"Анжи" на перепутье
Хизри Исаевич Шихсаидов — один из популярнейших людей в Дагестане, что, впрочем, и неудивительно.
Во-первых, Шихсаидов является премьер-министром республики, а во-вторых, недавно он снова возглавил футбольный клуб "Анжи", хотя, как большинство жителей Дагестана, в молодости увлекался борьбой и выполнил даже норму мастера спорта. Шихсаидов вернулся в "Анжи", когда клуб оказался на перепутье, — после прошлогоднего четвертого места нынешнее нестабильное выступление махачкалинцев плюс продажа двух ведущих футболистов — Ранджеловича и Рахимича дали повод говорить о банкротстве махачкалинской команды. Как же получилось, что лучший клуб Дагестана оказался в кризисном положении? На эту тему наш корреспондент беседовал с Шихсаидовым.
ПОДКАЧАЛО ЗДОРОВЬЕ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА
— Хизри Исаевич, слабая, по сравнению с прошлым годом, игра "Анжи" — для вас неожиданность?
— Слухи о нашем банкротстве сильно преувеличены, — считает новый президент "Анжи" Хизри Шихсаидов. — Хотя положение у нас действительно непростое, и это при том, что бюджет команды за год увеличился почти в два раза. Условия для подготовки стали лучше, премиальные и зарплата тренеров, врачей, футболистов сохранились на прошлогоднем, высоком уровне. Увы, в конце первого круга команда попала в полосу неудач и в итоге опустилась на непривычное для себя 11-е место.
— Чем же вы все это объясняете?
— Серьезными упущениями тренеров. В первую очередь это касается организации учебно-тренировочного процесса и селекционной работы. Команда, по сути дела, оказалась московской, поскольку почти все сборы в ходе чемпионата проводила в Новогорске. Хотя заранее все знали, что половину встреч она сыграет дома. Не могу сказать, чья это была идея — тренироваться в Подмосковье, но в любом случае это была грубая ошибка. Объяснение, правда, тому было логическое — в клубе немало москвичей, которым было удобно днем находиться на базе, а ночевать с женами в уютных московских квартирах. Когда следующий матч проводится в Москве, то готовиться к нему и в самом деле можно было бы в Новогорске. А вот когда очередная встреча предстояла в Махачкале, то этого делать никак было нельзя — ведь в Дагестане несколько иной климат, чем в Подмосковье. Поэтому нашим футболистам приходилось адаптироваться даже к домашним играм. Кроме того, была прервана связь с нашими болельщиками. О том, как любят футболистов "Анжи" в Махачкале, можно судить хотя бы по тому, что на каждой тренировке собирается по несколько тысяч болельщиков. И для них это не просто возможность посмотреть на занятия своих любимцев, но и шанс пообщаться с ними, а футболисты в свою очередь получают от этого общения психологическую подзарядку. Не случайно в прошлом году, когда команда готовилась дома, мы проиграли в Махачкале, если не изменяет память, только "Спартаку". А в этом чемпионате на своем стадионе потеряли уже немало очков.
— Что вы хотели сказать о селекционной работе?
— Бывший главный тренер команды Гаджи Гаджиев неоднократно сетовал на слабую селекционную работу. Во-первых, подбор игроков — это прежде всего его прерогатива. Во-вторых, у людей, не знакомых с истинным положением дел в клубе, могло сложиться ошибочное представление, будто руководители "Анжи" скупились, не давали деньги на покупку игроков. Поверьте, это было далеко не так. В межсезонье в "Анжи" на просмотре побывало, наверное, два или три десятка кандидатов. И с некоторыми из них были заключены контракты. Однако позже выяснилось, что большинство новичков не отвечают необходимым требованиям, их мастерство оказалось низким и в лучшем случае некоторые из них стали игроками дублирующего состава, а отдельные были освобождены. Более того, несколько новичков после получения денег вообще исчезли из команды. Так что же, виноваты в таком неумелом выборе тренеры или работники клуба?
РАХИМИЧА УГОВАРИВАЛИ ОСТАТЬСЯ, РАНДЖЕЛОВИЧА ОТПУСТИЛИ С ЛЕГКОЙ ДУШОЙ
— Тогда непонятно, как же при нехватке высококвалифицированных футболистов вы вдруг в самый, возможно, ответственный момент в судьбе "Анжи" продали двух ведущих игроков, легионеров из бывшей Югославии, Рахимича и Ранджеловича?
— Начну с того, что от продажи этих футболистов, за которых в свое время мы заплатили не так уж много денег, сейчас получили больше, чем затратили два года назад, и на эту разницу можем купить теперь новых перспективных футболистов. Но не это главное. Когда возник разговор о выгодной продаже Ранджеловича и Рахимича, мы все равно исходили не из прибыли, а из проблем игры "Анжи". Рахимича, например, я сам просил не уходить до конца сезона. Для нас это был очень полезный игрок, выполнявший огромный объем работы, но он не согласился. А Ранджеловича мы отпустили с легкой душой. Полтора года он тоже приносил нам пользу, хотя в мастерстве заметно уступает Рахимичу. Однако в этом сезоне, когда нападающим заинтересовались другие клубы, Ранджелович уже не столько помогал, сколько вредил нам, поскольку постоянно занимал место в основном составе, но свои обязанности выполнял спустя рукава, без большого желания. Он, как говорят в таких случаях, сидел на чемоданах и берег ноги. Рад, что в ЦСКА он пришелся ко двору, забил уже несколько мячей, закрепился в стартовом составе — так что наша совесть перед руководителями ЦСКА чиста. Я не намерен осуждать ни Ранджеловича, ни Рахимича за уход из "Анжи". Это жизнь. Рыба ищет, как известно, где глубоко, а человек, где… рыба. Посмотрим, как сложится их жизнь в армейском клубе.
