Петр Воробьев: Анархии не потерплю
Рокировка на тренерском мостике тольяттинской "Лады" стала пока главным событием нынешнего межсезонья, затмив даже обилие громких трансферов и моду на приглашение мастеров из Европы. Место Валерия Постникова у руля команды занял Петр Воробьев, который вчера провел первую тренировку автозаводцев.
Минувший сезон для Петра Ильича получился крайне насыщенным. 28 ноября руководство ярославского "Локомотива" отправило опытного специалиста в отставку, предложив в качестве компенсации должность тренера-консультанта. На стыке двух веков молодежная сборная России во главе с Воробьевым провалилась на чемпионате мира в Москве, заняв седьмое место. В феврале после двух поражений подряд от нижегородцев над "Локо" нависла угроза остаться без путевки в плей-офф, и Воробьев вновь стал у руля команды. Возвращение получилось просто блистательным — четыре победы кряду на финише второго этапа, а в первом круге плей-офф ярославцы остановили казанских "барсов", сотворив главную сенсацию кубкового раунда. Тем удивительней было решение боссов "Локомотива": Воробьеву вновь предложили непыльную работу консультанта, а на пост наставника пригласили варяга из Чехии — Владимира Вуйтека.
ТОЛЬЯТТИ - ПОСЛЕДНЯЯ ПРИСТАНЬ
— Петр Ильич, могли бы еще недавно предположить, что судьба забросит вас в Тольятти?
— Как говорится, пути господни неисповедимы. Будучи еще действующим спортсменом,я активно осваивал союзные республики. Дмитрий Богинов меня пригласил в Киев, откуда через год я перебрался в Минск. Пройдя предсезонку, попросился к Виктору Тихонову, который как раз Ригу принял, он меня взял. И там я засел на 20 лет. Теперь вот новый этап в биографии — осваиваю Поволжье: сначала Ярославль, теперь Тольятти…
— Такова доля тренера — кочевать по городам и весям…
— Правда, жена уже устала от этих путешествий, сказала мне: хватит, Тольятти — последняя пристань, больше никуда не поедем. Ну а как в действительности сложится, никто не знает, мы предполагаем, а бог располагает.
— Когда и как на вас вышла "Лада"?
— Говорить о том, когда, я бы не хотел. Меня в принципе оставляли и в Ярославле. Годик советовали отдохнуть, а дальше, дескать, посмотрим. Но роль консультанта-стрелочника, которую мне отвели, не очень-то прельщала. Поэтому-то на звонок из Тольятти я сказал: ну что, давайте попробуем, попытка не пытка. Существует версия, и, возможно, она верна, что, пребывая на одном месте, тренер приедается и руководству, и ребятам-ветеранам. Поэтому обстановку время от времени желательно менять.
— С какими чувствами вы покинули Ярославль?
— С чувством благодарности. За пять лет в "Торпедо" и "Локомотиве" при мне было воспитано 27 молодых игроков, в послужном списке команды одно золото и две бронзы, еще дважды до медалей нам не хватило самой малости. Так что за свою работу стыдиться мне не приходится.
НЕ ТОРОПИТЕСЬ В АМЕРИКУ!
— Вы славитесь доверием к молодым хоккеистам, которым смело отводите ведущие роли на льду. В "Ладе" же этим летом наблюдается просто-таки повальный отток вчерашних "масочников" за океан. Вас такая ситуация беспокоит?
— Все это печально, но поправимо. Надо убеждать ребят, что не все то золото, что блестит. Илья Брызгалов заявляет, что половина его мечты сбылась. Так ведь только половина. Это далеко не все! Я, например, по опыту своей работы хорошо знаю, когда игрок готов за океан, а когда — нет. Но до сознания хоккеистов не всегда удается достучаться, и разочаровываются они регулярно. Вот, скажем, Роман Ляшенко, играющий в "Далласе", не в особом восторге от своего пребывания в Америке. Он талантливый парень, золотая голова, но крайне мало задействован в клубе, и это тормозит его развитие.
— Хотите сказать, что стали бы отговаривать Брызгалова, Любимова, Якубова, Павлова от скоропалительного отъезда, приди вы чуть раньше в команду?
— Не то чтобы отговаривать… Попытался бы на примерах, которых предостаточно, доказать, что тысячу раз необходимо взвесить. Взять, например, Антипова. Уезжал он из Ярославля, будучи игроком первой пятерки. Помыкался по низшим лигам Америки, вернулся и забил за прошлый сезон всего пару голов. Стыдоба, да и только! Заокеанский вояж парню явно навредил. Когда-то он теперь вернет себе былую форму… А посмотрите на Королюка. Каким он был думающим, техничным игроком и каким прямолинейным стал. Причем сам не может объяснить, что с ним происходит. Прозябает и такой замечательный вратарь, как Волков. С Брызгаловым, между прочим, за молодежную сборную вместе играл, профессионал, каких мало. И где он теперь? Играть в Америке — не значит гарантированно прогрессировать и купаться в лучах славы.
ВЕРНУТЬ ДУХ ПОБЕДЫ
— На какие задачи ориентирует вас руководство клуба?
— Вообще-то я привык сам перед собой ставить планку. Десять лет с Тихоновым, 12 — с Юрзиновым и учеба у Юрия Васильевича Королева, руководителя моей дипломной работы, сделали свое дело. Я такой же закваски, как и они: очень тяжело переношу поражения. Поэтому когда меня спрашивают о задачах, я всегда отвечаю: будем играть на победу. Хотя конкуренция в российском чемпионате нешуточная. Посмотрите, какую работу в Уфе провел Николаев, как укрепилось "Динамо"! Прибавьте сюда фаворитов последних лет, и получится, что круг претендентов на высокие места расширен как никогда.
