Привыкаем к сильным легионерам
На этой неделе в составе российской команды появился европеец высочайшего уровня. Турок югославского происхождения Мирсад Туркан подписал контракт с ЦСКА. Можно констатировать, что наш баскетбол только выигрывает от "состязания менеджеров", или "войны кошельков". Это можно смело утверждать даже по закончившемуся клубному сезону. ЦСКА пробился в четверку лучших команд Супролиги, что, несомненно, достижение, но в то же время одна из лучших команд Европы осталась без медалей первенства страны. Что может лучше характеризовать силу внутреннего чемпионата? Уверен, наши клубы не остановятся в процессе усиления своих составов, что доказывает продолжающееся комплектование в межсезонье.
Мы уже успели привыкнуть к тому, что в российских командах выступают высококлассные игроки из стран Балтии, бывшей Югославии и США. Конечно, можно найти не одного американца класса Туркана. Но здесь есть три тонкости. Первая: наверное, любой баскетболист Нового Света предпочтет контракт, даже негарантированный, с клубом НБА почетному месту в Европе. Вторая: американский баскетбол — другая игра. Бледно выглядевший в ЦСКА Расти Лару здорово показал себя в летних лагерях и близок к заключению контракта с "Ютой". Третья: в связи с ограничениями не просто "рыночная цена", а сама значимость европейцев значительно выше.
За турецкого форварда Мирсада Туркана сражались несколько команд из Старого Света. Состязание выиграл ЦСКА. Вспоминая европейский опыт, задаешь себе вопрос: а не встанет ли перед нашими болельщиками дилемма о патриотизме и медалях? Ведь недавно вся Европа задумалась: "Что важнее — титул или зритель?" Это не пустой вопрос в разговоре о легионерах.
Пример — Греция. Настоящий подъем клубного эллинского баскетбола начался чуть менее десяти лет назад. За это время "Панатинаикос" и "Олимпиакос" не раз владели званием клубного чемпиона Европы. Эллинские клубы второго эшелона — второстепенными кубками. Но несколько лет назад наиболее удачливый и богатый из этого ряда — "Пао" столкнулся с серьезнейшей проблемой. При том, что клуб с пугающей других периодичностью выигрывал различные трофеи как внутри страны, так и на международной арене, зритель охладел к своей любимой команде.
Иной раз на международный матч "Панатинаикоса" собиралось каких-нибудь 5 тысяч. Может быть, в Москве эта цифра кажется значительной. Но подумайте сами, заполнялась всего лишь четвертая часть огромного комплекса — 20-тысячного ОАКА. Это объяснялось на удивление просто: поклонники "Всеафинского" клуба забывали о титулах. Перед ними стояла другая проблема — команда перестала быть греческой. Не по "порту приписки" — по духу. В составе было 3-4 грека. Причем в стартовом составе выходил один, и то в лучшем случае. Вот фанатам и надоело болеть за югославов (с греческими паспортами или без оных), американцев, итальянцев, немцев и даже ирландцев. Конечно, это не касалось встреч с главным противником — "Олимпиакосом". Победа над "заклятым другом" была приятна при любых вариантах. Тем более что и у соперников "своих" было не больше.
Но, наверное, греки в этом вопросе скорее исключение, чем правило. Если посещаемость матчей с участием "Реала" и "Барсы" снизилась, то отнюдь не из-за того, что число иностранцев в составах значительно увеличилось. И сейчас после принятия в Испании закона о том, что клубу можно иметь в составе только двух американцев или восточноевропейцев, в Мадриде "инчас" поняли, что им будет жаль прощаться с чехом Зидеком или словенцем Миличем (в "Тау" — перебор литовцев). Тем более рядом кровожадно облизываются итальянские клубные "монстры". Ведь на Апеннинах все ограничения на варягов сняты.
И народ в Италии на баскетбол ходит. С завидной для многих активностью. Причем не только в столице европейского клубного баскетбола Болонье, но и в других городах, включая населенные пункты, где расположены клубы-аутсайдеры. В Болонье, казалось, пресыщенной баскетболом, на матч с командой, которая заведомо не сможет составить конкуренцию "Киндеру" или ПАФу, билет не купишь. Видимо, дело все-таки не в том, кто приносит победы любимому клубу. Болельщики Перми и Москвы приветствовали американцев Бэртона и Роджерса, балтийцев Вайшвилу и Эйникиса так же тепло, как своих. Тем более мало какой клуб из наших может похвастаться своими воспитанниками. Люди болеют за команду, за конкретных игроков. И если латыш Умбрашко или хорват Аланович вызывают у поклонника ЦСКА иногда больше симпатий, чем доморощенные, что ж в этом плохого? Победы минераловодского "Локомотива" вообще ковались в Югославии и США, что не мешало клубу завоевывать поклонников.