Заложники обстоятельств
О том, что матч со "Спартой" могут перенести, менеджер спартаковцев Александр Хаджи предположил в беседе с Олегом Романцевым еще во вторник. И если руководство клуба было готово к подобному повороту событий, то для игроков отмена встречи стала настоящим потрясением. В ночь со среды на четверг раздосадованные красно-белые вернулись в Москву.
У КАБАНОВА ОТНЯЛИ МАТЧ ЖИЗНИ
В вестибюль отеля спускается Олег Романцев. Вид у него явно расстроенный. Здоровается со всеми: "Что, отыгрались?" Первое, чем интересуется Романцев, есть ли возможность провести занятие: что бы ни происходило, команда не должна выбиваться из тренировочного ритма.
Больше всех решением УЕФА был "убит" юный вратарь Максим Кабанов, который должен был дебютировать в Лиге чемпионов.
— Вы чувствовали, что 12 сентября — ваш день?
— Да. Я шел к нему всю свою жизнь. Когда узнал о том, что игра не состоится, жутко расстроился. Неделю назад тренеры мне дали понять, что у меня появился шанс заявить о себе. Я очень усердно готовился, в последние дни почувствовал необходимую уверенность. И, проснувшись в среду утром, понял: не подведу команду. Неизвестно, представится ли мне когда-нибудь такая возможность снова?
— 18 сентября в матче с "Фейеноордом" Левицкий не сыграет. Так что все в ваших руках. Справитесь?
— Для начала мне надо успокоиться. Думаю, я отойду от этого удара, а потом начну целенаправленно работать. Но в любом случае будет непросто.
ТИТОВ БОИТСЯ ЗА ЖЕНУ
Реакция спартаковцев на перенос матча была различной: кто-то сильно огорчился, кто-то отнесся к этому философски.
— Лично я был шокирован, — говорит капитан красно-белых Егор Титов. — Мы столько времени ждали этого матча.
— Как вы узнали о том, что игра не состоится?
— Еще за завтраком Володя Бесчастных сказал, что ему позвонили из Москвы и сообщили такую новость. Но тогда не было официального подтверждения. Я тут же набрал номер Хаджи — он был на совещании с делегатом УЕФА. Александр Леонидович подтвердил слухи. А потом посыпались звонки из России. Мне звонил Андрей Тихонов, Вове — Ролан Гусев.
Егор — человек хладнокровный. Но на этот раз выглядел обеспокоенным. Дело в том, что в Прагу на матч в компании с Юлией Булатовой прилетела его супруга Вероника. И Титов не был уверен, смогут ли женщины вернуться на следующий день в Москву, так как гарантию на полеты никто дать не мог.
БЕСЧАСТНЫХ НЕ ВЕРИТ В ЗАХВАТ САМОЛЕТОВ
— Владимир, вы как относитесь к тому, что придется вновь лететь в Чехию?
— Мне все равно, — говорит Бесчастных, — скажут играть — буду играть, скажут лететь — полечу. Я никогда в такие вещи не подключаю эмоции. Что ж поделаешь, раз так сложились обстоятельства.
— Можно ли найти плюсы в том, что встреча перенесена на более поздний срок?
— Их всегда можно найти. Ну, например, у нас вернется в строй Юра Ковтун. На одну встречу меньше мы сыграем без Максима Левицкого. К тому же после возвращения из сборной мы не провели ни одного матча вместе. Так что для лучшего чувства друг друга лишнее время не помешает. Все это не мелочи. Хотя будь у меня выбор, я сыграл бы прямо сейчас.
— У вас есть версия по поводу терактов в США?
— Мне не понятно, как можно было захватить самолет, да еще не один. В Америке мощная система безопасности, кабины пилотов защищены бронированной перегородкой. Я думаю, что никаких захватов не было. Все это — высокопрофессионально подготовленная акция, которая началась лет пять-шесть назад. Тогда внедрили этих пилотов, которые ждали нужного момента. В противном случае я не поверю, что можно нормального летчика заставить врезаться в здание, в котором находятся тысячи людей. Кто за всем этим стоит? Не знаю. Не исключено, что это японцы мстят за Хиросиму и Нагасаки. А может, здесь замешаны арабы. Главное, чтобы не пострадала Россия.
— Ребята по-разному восприняли случившееся, — говорит психологический барометр команды Юрий Васильков. — Кто-то морально подавлен, кто-то старается не подпускать это близко к сердцу. Лично я поражен. Смерть десятков тысяч людей — общенародная беда. Что же касается спартаковских дел, то по моей части никаких перемен не произошло. Настораживает только то, что нам предстоит войти в одну реку дважды. Надо будет опять лететь в Прагу, так же настраиваться, жить в той же гостинице. Полнейшая неопределенность и с тем, к каким числам готовить команду, будут ли переносы в чемпионате страны.
СПАРТАКОВСКИЕ ФАНАТЫ ВЛЕТЕЛИ НА ДЕНЬГИ
Не понятны многие организационные вопросы. В частности, кто понесет финансовые затраты за дублирование матча?
— Клуб от этого не пострадает, — заявляет Александр Хаджи. — УЕФА возьмет это на себя. Подробности нам сообщат позже.
— А как быть с болельщиками, прилетевшими из Москвы (68 человек от клуба, около 250 — самостоятельно)?
— Получается, что они выбросили деньги на ветер. Это проблема. Возможно ли здесь что-то сделать, тоже пока не знаю.
— Билеты на матч с "Фейеноордом", который состоится 18 сентября в "Лужниках", по-прежнему в продаже?
— Нет, мы приостановили этот процесс. Сейчас живем как на вулкане. Все еще может десять раз измениться, вдруг завтра людям вообще не до футбола будет.
РОМАНЦЕВ ПРИНИМАЕТ ВСЕ КАК ЕСТЬ
В 1999 году, когда теракты захлестнули Москву и сотни россиян погибли под развалинами домов, спартаковцы выступали с инициативой почтить память жертв минутой молчания перед своим матчем с "Виллемом". Получив категорический отказ, они попросили разрешения выйти на игру с траурными повязками, но польский комиссар УЕФА не удовлетворил и эту просьбу.
Когда дело коснулось американцев, футбольные европейские чиновники тут же объявили неделю траура. Этот факт не прошел незамеченным и для большинства спартаковцев. Однако, как верно отметил Владимир Бесчастных, сейчас, когда погибли тысячи людей, неуместно заострять на этом внимание. Скорбь затмевает политику.
Примерно в том же духе высказался главный тренер москвичей Олег Романцев, когда я поинтересовался его реакцией на перенос матчей еврокубков.
— Какая может быть реакция? — рассуждает Романцев. — Даже неэтично об этом говорить. Ведь столько людей погибло. Остается принимать все, как есть.
— В связи с изменениями придется ли вам вносить какие-то коррективы в свои планы, связанные с подготовкой команды к матчам первенства страны и Лиги чемпионов?
— Пока мы об этом не задумывались. В среду вечером я провел тренировку, дал ребятам достаточно неплохую нагрузку. По прилете в Москву изучу расписание наших игр, подумаю, что можно предпринять, чтобы разгрузить середину октября. Созвонюсь с президентами других клубов. Уточню, допускают ли они возможность переносов. Но это все предположительно. Пока же я готовлю команду к ближайшему матчу с "Фейеноордом", который намечен на 18 сентября.