— Как, по-вашему, в условиях равных возможностей ряда клубов что явится залогом успеха?
— Мотивация. Необходимо разжечь ее в ребятах, попытаться их встряхнуть. Такой команде, как "Лада", имеющей богатые традиции, не к лицу вылетать уже на первой стадии плей-офф. Дух победы в Тольятти был, очевидно, утрачен. Надо его возродить.
— Как вы оцениваете проведенную вашим предшественником селекционную работу?
— Те игроки, которые на данный момент есть в команде, для меня — самые лучшие. Исходя из этого принципа, я и собираюсь работать.
НЕ СТОИТ НАВЕШИВАТЬ ЯРЛЫКИ
— И все же новая метла, как говорят, метет по-новому. С вашим приходом можно ли ожидать изменений в тренерской бригаде "Лады"?
— Люди, входящие в штаб команды, — не новички в хоккее и в своем нынешнем деле. Канарейкин уже поработал главным тренером, Емелин стажировался у Юрзинова. Они представители тренерского цеха, представители новой плеяды, которая, к сожалению, зарождается со скрипом. Но постепенно все же зарождается, что очень отрадно.
— Вот любопытно, удастся ли, на ваш взгляд, сработаться представителям старой и новой волны?
— Попробуем. Это жизнь, в которой всякое бывает. Кому- то, например, не нравится мой внешний вид или то, как я употребляю пищу. Ради результата порой приходится друг друга терпеть, но однажды антипатии выплескиваются наружу. Однако пока мне бы не хотелось говорить о плохом.
— Рискну предположить, что не все игроки команды "Лада" были в восторге от известия о вашем назначении. Кое-кто не находил с вами общего языка, играя в Ярославле…
— Все зависит от отношения к делу. Со своей стороны могу заверить, что никакой предвзятости не будет. Это уже не мой уровень — вести себя с мальчишкой по-мальчишески. Играйте ребята, доказывайте… Будете давать результат, никто вам слова худого не скажет. Причем делать это надо уже сейчас, не дожидаясь начала сезона.
— Какие-то позиции в нынешнем составе "Лады" вызывают у вас беспокойство?
— Уезжает Брызгалов, и это, конечно, главная потеря. Максима Михайловского я знаю хорошо, а вот возможности Евгения Рябчикова мне почти неизвестны. Поэтому пока не уверен, сможет ли этот тандем обеспечить нам надежность поста номер один.
— А вас не смущает тот факт, что средний возраст "Лады" явно превышает тот уровень, к которому вы привыкли, работая в Ярославле?
— Там я по собственной инициативе брал на себя этот воз. С молодым контингентом приходится работать вдвое больше, чем со зрелыми игроками. Но эта адская работа окупается. С возрастными же сложно в другом плане. Я прославился своими нагрузками, которые не каждому по нутру, поэтому чувствую, что некоторые хоккеисты с настороженностью ко мне относятся. Но пугаются они напрасно. Опыта у меня немало. Как-никак больше двух десятков лет я на тренерском поприще и научился определять, кому необходимо работать больше, кому меньше. В любом случае плясать придется в зависимости от результата, который будет показывать тот или иной игрок. Ну а предсезонка есть предсезонка, тут без пахоты не обойтись. У нас даже плей-офф не чета Кубку Стэнли, он проходит в сумасшедшем режиме и к нему необходимо готовиться как следует.
— Какое представление вы уже получили о материально-технической базе, имеющейся в распоряжении вашей новой команды?
— Пока только беглое. Дворец в хорошем состоянии, тренажеры здесь есть… Наша первоочередная задача — накрутить немного объемы тренировочных нагрузок, а этого не сделать без экономии времени. В Ярославле, занимаясь четырьмя группами утром и двумя — вечером, тяжело было спрессовать занятия из-за удаленности ледовой арены от других тренировочных объектов. Тут в этом плане все нормально.
— Вашу личность все специалисты и болельщики ассоциируют с определенным стилем игры. Какой хоккей вы намерены прививать "Ладе"?
— Мне приклеили ярлык приверженца какого-то там антихокккея. Глупости. Я проповедник не разрушительного, а организованного хоккея, когда каждый игрок знает назубок свои функции и строго их выполняет. Но никогда не буду противиться импровизации, если в команде обнаружатся яркие исполнители. Взять Ярославль. Никто не пытался ограничивать Ляшенко, Вишневского, Швидкого, если им удавалось атаку поддержать и в оборону успеть. Кому взбредет в голову сдерживать, скажем, Славу Фетисова или Мишу Татаринова? Был такой в "Динамо". Помните? Он от лицевой линии отдавал пас на красную и сам же умудрялся успеть в нападении. Зверь, а не защитник! А если игрок обороны бегает, как говорят, без головы и проваливается, то так не пойдет. Анархии я не потерплю.
ТРЕНЕРСКАЯ БИОГРАФИЯ ПЕТРА ВОРОБЬЕВА
В ЧЕМПИОНАТАХ РОССИИ
Сезон | Команда | И | В | Н | П | Ш | Место |
1992/93 | "Динамо" | 52 | 35 | 9 | 8 | 175-105 | 1 |
1996/97 | "Торпедо" Я | 53 | 37 | 8 | 8 | 161-75 | 1 |
1997/98 | "Торпедо" Я | 46 | 33 | 6 | 7 | 130-60 | 3 |
1998/99 | "Торпедо" Я | 56 | 37 | 5 | 14 | 133-79 | 3 |
1999/00 | "Торпедо" Я | 10 | 28 | 5 | 15 | 113-72 | 5 |
2000/01 | "Локомотив" | ||||||
До 28 ноября | 23 | 11 | 2 | 10 | 60-45 | 8 | |
С 22 февраля | 16 | 9 | 1 | 5 | 35-30 | 4 |