B поисках идеальной формулы
В этом году дебаты о формуле проведения соревнований в первом дивизионе вспыхнули с новой силой. На протяжении трех лет второй по своей престижности эшелон национального чемпионата ежегодно сокращался на две команды.
КАК ЭТО БЫЛО
В 1970 году чемпионат Советского Союза стал разыгрываться в четырех эшелонах: в классе "Б" и трех лигах класса "А" — высшей, первой и второй. На следующий год класс "Б" упразднили, и структура чемпионата приняла формы, которые остаются практически неизменными вот уже три с лишним десятилетия. В эпоху Советского Союза это число (22) потом на протяжении двух с небольшим десятилетий незначительно варьировалось: от 20 до 24 коллективов. Состав участников соревнований долгое время оставался неизменным. И такие, например, команды, как душанбинский "Памир", ярославский "Шинник", запорожский "Металлург" или кишиневский "Нистру" провели по 20 сезонов.
Российский чемпионат открыл новую веху в истории первого дивизиона. В 1992 году в трех его зонах на старт вышли 52 коллектива. Так уж получилось, что участниками соревнований стали не только представители трех так называемых буферных зон второй лиги чемпионата СССР, но еще большая группа клубов, лишь недавно приобретших статус профессиональных.
УРОКИ ГЕОГРАФИИ
Обращаясь к истории первой лиги, следует напомнить, что в союзные времена была необычайно широка география ее участников. На западе это были Вильнюс, Рига, Клайпеда. На восток командам приходилось летать вплоть до Хабаровска. Впрочем, по меньшей мере, еще 4-5 коллективов практически регулярно представляли в первой лиге республики Средней Азии. Примерно таким же числом полпредов было представлено и Закавказье. Как правило, на четверть, а порой даже и на треть первая лига формировалась из украинских команд.
С распадом Советского Союза многие старожилы первого дивизиона оказались в ближайшем зарубежье.
Если сейчас искать оптимальную форму проведения соревнований в первой лиге, то, несомненно, следует обратиться к опыту США, которые по размерам территории хотя бы в какой-то степени сопоставимы с Россией. Там уже давно проводятся регулярные чемпионаты в НБА, НФЛ, НБЛ, НХЛ, которые включают в себя по 80 игр за сезон. А затем сильнейших команд самых престижных лиг и ассоциаций Северной Америки ожидают еще и серии плей-офф.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВОСЕМНАДЦАТИ
Нынешняя формула проведения соревнований в первом дивизионе имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно смело отнести ритмичный календарь, отсутствие откровенно слабых как в финансовом, так и в игровом плане клубов.
Однако и минусы нынешней системы не менее очевидны. Никто, думается, не будет отрицать, что те 34 игры, которые проводят за сезон команды, — ничтожно малая нагрузка. Если отталкиваться опять-таки от зарубежного футбольного опыта, то окажется, что ведущие исполнители из Германии, Испании, Италии и Франции выходят сегодня до 50 раз на поле только в официальных матчах.
Нельзя и допустить, чтобы этот турнир вновь разросся до трех зональных соревнований. Здесь в первую очередь нарушается спортивный принцип отбора в элиту, а вот расходы сибирских и дальневосточных команд станут лишь немногим меньше. Да и визит в восточную часть страны ярославского "Шинника", казанского "Рубина", элистинского "Уралана" в их нынешнем состоянии — событие для сибиряков вне всяких сомнений.
Нельзя сбрасывать со счетов и климатический фактор. Уже сегодня ясно, что, расширяя количество участников соревнований в первом дивизионе, мы заставим Читу, Томск, Красноярск принимать на своем поле матчи в самом начале апреля и в конце ноября. Однако в этих городах состояние газона не позволяет футболистам и сейчас демонстрировать лучшие свои качества. А в апреле или в ноябре на востоке царит зима.
Есть еще как минимум два аспекта, не позволяющие немедленно расширить легион команд, выступающих в первой лиге. Во-первых, вряд ли по мановению волшебной палочки умножится число арбитров, способных обеспечить достойный уровень судейства. Несомненно и то, что с увеличением количества команд упадет их средний уровень.
ВТОРОМУ ДИВИЗИОНУ НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ СТАТУС
О возвращении второго дивизиона к формату, существовавшему до 1998 года, есть рациональное зерно. Слишком велик нынче разброс возможностей клубов низшего профессионального эшелона. И это чревато утратой интриги задолго до финишей турниров. В то время как "монстры" типа липецкого "Металлурга" скупают оптом и в розницу мастеров, поигравших на более высоком уровне, омское "Динамо" и нижегородское "Торпедо-Виктория" вынуждены сниматься с чемпионата. На грани этого решения балансирует солидная группа клубов, надеющихся на помощь местных бюджетов, но практически ее не получающих. Объединить их в отдельные соревнования равных было бы неплохо. Только профессиональный статус отнимать и в ведение региональных федераций передавать не надо — это только ухудшит ситуацию. Во второй лиге тогда останутся только клубы, способные стать реальным усилением для первой. Вспомним, начало и середину 90-х, когда минимум один из выходцев из низов, наводил наверху шорох, претендуя на одну из путевок в элиту. Кроме того, в случае организации второй лиги максимум из трех зон отпадет необходимость в переходных матчах. О том, как они вредны, известно с союзных времен. Пример "Северстали"-2000 только подтверждает это. Завоевав путевку в первый дивизион, она решила остаться во втором. Освободившееся место, как снег на голову, обрушилось на "Химки", вынужденные в авральном порядке перестраивать план предсезонной подготовки и селекционную работу. Неудивительно, что теперь подмосковный клуб стоит в очереди на вылет.
Таким образом, получается: деление второго дивизиона пойдет на пользу как сильнейшим, так и более слабым представителям. Соответственно от этого выиграет наш футбол в целом.