Новая арена "Шальке 04" - самая большая пивная мира
На прошлой неделе, спустя почти 1000 дней строительных работ, в Гельзенкирхене открылся современнейший стадион Европы, имя которому "За Шальке". В торжественном открытии арены в присутствии 62 тысяч зрителей приняли участие президент УЕФА Зепп Блаттер, президент НФС Герхард Майер-Форфельдер, глава оргкомитета чемпионата мира по футболу 2006 года Франц Беккенбауэр.
21 ноября 1998 года началось строительство стадиона. Три тяжелых года воздвигалось это спортивное сооружение в самом центре Гельзенкирхена. Руководство клуба, игроки, болельщики команды с нетерпение ждали открытия арены, которая должна стать олицетворением клуба нового тысячелетия. Огромный и одновременно уютный чисто футбольный стадион напоминает внешне суперсовременный кинотеатр из стекла и стали. Сам футбольный газон находится в одиннадцатитонной и 79-метровой ванне, крыша, задвигающаяся в течение 30 минут, придает арене вид закрытого зала, в котором наравне с футболом можно устраивать теннисные матчи, концерты, конференции; примерно 500 служителей правопорядка, 500 мониторов в подтрибунных отделениях для повторов голов, отличная акустика в 105 dB (A), конференц-зал для 100 репортеров, 28-тонное четырехстороннее табло.
Еще ни разу в истории бундеслиги окупаемость новой арены так напрямую не зависела от будущих успехов клуба. Ведь потраченные на строительство 358 млн. немецких марок смогут оправдать себя лишь при условии удачного выступления команды в бундеслиге и Лиге чемпионов. И тогда не будут пустовать 72 ложи-люкс (стоимость одного места в данном секторе стоит от 93 до 144 тысяч марок в год), 1400 так называемых бизнес-места (6 — 9 тыс. марок в год). Хотя в ближайшее время проблема продажи дорогостоящих билетов на "королевские" места не актуальна — все они уже проданы на пять лет вперед. "Продажа билетов на 17 игр бундеслиги плюс европейские кубки принесет нам около 30 млн. марок в год", — прокомментировал управляющий делами и ответственный за бизнес-план Петер Петерс.
Основное финансирование строительства взял на себя один из крупных немецких банков, давший ссуду в размере 225 млн. марок на 15 лет. Примечательным же является вклад болельщиков, собравших 15 млн. марок. Каждый, кто хотел внести свой вклад в строительство, заключал с "Шальке 04" договор: болельщик давал клубу беспроцентную ссуду в 500 марок, которая возвратится ему в течение 10 лет в виде чека на покупку всевозможных товаров. Кроме того, имя человека, давшего ссуду, навечно, по его согласию, останется на почетной специальной доске. К сказанному также стоит добавить, что инициатива в оказании помощи команде шла от самих болельщиков. Фан-клуб, только услышав первые позывные о планируемом строительстве, сам обратился к руководству и предложил свое содействие.
Футбольный бизнес напрямую связан с болельщиками. Их безопасность и комфорт — главные задачи организаторов спортивных мероприятий. А что же волнует больше всего немецкого болельщика, переступившего порог спортивной арены? После опроса 2000 человек выяснилось следующее:
94% зрителей волнует в первую очередь безопасность,
93% — чистые и в необходимом количестве санитарные сооружения,
90% — удобный проезд до стадиона общественным транспортом.
Главной особенностью на стадионе является внутренняя валюта — кнаппы. Оплаты наличными деньгами не существует. Кнаппы представляют собой карточку с чипом достоинством 10, 25 и 50 единиц. Это соответствует 20, 50 и 100 маркам. "Валюту" можно приобрести на стадионе. Преимущества расплаты карточками давно известны (данная оплата широко распространена в университетских столовых) — нет никакой сдачи, поиска мелких монет, а с этим уменьшаются и очереди за национальным напитком Германии во время перерыва. После матча оставшиеся кнаппы можно поменять обратно на марки или оставить их на своей карточке до следующих игр.
Сеть общественного питания заслуживает также отдельного внимания. Ведь немецкий фанат, придя на стадион и не увидя на прилавке привычную ему сосиску с холодным пивом, почувствует себя оскорбленным. Стадион "За Шальке" представляет собой самую большую пивную мира. Четыре огромных пивных погреба с температурой пива минус 3 градуса, расположенные под газоном стадиона, 112 пивных кранов на прилавках, 5000 метров пивных шлангов через все поле. Организаторы рассчитали: 4 литра на каждого посетителя игры, что составляет 248 тыс. литров пива. Цены вполне приемлемые и не отличаются от цен в центре города: за 0,5 л пива болельщик должен заплатить 2,8 кнаппа (5,6 марки), за сосиску — 2,1 кнаппа (4,2 марки).
Особое значение при постройке стадиона отводилось расположению и безопасности стоячих мест. Гельзенкирхенцы отказались от английской практики постройки новых стадионов с "All Seater", так как сидячие места в Германии (цены от 10 — 20 марок) не только самые раскупаемые, но и придают любой игре домашнюю атмосферу. В этом случае болельщик и становится тем самым 12 игроком своего клуба.
Вопрос о строительстве или модернизации стадионов в той или иной части страны сегодня актуален во всей Германии. Не за горами строительство арен в Кельне или Мёнхенгладбахе, ждет своего часа Олимпийский стадион в Мюнхене. Ведь скоро, в 2006 году, в Германии пройдет чемпионат мира по футболу, и оргкомитету во главе с Беккенбауэром придется тогда серьезно поломать голову над выбором лучших мест проведения первенства.