Посадите зрителей за решетку!
Бывший гонщик "Формулы-1" Жак Лаффит после аварии Лусиано Бурти сказал, что если бы подобное столкновение произошло лет десять назад, скорее всего, гонщика не удалось бы спасти.
Авария на 5-м круге "Гран-при Бельгии" между Эдди Ирвайном и Лусиано Бурти вызвала широкий резонанс у "формулической" общественности. И хорошо, что в основном обсуждают не вопрос, "кто виноват" в инциденте, а "что делать", чтобы предотвратить крупные трагедии во время проведения гонок.
Четырехкратный чемпион мира Михаэль Шумахер, который является президентом Ассоциации пилотов "Гран-при", считает, что из аварии Бурти все должны, с одной стороны, вынести определенные уроки, а с другой - он удовлетворен тем уровнем безопасности, который достигнут сейчас в "Формуле-1". С этим выводом Шумахера согласны все: и Ален Прост, и Ники Лауда, и действующие пилоты - Дэвид Култхард, Рубенс Баррикелло, Эдди Ирвайн. Только благодаря мерам Международной автомобильной федерации (ФИА), принятым в последнее время, Бурти так легко "отделался". Стоит отметить, что битву за жизнь гонщиков начали еще в 60-е годы, но особого прогресса удалось достичь лишь за последнее десятилетие, когда уровень технологий в "Формуле-1" поднялся в прямом смысле до космических высот. Болиды сейчас меньше похожи на машины, а больше на реактивные самолеты не только по скорости, которые они развивают, но и по уровню оборудования. Кто-то из знаменитых гонщиков прошлого заметил, что в отличие от сегодняшнего дня в 50-е годы гонщики скорее сидели на болиде, а не в нем.
Президент ФИА Макс Мосли в прошлом году, издавая документ "о безопасности "Формулы-1", назвал главным приоритетом своей организации не повышение зрелищности автоспорта и даже не коммерческий вопрос, а разработку всесторонних мер безопасности, которые должны затем найти применение и на обычных дорогах в серийных автомобилях.
По словам Мосли, начиная с 70-х годов количество несчастных случаев в автоспорте уменьшилось в десять раз. Но это не предел. Невозможно представить автоспорт абсолютно безопасным, но стремиться к этому необходимо.
По сути работу можно вести в двух направлениях - изменять трассу и автомобиль. Если внимательно проанализировать то, что произошло в Бельгии с Бурти, нельзя не обратить внимания на роль отбойников из покрышек. С одной стороны, они приняли на себя основной удар, а с другой - "закопали" пилота так, что маршалам понадобилось очень много времени, чтобы добраться до гонщика. Правда, Ники Лауда и другие специалисты считают, что надо дать еще основательную оценку действиям обслуживающего персонала. Все ли они правильно сделали и достаточно ли организованно работали? Возможно, необходимо модернизировать специальные программы по обучению персонала во время экстремальных ситуаций с учетом требований сегодняшнего дня.
Что касается изменения конфигурации трасс, в том числе известных поворотов типа "Красной воды" в Спа, то здесь гонщики не имеют единого мнения. Одни категорически против этого, другие считают такую меру необходимой. Так, Ральф Шумахер, например, придерживается мнения, что "Красная вода" опасна, так как это место недостаточно широкое, а Култхард — что надо только реконструировать зону вылета: либо сделать ее побольше, либо насыпать специальный слой вязкого покрытия, гасящего скорость.
Если с 1994 года в "Формуле-1" не было ни одного случая гибели гонщика, то об обслуживающем персонале этого сказать нельзя. Год назад в Монце погиб пожарный, а в начале этого сезона в Мельбурне от удара колеса, отлетевшего от болида, скончался маршал. Счастье, что подобная трагедия не произошла в Хоккенхайме, где на стартовой прямой столкнулись Михаэль Шумахер и все тот же Бурти. Обломки от болида бразильца тогда разлетались на десятки метров, и, как пишет одна из австралийских газет, случись такое в Австралии, несколько десятков зрителей погибло бы на месте. А вызвано это тем, что в "Альберт-парке" асфальтовая дорожка находится на минимальном расстоянии от трибун и обломкам ничего не стоит перелететь через заграждение. Логичнее было бы увеличить высоту решеток, отделяющих зрителей от трека, но ФИА пока с этим вопросом медлит.