Семин - Садырин: борьба и единство противоположностей
ЛОКОМОТИВ - ЦСКА
Трудно сказать, что же все-таки больше привлекает: противостояние борющихся за золото "Локомотива" и ЦСКА или дуэль их наставников Юрия Семина и Павла Садырина. Скорее всего, именно последнее. Не только потому, что эти монстры тренерского цеха являются светилами в своем деле, к тому же и друзьями, в отношениях которых на первый план выходит принципиальность, но и потому, что во времена правления других предводителей ЦСКА матчи армейцев с железнодорожниками не имели такой притягательной силы. Значит, роль Садырина в нынешнем ажиотаже достаточно велика.
Анатолий Байдачный, вынужденный каждый год менять тренерскую прописку, как-то посетовал, что уж больно нелегко найти свою команду в жизни: "Посмотрите, в России это удалось только троим: Романцеву, Семину и Садырину. Хотя Пал Федорыч и поколесил по постсоветскому пространству, ясно, что его дом — ЦСКА. Он не мог сюда не вернуться".
Байдачный неспроста стал об этом говорить, потому что гармония тренера и специфики клуба, его традиций и духа — это как раз то, что необходимо для достижения больших высот.
Cадырин уже давно не фамилия. Это характеристика. Безумное сочетание взрывоопасных эмоций и леденящего хладнокровия, простоты и гонора, демократичности и диктаторства. Это неуступчивость во всем, четкое выдерживание своей линии и наличие конкретной, достаточно непростой цели.
Многое было в жизни Садырина: и чемпионство с "Зенитом", и болтание в первой лиге, к примеру, с "Рубином", и Херсон в "инфарктной" зоне, и даже сборные России и Узбекистана. Но нигде качества Павла Федоровича не попадали на такую плодородную почву, как в стане красно-синих. Естественно, что словосочетание "ЦСКА и Садырин", даже без подходящего подбора исполнителей, — это притязание на первое место.
Трудностей у армейцев в этом сезоне хватало с избытком, с какими-то из них Садырин справился, с какими-то — нет, но факт остается фактом, сейчас золото-2001 для красно-синих висит на волоске. Спотыкаться нельзя. Порвется волосок — и борись только за зону УЕФА. Не очень-то радужная перспектива для легендарного клуба, да еще с такими потрясающими возможностями.
И наиболее интересное в данной ситуации то, что определяющим в этом плане будет матч с "Локомотивом", набравшим ныне завидный ход. Для Семина и его подопечных очень важно "грохнуть" армейцев и отцепить их тем самым от чемпионской гонки, а самим еще увеличить обороты. Без сомнения, нас ждет битва, в которой футболисты будут высекать искры.
Особый колорит этой встрече придает то, что наставники сегодняшних соперников — близкие люди за пределами поля. Ерунда, что друзья помогают жить и мешают работать. В данном случае это имеет эффект бумеранга: иногда проиграть другу больнее, нежели врагу. Кстати, супруга Павла Федоровича является одновременно и талисманом Юрия Павловича. То есть болеет за Садырина, а удачу приносит Семину. Как-никак, еще одна капелька бензина в огонь принципиальности.
...Они такие разные. Что одному хорошо, то другому — смерть. Причем в футболе полюса меняются диаметрально. Элементарный пример: Семин во время матча — настоящий смерч. Он весь в движении, постоянные рывки от скамейки до бровки и обратно, соответствующие жесты, потрясающая мимика — за километр видно, какие чувства бравый железнодорожник испытывает в тот или иной момент. Он не сдерживает себя в выражениях, "пихает" всем своим подопечным.
Садырин, наоборот, не видит смысла во всей этой суете. Он выглядит спокойным: никаких рывков и криков, такое впечатление, что человек страдает из-за недостатка эмоций. Но стоит только прозвучать финальному свистку, как наши герои тут же меняются ролями. Юрий Павлович превращается в скрытного персонажа, чуть ли не в профессионального разведчика, из которого вытягивать палитру словесных выражений приходится клещами. Игроков он не критикует, о своих переживаниях умалчивает. Общается в принципе без проблем, но уж больно часто уходит от прямых ответов. Павел Федорович за словом в карман не лезет. Может всем выдать на орехи: и игрокам, и соперникам, и судьям. Энергия из него бьет ключом, и остается только недоумевать, как он умудрялся ее в себе сдерживать целых 90 минут.
Дружба Семина и Садырина — это как раз тот случай, который в психологии называется "единство противоположностей". Впрочем, общего у них тоже хватает. Фаина Раневская иронизировала: "Против кого дружите?" Конечно, не нелюбовь к "Спартаку" является движущей силой в человеческом альянсе тренеров ЦСКА и "Локомотива", но, думается, желание скинуть красно-белых с российского Олимпа у обоих необычайно велико.
Неизвестно, кому из них в этом плане тяжелее. Садырин был там, наверху, пускай в последний раз и десять лет назад. Семин дальше второго места не продвигался, зато отличался, да и отличается стабильностью в своих притязаниях на первую строчку. Полагаю, чье стремление к чемпионству у наставников окажется сильнее, дружина того и уйдет сегодня победительницей с поля брани.
Плюсы и минусы команд нивелируются друг другом. Кураж, настрой, воля — вот что прежде всего будет определять результат. А эти компоненты как раз слишком основательно зависят от тренерского искусства.
Так получилось, что в течение одной недели Юрий Павлович и Павел Федорович приезжали к нам в редакцию — на "горячую линию" "Советского спорта". И как же много наставники услышали теплых слов поддержки в свой адрес, причем даже от поклонников остальных клубов. В первом случае — из-за чудовищной переигровки матча с "Тиролем", во втором — из-за трагической гибели Сергея Перхуна. И Семин, и Садырин говорили, что не знают, как случившееся отразится на их командах. "Локо" явно выдержал удар, хотя его отголоски могут напомнить о себе в любой момент. А вот не надломились ли армейцы, загадка. Возможно, наоборот, в знак памяти о своем партнере они смогут свернуть горы.
Как бы то ни было, нынешняя игра с точки зрения интриги и получения ответов на множество каверзных вопросов не имеет себе равных во втором круге. Только вот наверняка для кого-то из друзей-соперников полученные ответы окажутся неутешительными. И тогда в задушевной обстановке, когда страсти уже поутихнут, победитель, прекрасно знающий, что такое поражение, искренне скажет: "Не грусти, друг!"