Нарвик Сирхаев, который не собирается расставаться с Махачкалой
По версии "Советского спорта" лучший игрок месяца — Нарвик Сирхаев. Левый полузащитник, капитан "Анжи" напоминает мощный электровоз, который перед стартовым свистком не только выводит команду в центральный круг из раздевалки-депо, но и все 90 минут тянет за собой состав. Неудивительно, что в Дагестане он такой же любимый народный герой, как и прославленный поэт Расул Гамзатов.
С удовольствием с ним играют партнеры. По словам бывшего опорного полузащитника "Анжи" Элвера Рахимича, недавно перешедшего в ЦСКА, когда он играл с Нарвиком, капитан брал на себя немалую часть его работы, особенно в обороне, хотя Сирхаев любит больше атаковать, чем бороться за мяч у своей штрафной площади. Вместе с Рахимичем из Махачкалы в армейский клуб, как известно, переехал еще один легионер из бывшей Югославии, нападающий Ранджелович. Безусловно, это большая потеря для "Анжи", тем не менее с Сирхаевым дела поправимы и потери не столь чувствительны. Ранджелович большой мастер только завершать атаки, начатые партнерами, а Нарвик умеет и сам обострить игру, создать голевой момент и, главное, забить мяч в ворота.
НЕВЕЗЕНИЕ - НАША ГЛАВНАЯ БЕДА
Год назад махачкалинский клуб удивил многих любителей футбола успешным выступлением на протяжении всего длинного сезона, а в этом чемпионате уже в первом круге дал повод говорить о банкротстве.
— Нарвик, чем вы объясняете затяжной спад в игре "Анжи"?
— Я не назвал бы неудачный исход некоторых матчей спадом. Напомню, что немало важных очков мы потеряли в конце встреч — проиграли "Алании" и ЦСКА, упустили победу в финале Кубка с "Локомотивом", в матчах с "Торпедо-ЗИЛ", "Сатурном", "Факелом", у которого мы, кстати, выигрывали со счетом 2:0. На эти результаты можно посмотреть по-разному. Согласен, что это были досадные осечки, но ведь мы и в тех неудачных для нас играх и голевые моменты создавали, и забивали, и имели преимущество, так что говорить о нашей неготовности не приходится. Скорее, нам не хватало собранности на все 90 минут и элементарного везения.
— Наоборот, доводилось слышать предположения о том, что вам не хватало физической готовности, умения выдерживать высокие нагрузки, и связывалось это с неудовлетворительной подготовкой в межсезонье.
— В принципе я так не считаю. По крайней мере, у меня хватало и хватает сил играть в высоком темпе в каждом матче с первой до последней минуты. В то же время согласен, что неопределенность с главным тренером отрицательно сказалась на настроении некоторых игроков. Ведь на половине сборов не было главного тренера Гаджи Муслимовича Гаджиева, и тренировки проводил его помощник Александр Ашотович Маркаров. Никто из нас не сомневался и не сомневается в высокой квалификации этого специалиста, долгие годы отлично игравшего в махачкалинской команде "Динамо" и бывшего ее лучшим бомбардиром. Но футболисты — народ особый, и нередко это выражается в том, что к главному тренеру и его помощникам они относятся по-разному. Сейчас, когда Маркаров официально назначен главным тренером нашей команды, у многих из нас наверняка изменится к нему отношение. Я как капитан "Анжи" буду стараться помочь ему во всем — ведь мы решаем общую задачу, следовательно, и ответственность должны нести вместе.
— Отличаются ли тренировки под руководством Маркарова от занятий Гаджиева и временно работавшего у вас Бышовца?
— Они плоды одного дерева. В свое время Гаджи Муслимович долго помогал Анатолию Бышовцу в разных сборных и наверняка многому научился у более опытного специалиста, а Александр Ашотович, в свою очередь, был учеником у Гаджиева, поэтому большую разницу в тренировочном процессе мы пока не замечаем, хотя отличие, конечно, все-таки есть. При Гаджиеве, например, мы практически не играли в так называемый "квадрат", а Маркаров ввел это упражнение на занятиях. После ухода Гаджиева и Бышовца мы отказались готовиться к матчам в подмосковном Новогорске. Кому-то нравилось тренироваться рядом со столицей, особенно тем, у кого там квартиры, но в целом для игроков это все равно был казарменный режим, и занятия мы проводили при закрытых дверях, поэтому даже в свободное время далеко не у всех появлялось желание лишний раз съездить в Москву, посмотреть ее достопримечательности. А в Махачкале мы тренируемся на стадионе в центре города, на занятия приходят много любителей футбола, общение с которыми придает нам дополнительные силы.
В МАХАЧКАЛЕ ДЛЯ МЕНЯ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ РОДНОЙ
— Недавно из "Анжи" уехали два ведущих игрока — Рахимич и Ранджелович. А вас не приглашали?
