Миру - мир, Колумбии - победу
Кубок Америки-2001 войдет в историю как один из самых противоречивых, несуразных и богатых на сюрпризы соревнований. Тем не менее его главный итог следует признать закономерным: в существующих условиях победителем турнира могла стать только сборная Колумбии, ради обеспечения победы которой были использованы все законные средства.
Колумбийцы начали расчищать себе путь к победе еще задолго до старта Кубка Америки, причем в ход пошли методы, никоим образом не отвечающие принципам "Фэйр плей". Навела на мысль об этом в первую очередь история с исчезновением в Колумбии вице-президента КОНМЕБОЛ колумбийца Эрнана Кампусано, который был похищен без предъявления каких-либо требований и вскоре целый и невредимый оказался на свободе. Прошло всего несколько дней после его освобождения, как было принято решение об изменении сначала места проведения Кубка Америки, а затем и даты. Неудивительно, что большинство сборных задались вопросом заполнения неожиданно появившегося свободного времени, как вдруг, словно гром среди ясного неба, прозвучало решение КОНМЕБОЛ: турнир проводить здесь, в Колумбии, и в ранее запланированные сроки. И это менее чем за неделю до старта! Таким образом, с дороги колумбийской команды были убраны минимум два главных конкурента: Уругвай прислал на 90% молодежную сборную, а аргентинцы, в адрес которых раздавались постоянные угрозы, и вовсе отказались от вояжа в Колумбию. Остальные страны с грехом пополам собрали свои команды, тогда как состав колумбийской сборной не претерпел никаких изменений и предстал в полной боевой готовности.
За три недели, что на полях Колумбии шли футбольные баталии, в стране не было зафиксировано ни одного теракта, ни одного похищения с целью выкупа. Только три шальных немца пропали где-то на севере да два возбужденных болельщика погибли в Боготе, отмечая победу своей сборной в финальном матче. Террористы и власти словно заключили неофициальное перемирие с тем, чтобы Кубок Америки прошел без сучка без задоринки, не оставив ни малейшего повода для критики организации турнира.
Сейчас КОНМЕБОЛ на пару с ФИФА начинает судорожно искать пути выхода из той пикантной ситуации, в которой они оказались. Такой дискредитации континентального первенства мировой футбол еще не знал: чтобы прочувствовать всю глубину кризиса, достаточно представить себе, что на Евро-2004 откажутся прибыть англичане, французы привезут полуосновной состав, а испанцы с итальянцами — второй-третий. Кстати, южноамериканские футбольные чиновники уже обратились к испанцам с предложением организовать у себя Кубок Америки и задействовать в нем еще и итальянцев с португальцами. До этого в их воспаленных умах витала еще одна идея — расширить число участников до 16 за счет присоединения к десяти южноамериканским сборным шести сильнейших команд КОНКАКАФ — Мексики, США, Коста-Рики, Гондураса, Гватемалы и Ямайки. Идеологическая основа такого решения — "очевидный прогресс латиноамериканского футбола". Только почему-то именно очевидного чиновники КОНМЕБОЛ так и не заметили: прогресс этот стал заметным только на фоне отсутствия сильнейших игроков Уругвая, Парагвая и Перу и продолжающейся деградации сборной Бразилии. Так или иначе, как ни грустно это признавать, южноамериканское первенство по сравнению с 1999 годом обесценилось еще сильнее, и его будущее продолжает оставаться под большим вопросом.