Вместо "ярмарки талантов" последняя проба сил
Позднее начало Олимпиады-2000 сдвинуло на месяц-полтора не только сроки национальных чемпионатов и финалов еврокубков. Раньше европейские и мировые чемпионаты баскетболистов проходили в июне — начале июля. Теперь они переносятся на те же два месяца.
Конечно, главное соревнование четырехлетия и его сроки — вещь в спортивном мире святая, непререкаемая. Но сиднейская Олимпиада, которая прошла в сентябре, несколько изменила статус чемпионатов Европы. По крайней мере, на ближайшее время. Во-первых, она ударила по интересам национальных команд, существенно изменив отношение игроков к первенству континента. Во-вторых, внесла существенные коррективы в работу селекционеров клубов. И, наконец, усложнила работу тренеров. Судите сами: к середине июля 95-го, 97-го, 99-го годов (а раньше — уже и в июне) чемпионат Старого Света был делом прошлым. Лучшие баскетболисты своей страны к этому моменту в нечетные годы проводили на различных курортах или на природе. Не считая тех, кто решал попробовать свои силы в НБА. Национальная баскетбольная ассоциация — вообще государство в баскетбольном государстве. В Штатах к чемпионатам Европы относятся, мягко говоря, своеобразно. Там их рассматривают как "отборочные турниры к предстоящим на следующий год Олимпиадам или первенствам мира".
Конечно, это точка зрения из-за океана. Им на турниры другого континента наплевать. Летние сборы должны начаться в июле. И если игрок намеревался просочиться сквозь "мясорубку" летних лагерей, это его дело. Дело, ни в коей мере не затрагивающее интересы сборной. При нынешних сроках ЧЕ это невозможно. И уж коли баскетболист захотел попробовать себя в НБА, изволь прибыть в лагеря к моменту начала тренировок и игр. Но европейцев, достойных внимания заокеанских скаутов, — единицы. Как это ни обидно, даже с учетом "старосветского вторжения" последних лет. Подавляющее же большинство лучших баскетболистов Европы раньше к этому времени уже располагались на берегах водоемов. Загорали или сидели с удочкой, чтобы к августу вернуться с каникул и начать подготовку к начинающемуся сезону.
Сейчас эти времена ушли. То есть, конечно, не для всех. Но для полутора-двух десятков лучших баскетболистов каждой страны, которые являются кандидатами в национальные сборные, точно. Это не просто "смазывает" начало сезона, но и "вставляет палки в колеса" наставникам. Во-первых, о построении каких командных взаимодействий, заложении фундамента на будущее можно говорить, если три-четыре основных игрока команды (свои и "легионеры") находятся за ее пределами! Впрочем, здесь достаточно отсутствия одного ключевого игрока. А во-вторых, надо понимать, что классных специалистов не так много. И большая часть тренеров совмещает работу в сборной и в клубе. Но реально ли успеть и тут, и там?
Тем более проявилось "похолодание" к чемпионату Европы у самих игроков. Ребят можно понять. Как ни крути, на жизнь зарабатывают они выступлениями в клубах. Там у них контракты, обязательства. А в сборных — ничего (как это ни обидно сознавать). За исключением премиальных и чести страны. Но призовые деньги достанутся не всем. Как вы понимаете, комплектов медалей всего три. А честь флага — материя высокая. Ее каждый понимает по-своему. Если вообще имеет такое словосочетание в лексиконе.
Но раньше большую часть баскетболистов на чемпионате Европы заставляло играть, биться по полной программе, не давая себе поблажек, именно раннее его начало. Как вы понимаете, контракты далеко не все подписывают долгосрочные. И не все успевают заключить новое или продлить старое соглашение в июне. Значит, надо показывать все, на что способен, не только на чемпионате, но и задолго до этого. Например, на сборах, чтобы пробиться в команду, да и во время товарищеских игр, чтобы обратили внимание селекционеры. Кроме того, зачастую игрок и клуб договаривались о сотрудничестве на сезон до начала, а оформляли бумаги после первенства континента. Но все же многие находили работу именно на Евробаскете.
То есть сумма контракта зависела от качества выступления на турнире. Правда, эта практика "ярмарки талантов" вносила определенные элементы риска и для функционера команды, и для баскетболиста. Ставить сумму контракта в зависимость от формы, в которой человек подойдет к пяти-семи матчам, пусть и важным, не хотелось. Теперь риск ошибки для игрока и селекционера будет сведен к минимуму. До первенства континента никто ждать не будет. Может быть, потому некоторые суперзвезды (и наши, и иностранные) выразили желание отдохнуть и восстановиться после долгого сезона.