— Приглашали и приглашают. Но у меня ситуация иная, чем у легионеров. Рахимич и Ранджелович приехали в Россию зарабатывать деньги, и в принципе им все равно, где играть. В Москве, если посмотреть на вещи с житейских позиций, жить им интереснее. А я вырос в Махачкале. Здесь не то что каждый дом — каждый камень для меня родной, и я не могу просто так уехать из отчего города, тем более в другой российский клуб.
— А если пригласят за рубеж?
— Хочется попробовать поиграть и в другом чемпионате, мне все-таки уже 27 лет и неизвестно, сколько еще продлится моя игровая карьера. Но пока путь в заграничные клубы мне закрыт, по крайней мере до конца года, когда закончится мой контракт с "Анжи". Мне и тем, кто хотел бы пригласить меня, в Махачкале дали понять, что на эту тему не будет даже разговоров.
ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ГНУШАЮСЬ ЧЕРНОВОЙ РАБОТОЙ
— Изменились ли ваши игровые обязанности при новом главном тренере?
— Формально я все так же выхожу на поле как левый полузащитник, но Александр Ашотович предоставил мне больше свободы и не ограничивает мою игру только бровкой поля. Наоборот, он сказал мне, чтобы я меньше занимался черновой работой в обороне, а сохранял больше сил для атаки. Правда, я и раньше не был в прокрустовом тактическом ложе, тем не менее "добро" Маркарова на игру по всему полю облегчило мои действия. Но я все равно не могу спокойно смотреть из центрального круга, как обороняются партнеры, поэтому обязательно бегу к своим воротам.
ПОЧЕМУ Я НЕ БОМБАРДИР
— Нарвик, в каждом матче вы имеете возможность забить по несколько мячей и если бы реализовали хотя бы половину голевых моментов, давно лидировали бы в споре бомбардиров с большим отрывом. Объясните, как вы легко обыгрываете соперников при подходе к воротам, но в решающий момент не завершаете свои прорывы точными ударами?
— Я и сам иногда удивляюсь, почему не забиваю из выгоднейших положений. Единственное объяснение — невезение. Впору к экстрасенсу обращаться, что, кстати, еще год назад я собирался сделать, но потом понял, что главная причина во мне самом — нужно до конца сохранять спокойствие, поскольку неточные удары — это не показатель низкого мастерства.
"АНЖИ" ВЫЖИВЕТ
— Уход Рахимича и Ранджеловича сказался на игре "Анжи"? Что делается для усиления команды?
— Безусловно, переход этих футболистов в ЦСКА ослабил нашу команду. Без Рахимича, например, часто случаются провалы в центре поля, а без Ранджеловича Будунову стало труднее взламывать оборону соперников. Но жизнь продолжается. Каждый сам выбирает свою судьбу. Мы в свою очередь тоже подыскиваем новых футболистов, способных усилить команду. Думается, нам это удастся, тем более с возвращением на должность президента клуба премьер-министра Дагестана Хизри Шихсаидова мы почувствовали заботу о себе.
СЫН ОГОРЧАЕТ КАПИТАНА
— Как обстоят семейные дела?
— Все нормально. Вот только сын Загидин стал меня огорчать. Я так надеюсь, что он пойдет по моим стопам, а он вдруг начал забывать о мяче. Теперь его все больше интересуют машины, телефоны и вообще всякая техника. Единственная надежда, что ему всего лишь 2 года и 3 месяца и со временем, когда он начнет ходить со мной на стадион, по-настоящему полюбит футбол.
— Год назад ваша мама и жена жаловались на то, что вы запрещаете им ходить на стадион. Это правило по-прежнему на них распространяется?
— А что им делать на стадионе? Пусть сидят дома и готовят мне ужин. С этим они справляются отлично, не забывая при этом и о футболе, — на стадион не ходят, но по телевидению не пропускают ни одного матча.
— Признание вас лучшим футболистом июля — неожиданность?
— Над этим я не задумывался. На каждую встречу выхожу с желанием только победить, а что подумают обо мне зрители или напишут журналисты, не так уж и важно. Для меня главное в игре — принести больше пользы команде.
Примечание: учитываются футболисты, сыгравшие 4 матча
НАРВИК СИРХАЕВ
Полузащитник "Анжи" (Махачкала)
Родился 16 марта 1974 года. Рост 184 см. Вес 75 кг.Выступал за команды: "Динамо" (Махачкала) - 1991-1996 гг.(с перерывом в 1994г.); "Анжи" (Махачкала) - 1994, 1997-2001 гг.
В чемпионатах России провел 49 матчей, забил 17 голов. В чемпионате России 2001 г. провел 19 матчей, забил 7 голов.