Сергей Николаев: Денисов сам себя уволил
В предстоящем чемпионате России от уфимского "Салавата Юлаева" ждут многого. Надежды связаны прежде всего с приходом в клуб в конце прошлого сезона на пост главного тренера известного специалиста Сергея Николаева. Обновленную команду можно было увидеть на турнирах в финском городе Паюлахти и на недавно закончившемся в Уфе Кубке президента Башкортостана. Судя по результатам — третье место в Финляндии, пятое в Уфе, становление коллектива идет непросто. Но Николаев не теряет оптимизма.
ИЗ АМЕРИКИ БЕРЕМ ТОЛЬКО ПО РЕКОМЕНДАЦИИ
— Сергей Алексеевич, начнем беседу с изменений в составе. "Салават Юлаев" вышел на трансферный рынок одним из первых — еще весной. Удалось укомплектовать как надо?
— Вряд ли найдется такой тренер, который скажет, что он доволен составом. Комплектованием должны заниматься профессионалы в течение всего сезона: наблюдать за хоккеистами, знать, чем они живут, чем их привлечь, чего от них ждать. У нас же пока так не получается. А где брать хороших игроков? Их ведь в России по пальцам пересчитать можно, на все клубы не хватит.
— Поэтому вы решили приглашать игроков из-за океана?
— Все-таки мы упустили время для проведения селекционной работы. Шаламай, Кухтинов, Агневщиков — вот, пожалуй, все, с кем сделали все вовремя. Решили просмотреть свой резерв, а его не оказалось. Из ближайшего выпуска школы можно надеяться на троих-четверых. Те уфимские игроки, которые сейчас в клубе, — в основном, в возрасте. Омолаживание надо тоже проводить постепенно, не снижая при этом нагрузок тренировочного процесса. Если предсезонную подготовку мы начали с шестью пятерками, то в Финляндию поехали уже с пятью. Отсеяли украинца Касянчука, челябинца Демидова, игрока СКА Ефимова, а после Кубка Паюлахти еще уфимца Холепу и нижегородца Мелякова.
— Брать хоккеистов из низших лиг Америки — большой риск. Тем не менее вы пошли на него.
— Вратаря Сергея Ткаченко рекомендовал тренер Анатолий Богданов, возглавляющий сборную Украины. Ткаченко, в 1989 году в составе юношеской сборной СССР выигравший чемпионат Европы, где был признан лучшим вратарем, девять лет провел за океаном. Физическая форма у него вроде в порядке, а вот проверить его в деле пока толком не смогли: он получил травму, и все матчи в Финляндии и большинство в Уфе провел Василевский. На просмотре в команде сейчас еще один вратарь — молодой Евгений Кононов из Новосибирска. Из Америки также прибыли форварды Константин Горовиков, Максим Рыбин и Александр Бутурлин — тоже по рекомендации. С ними заключены контракты. Другие приобретения — Акифьев, Агневщиков, Макеев, выступавшие в прошлом сезоне в командах российской Суперлиги, и Камалетдинов, воспитанник уфимского хоккея, проведший несколько последних сезонов в клубах московского региона. Пока это все новобранцы.
НУРТДИНОВ ПОТРЕБОВАЛ 3 ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ
— В СКА ушел молодой нападающий, воспитанник уфимской школы Руслан Нуртдинов. Но вы же сами говорили, что нужна молодежь, почему же его отпустили?
— Когда после отпуска команда только приступила к тренировкам, ко мне пришел Нуртдинов и потребовал зарплату в 3 тысячи долларов. Я его от неожиданности спросил: "Почему только три? Не четыре или пять?" Вместо ответа утром следующего дня он принес заявление об уходе. Не могу же я силой удерживать игрока. Правда, я переживал: "Вдруг парень заиграет?" Посмотрел его в Финляндии — все то же самое. Никого из игроков старого состава мы не выгоняли. Всем дали возможность проверить себя. Не скрою, нагрузки в команде увеличились здорово, кто не выдерживает — уходит сам.
— На турнире в Финляндии команда заняла 3-е место. Результат для вас нормальный?
— Мы ехали в Паюлахти готовиться к сезону, а не выигрывать турнир. Весь тренировочный процесс, расписанный по дням на две недели, выполнили в полном объеме. Только один раз заменили скоростную тренировку: началась гроза. Но интенсивность нагрузок не снизили. И все под строжайшим контролем врача. Сдвиги есть: по сравнению с прошлым годом функциональные возможности игроков возросли. Если бы не травма Ткаченко, то, возможно, результат был бы выше: Василевский стоял без замены.
— Над чем стали усиленно работать после Финляндии?
— Работа не прекращалась. Мощная функциональная подготовка — это хорошо, но в команде нет игровой дисциплины. Показательным стал матч на Кубке Паюлахти с Нижнекамском: нормально играли, а тут вдруг защитник Яханов на ровном месте нарушает и получает 2 минуты. Игра сломалась, дальше все пошло-поехало помимо логики. Никакие тренерские установки уже не соблюдались. После этого мы решили ввести штрафы за нарушение игровой дисциплины. В Паюлахти же определилось первое звено, которое в том же составе выступало и на Кубке президента Башкортостана: защитники Кухтинов — Камалетдинов, нападающие Шаламай — Заварухин — Горовиков. Шаламай стал лучшим нападающим финского турнира. Неплохо вписался в команду и форвард Максим Рыбин, ставший лучшим бомбардиром уфимского турнира. Следующие пятерки пока выглядят схематично. Ищем напарников для Муфтиева, Семака…
— Говорят, к эстонскому защитнику Агневщикову тоже есть претензии…
— Он сам по себе медлительный парень, в форму входит долго, но окончательный состав определится уже непосредственно перед стартом чемпионата. Вообще же до декабря у нас открыты вакансии в команде. Сейчас нам очень нужны два крайних нападающих.
НЕ МОЖЕМ ИГРАТЬ ДОМА
— Начало турнира в Уфе удачным не назовешь: два поражения…
— Сказываются родные стены. "Салават Юлаев" дома играет хуже: хочется повыпендриваться перед знакомыми, родными… На трибунах сидят президент республики и премьер-министр — это вдвойне волнительно, вроде товарищеские матчи, а напряжение, ответственность серьезная. Выводы же делать рано. Нагрузки специально к уфимскому турниру снижать не стали. Команда старовата: объемной работы некоторые игроки не выдерживают, идет процесс ломки. Но время еще есть. Вот "Локомотив" — мобильная, жесткая, силовая команда, она нас раскатала, а мы "подсели". И с вратарями у нас по-прежнему проблемы.
— Перед встречей с "Локомотивом" заявление об уходе написал Дмитрий Денисов. С чем это связано?
— В стартовом матче Кубка президента с "Торпедо" после первого периода я посадил его на скамейку запасных. Перед встречей с "Локомотивом" ребята раздевались на игру, и Диме тоже дали команду. Он же отказался, заявив, что его не предупредили заранее, он не готов. И отказался выходить на лед. А потом принес заявление с просьбой расстаться по-доброму. Демарш Денисова я воспринял так: он понял, что не готов к предложенным нагрузкам. Неприятно, конечно, но будем искать молодых хоккеистов.
— После турнира в Уфе куда направитесь?
— Остаемся тренироваться дома. Проведем товарищеские встречи с Нижнекамском — мы их должники, еще с кем-нибудь, а в конце августа участвуем в Кубке Ромазана в Магнитогорске.