— Вместо Рахимича и Ранджеловича вы пригласили Холли и Эду. Не разочаровались в новобранцах?
— Наоборот. Несмотря на то, что они сыграли пока только в двух матчах, могу смело сказать, что на этот раз мы не ошиблись с приглашениями. Эти футболисты засиделись в дублирующих составах ЦСКА и "Крыльев Советов", явно соскучились по игре в "основе" и играют у нас с большим желанием. Не сомневаюсь, что их потенциал еще не раскрыт полностью и они принесут нам большую пользу.
ГАДЖИ ГАДЖИЕВ - БОЛЬ И СОВЕСТЬ КОМАНДЫ
— Как расстались с Гаджи Гаджиевым?
— Прежде всего должен признать двухлетнюю работу Гаджи Гаджиева в родной республике очень плодотворной. Мы не собирались с ним расставаться. Он много сделал не только для перехода "Анжи" в высший дивизион и успешного дебюта в нем в прошлогоднем чемпионате, но и дал толчок развитию футбола в Дагестане. Однако в последнее время по объективным причинам, в первую очередь по состоянию здоровья, Гаджи Муслимович не смог работать в полную силу и попросил его освободить. Мы с ним неоднократно встречались даже на уровне руководства республики, просили не спешить с отъездом, но Гаджиев в категорической форме отказался, сославшись на ухудшение здоровья, на необходимость, как он сказал, "подзарядить аккумуляторы". Лично я его понимаю. Жизнь, конечно, дороже любого футбола. А с другой стороны, надо полагать, Гаджиев лучше других разобрался в возникшей ситуации и пришел к выводу, что в таком положении он не только не выведет "Анжи" на прошлогодний уровень, но и рискует вернуть команду в первый дивизион. В любом случае он поступил честно, правда, с опозданием. Но все-таки дал нам возможность со спокойной совестью выбрать нового тренера.
ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ
— И вы остановили свой выбор на его бывшем помощнике Александре Маркарове. Почему?
— С выбором я недолго мучился. Как говорят в народе, от добра добра не ищут. Какие аргументы в пользу Маркарова? Прежде всего всю сознательную жизнь он живет в Дагестане. Играл в Махачкале, был лучшим бомбардиром, и его хорошо знают наши любители футбола. Закончив игровую карьеру, Александр Ашотович создал детскую футбольную школу, и некоторые его воспитанники сейчас играют в "Анжи". Кроме того, Маркаров оказался одним из тех, кто стоял у истоков нашего клуба, он работал с тренерами Эдуардом Малофеевым и Гаджи Гаджиевым и наверняка многому научился у более опытных коллег. Но главное, он хорошо знает все наши проблемы изнутри. Немаловажно и то, что Маркаров, повторяюсь, живет в Махачкале и даже в случае неудачного выступления команды добровольно не покинет ее, как это могут сделать иногородние тренеры, следовательно, он несет большую ответственность за судьбу "Анжи", чем приезжие коллеги, — здесь ему еще жить и жить. Прежде чем принять окончательное решение о назначении Маркарова главным тренером, я беседовал с футболистами. Им нравится и стиль работы всегда спокойного, выдержанного Александра Ашотовича, и его знания, поэтому ни одного возражения со стороны игроков я не услышал. Надеюсь, у нас не будет оснований сомневаться в правильности сделанного выбора.
И МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ
— Как обстоят дела с базой? Ведь по словам Гаджи Гаджиева, команда готовилась к матчу в Новогорске не потому, что главному тренеру не нравится Москва, а потому, что в Махачкале плохие условия для подготовки.
— Давайте рассмотрим этот вопрос в динамике. Вспомним, с чего все началось у нас и чего мы добились за это время. Что такое база? Это жилое помещение, стадион, тренировочные поля. Несколько лет назад база "Анжи" вообще находилась в плачевном состоянии — стадион "Динамо" не отвечал многим требованиям, не было запасных полей, а футболисты жили чуть ли не в общежитии. А что есть сегодня? Заканчивается реконструкция стадиона "Динамо", который будет отвечать всем требованиям УЕФА. Игроки живут в хороших, одно- или двухместных номерах с кондиционерами, телевизорами, в гостинице прекрасная столовая, специальный зал для видеопросмотров матчей, рядом скоро закончится строительство тренировочного поля. Бюджет клуба, повторяю, увеличился почти вдвое. Но это только начало — ведь и Москва тоже не сразу строилась.
— Скоро в Махачкале впервые состоятся матчи Кубка УЕФА. Вы готовы будете их достойно провести? Нет опасения, что руководители УЕФА, как несколько лет назад было с "Текстильщиком", не разрешат "Анжи" проводить домашние матчи на своем поле?
— Повода для опасения нет. Трибуны давно приведены в порядок. Сейчас меняют электроосвещение, раздевалки для игроков и арбитров вместительные. Ну а если вдруг членам комиссии УЕФА что-то у нас не понравится, есть запасной вариант — Владикавказ или, в крайнем случае, Москва.
— Ясно, что за короткое время вашего президентства устранить все недостатки вам не удалось. Что намерены сделать в ближайшее время?
— Времени у меня действительно мало. Но некоторые изменения все-таки произошли — вслед за главным тренером вернулись в Москву освобожденные из команды врач Кнак, администратор Исаков, так называемый психолог Каманин. Появились новые футболисты, и, помимо Холли и Эду, видимо, заключим контракты с двумя-тремя игроками. Так что в хорошем будущем "Анжи" в Махачкале никто не сомневается.