Жоржиньо: В России самое страшное - зима
Приезд в Россию зимой 1999 года лучшего футзалиста мира-92 бразильца Жоржиньо, несомненно, стал сенсацией. Но еще большей неожиданностью было то, как легко он освоился в русском мини, где нынче начинает уже четвертый сезон.
И здесь дело, похоже, не только в высокой зарплате, которая в начале российской карьеры была для теплолюбивого бразильца единственным объяснением его приезда к нам. Дело, похоже, в тех целях, которые поставил Жоржиньо как игрок и, не удивляйтесь, возможно, как тренер. Нет, именитый бразилец, которому в октябре исполнится 33 года, завершать карьеру игрока еще не собирается, но его рассуждения о российском мини и его команде "ГКИ-Газпром" хотя и носят несколько пафосный личный характер, тем не менее имеют и важный наставнический подтекст.
— Как много времени вы еще собираетесь играть в России?
— С одной стороны, в свои 32 года я чувствую себя в прекрасной форме и не особо думаю о непростом моменте расставания с карьерой игрока (а это я намереваюсь сделать именно в России, где у футзала отличные перспективы). С другой же стороны, я прекрасно понимаю, что это время обязательно придет, а поэтому, наверное, уже пора выполнить свое обещание перед президентом клуба. Когда я приехал в Москву, то имел с Григорием Поляковым продолжительную беседу, в которой я ему пообещал, что вернусь в Бразилию только тогда, когда выиграю с "ГКИ-Газпромом" два главных российских соревнования — Кубок и чемпионат. С первым удалось справиться в прошлом году, теперь дело за золотыми медалями.
— Вы рассуждаете очень зрело…
— Да, ведь со временем я надеюсь стать тренером. Мне приходилось работать с лучшими специалистами в мире, у меня много видеокассет с играми, специальными тренировками, где отрабатываются действия в атаке и обороне. Но пока мне кажется, что я еще могу многое дать своей команде и болельщикам как игрок.
— Столько времени вдалеке от родных краев…
— Конечно, на первом этапе было очень тяжело, и проблема не только во мне, но и в моей семье, которой было очень непросто адаптироваться к непривычной обстановке и особенно к климату. Но так устроена жизнь профессионального спортсмена — нередко она ведет в неизведанные места, но сейчас я почти всем доволен и даже, можно сказать, счастлив. На моих глазах и при моем участии российский чемпионат стал одним из лучших в мире. Это, кстати, подтверждают специальные исследования, проведенные в Бразилии. Именно после моего появления в "ГКИ" клубы стали заметно усиливаться футзалистами из дальнего зарубежья. Думаю, что я сказал свое слово и в становлении своего клуба, у которого сейчас есть собственная тренировочная база и с которым считаются все.
— В "ГКИ-Газпроме" много перспективных футболистов, однако в минувшем сезоне они играли нестабильно, заняв лишь 6-е место в чемпионате. Не помешает ли это обстоятельство в новом сезоне?
— Когда я приехал в Россию, эти ребята были как слепые котята, а сейчас после их передач и забитых мячей на трибунах восторженно восклицают, как же это у них так здорово получилось! Сегодня после окончания тренировки парни остаются со мной еще минут на десять, чтобы научиться тому, что я познал в их возрасте. Именно так приходит прогресс в игре. Наверное, поэтому сейчас меня радует в первую очередь не моя зарплата, а то, как на глазах растут молодые ребята. Когда мы осенью прошлого года выиграли Кубок России, они подошли ко мне и сказали "спасибо, Жорж". Для меня это было очень важно.
— Вас не расстраивает факт, что в новом сезоне рядом с вами будет меньше партнеров из Латинской Америки?
— Нет. Сложившаяся ситуация даже в определенном смысле интересна. Пара бразильцев и дуэт россиян одновременно на площадке — это ведь смешение абсолютно разных стилей. Наши техника и супернацеленность на ворота, ваши спокойствие и любовь к игре в пас, а также долгое выжидание благоприятного момента для решающего удара. Мне, например, крайне любопытно, к какому результату все это приведет. Очень хочется верить, что к тому, на который настроены все игроки и руководство клуба.
— Не создает ли российская действительность сложностей для ваших детей?
— В России самое страшное - зима. Почти все это время мы проводим дома. Дети, да и я с женой больше 15 минут на улице выдержать не можем, поэтому основательно готовимся к этому периоду. У меня дома есть почти все — и тренажерный зал, и компьютер, и самые разные игры для детей - иначе можно сойти с ума. Особенно непросто приходится детям. К сожалению, в Москве нет школы, где основным языком общения был бы португальский. Но они понимают, что у их папы просто такая работа.