президент ФИЖ мадам Абруцини настаивает на том, чтобы в программе осталось пять изолированных элементов и пять в комбинации. Сейчас — десять комбинаций и в каждом по три элемента.
— Какой репертуар вы используете в своих постановках?
— Современную музыку. Классика больше не в моде.
— Насколько ваши музыкальные симпатии совпадают с тем, что вы ставите?
— Мне нравится как модерн, так и классические произведения. В Омске я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и даже сочинила маленькую грустную "пьесу". Любимые композиторы: Бетховен, Бах, Свиридов. Но классические постановки сейчас трудно исполнять, времени на красивые движения не остается — только на начальную и конечную позы, а все остальное — элементы. За полторы минуты необходимо сделать 30 ультра-си.
— Долго привыкали к правилам, введенным ФИЖ с января 2001 года?
— Месяца два-три, приходилось разучивать непонятные пируэты. Были моменты, когда я думала, что никогда не справлюсь с ними. Попортила я нервы Вере Ефремовне. Я же упрямая очень. Вот тренер говорит, что мне нужно делать, я вроде с этим соглашаюсь, но продолжаю стоять на своем. Но не из принципа, а потому что я Телец по гороскопу и никак не могу переубедить себя, однако, в конце концов, иду на компромисс.
Вера Штельбаумс: — Ира — очень самокритичный человек, постоянно занимается самоедством. Она с детства слишком серьезная была и ответственная не по годам. Скажем, у нас в Сибири лютые зимы бывают, мороз тридцать пять — сорок градусов. По радио объявляют, что школы закрыты. А мне дочь, которая раньше Чащину тренировала, говорит: "Я бы не пошла на тренировку, но знаю, что Ирку дедушка точно приведет". Точно. Приводит — закутанную с ног до головы, только щелочки глаз видны.
ПАЛОЧКУ ОТ ЛЕНТЫ УКРАЛИ
— Дети — народ рассеянный. Наверное, юные гимнастки порой теряют или забывают дома инвентарь. У вас, Ира, такие случаи бывали?
— Забывать не забывала, но один раз ехала на тренировку в автобусе, а из моего рюкзака торчала палочка для ленты — железная, самопал. Тогда мы испытывали дефицит с гимнастическими предметами, поэтому дедушка мне сделал палку из удочки. Так вот в толпе кто-то эту палочку вытащил. Ой, сколько слез было! Дедушка очень много мне помогал — купальник из своей тельняшки сшил, потом мы его покрасили. Жаль, он рано умер.
— Сколько в вашей коллекции медалей? Какая из них наиболее ценная и самая красивая?
— Сколько — не считала. Самая дорогая для меня медаль — золото с июньского чемпионата Европы в Лозанне в упражнении со скакалкой. Это моя первая личная награда такого достоинства. По дизайну мне больше остальных нравится золотая медаль с чемпионата мира 1999 года, мы тогда победили в командном первенстве.
— До какого возраста, как правило, выступают в художественной гимнастике?
— Это индивидуально. Некоторым гимнасткам уже по 25 лет, а, к примеру, в предстоящем чемпионате мира примет участие испанка Алматена Ситтостадо, которой 22 года, у нее, кстати, сильная программа.
— Олимпиада 2004 года в ваши планы входит?
— Не знаю, ведь до нее еще три года.
Вера Штельбаумс:
— Главное, было бы здоровье. Трудно загадывать, но мы, конечно, планируем выступить в Афинах, тем более — что у Ирины есть все шансы на успех. Она на редкость техничная гимнастка. Знаете, есть спортсменки, которые выбиваются в лидеры, в частности, за счет природных данных. Допустим, Алина — очень гибкая, у нее акцент идет на гибкость. У Чащиной, напротив, сбалансированная программа, ей хорошо удаются и прыжки, и повороты. К тому же Ира — боец! Долго ждала своей "очереди", хотя в молодежную сборную попала в двенадцать лет, с первых же соревнований. Ее позже взяли на первенство Европы, но запасной, несмотря на то, что она уже выиграла первенство России и рейтинг у нее был высокий. Но так решило руководство. Помню, времена тогда были тяжелые: денег нет, сборов нет. Мы на сборы в Новогорске по крупицам двести долларов собирали, чтобы оплатить номер в гостинице за неделю. Чащину поселили, а я жила в дешевеньком пансионате и приходила к ней на тренировки. Это сейчас, с приходом Винер, жить нам стало гораздо легче.
ВЫХОД ЭМОЦИЙ — В СЛЕЗАХ
— Светлана Хоркина рассказывала, что когда тренироваться невмоготу и на глаза наворачиваются слезы, она идет плакать в леса, благо их полным-полно на базе "Озеро Круглое", где проводит сборы команда по спортивной гимнастике. А вы плачете на тренировках и куда уходите, чтобы не показывать минорное настроение малышам?
— Плачу я редко, но иногда просто требуется давать выход эмоциям. Идти мне, собственно, некуда, кроме как тоже в лес — Новогорск, как и "Круглое", утопает в деревьях.
— Вы практически безвылазно живете в гостиничном номере. С ума можно сойти!
— Я в выходные стараюсь пораньше уйти из гостиницы и попозже вернуться. Ездим с девчонками на маршрутке в столицу, в кино ходим. Но, естественно, Алине в этом плане легче, она может домой "сорваться" — у нее квартира в Москве.
— Все-таки такой растительный образ жизни и отсутствие своего угла давит на психику?
— Нет, тем более что мы с девочками-провинциалками морально поддерживаем друг друга. Знаете, у каждой из нас своя задача, которую мы выполняем. Ради глобальной цели можно и потерпеть. Потом все будет: и уютный дом, и муж, и дети.
— Вы участвуете в том числе и в коммерческих турнирах. Сами обеспечиваете семью?
— Да. Мама работает в Омске в музыкальной школе, зарплата у нее небольшая, бабушка на пенсии.
— Вам нравится выступать в роли кормилицы или вы были бы не против, если бы эти функции взвалил на свои плечи кто-то другой?
— Нравится! Хочу зарабатывать и впредь. Так приятно, когда родные радуются моим подаркам. Вот с Игр доброй воли я привезла маме французские духи, а бабушке — кофту и еще кое-что из одежды.
НАША СПРАВКА
Ирина Чащина. Выступает в художественной гимнастике. Родилась 24 апреля 1982 года в Омске. Рост — 164 см, вес — 42 кг. Чемпионка мира 1999 года в командном первенстве, чемпионка Европы 2001 года в упражнении со скакалкой, победительница Игр доброй воли 2001 года в личном многоборье и в упражнении с обручем. Первый тренер — Елена Арайс. Тренер — Вера Штельбаумс. Хобби: классическая музыка, книги. Талисман — маленькая плюшевая собачка.