Лето патриарха
Сегодня Хуан Антонио Самаранч в последний раз появится в президиуме Международного олимпийского комитета в качестве его президента. Утром в 11 часов будет названо имя его преемника, а еще через некоторое время Самаранч превратится из главы могучей международной организации "просто" в барона, кавалера множества испанских и иностранных орденов и медалей, члена правлений нескольких авторитетных международных обществ и банков, почетного члена полутора десятков научных и благотворительных обществ и прочее, прочее, прочее.
Габриэль Маркес в своем романе "Осень патриарха" как никто ярко нарисовал тип угасающего владыки-диктатора, дряхлеющего вместе с все еще подвластной, хотя уже нисколько не зависящей от его воли, державой. В последние годы в прессе и на телевидении нередко можно было встретить сравнение Самаранча и его МОК с советским политбюро. Критики не жалели красок, и дань их способностям отдал даже сам Самаранч, сказавший с присущей ему иронией: "Если бы не журналисты, я вряд ли бы так долго оставался президентом".
В последние дни своего пребывания на посту президента Самаранч продолжал активно работать, не демонстрируя в канун своего 81-летия никакого сходства с навязываемым ему образом почтенного Мафусаила. За выходные он успел в высоком темпе провести несколько рабочих заседаний исполкома и сохранить при этом достаточно сил для того, чтобы на вечере, устроенном в его честь Олимпийским комитетом, выглядеть очень бодрым.
Самаранчу надо было успеть пообщаться со множеством гостей и произнести красивую прощальную речь, в которой он не забыл поблагодарит коллег, друзей, соотечественников (к ним Самаранч обратился по-испански) и земляков (для них завтрашний пенсионер нашел каталонские комплименты). Вечеру в "Гостином дворе" предшествовали два напряженных рабочих дня в течение которых патриарх находил время и для официальных мероприятий. В субботу Самаранч принял участие в открытии в Лужниках скульптурной композиции в память об Олимпийских играх, которые проходили в Москве 1980 году. Выполненная скульптором Рукавишниковым изваяние представляет собой медаль высотой около четырех метров. На ней изображен профиль Самаранча и символ Олимпийских игр 1980 года — Мишка. Кроме упомянутой композиции, "Лужники" в субботу украсились также памятными досками с именами чемпионов Олимпийских игр 1980 года. Кстати, там же в Лужниках мэр Москвы Юрий Лужков подтвердил намерение выдвинуть Москву в качестве кандидата на проведение Олимпиады 2012 года. И пусть до официальной заявки дело еще не дошло, в том что она состоится сомнений нет.
В воскресенье исполком МОК заслушал доклады столиц будущих зимней и летней Олимпиад — Солт-Лейк-Сити и Афин. Основные тезисы из доклада американской делегации читатель может прочитать на 14-й странице. Доклад оргкомитета Афин ожидался с нетерпением. Всего год назад слабые темпы подготовки к летней Олимпиаде 2004 года вызывал серьезное беспокойство. Сейчас можно говорить о том, что смена руководства оргкомитета афинских Игр привела к установлению более надежных контактов с правительственными структурами Греции, и ситуация стабилизировалась.
За прошедший год подписано множество документов, предусматривающих гарантированное участие властей в реализации олимпийского проекта. В то время как бюджет оргкомитета не превышает 1,7 млрд долларов, правительство обязалось выделить еще семь миллиардов на развитие городской инфраструктуры. 75% объектов Игр уже построены и модернизируются, а сооружение остальных идет медленно лишь из-за сложных греческих законов, требующих согласовывать любые земляные работы и стройки с национальным археологическим ведомством и общественными организациями. Это, однако не помешало оргкомитету уверить исполком в том, что все объекты будут возведены в срок и предолимпийские турниры пройдут, как и предполагалось, с апреля 2003 по май 2004 года.
Серьезное внимание привлек и доклад Всемирного Антидопингового Агентства, сделанного Ричардом Паундом. В нем ВАДА изложило концепцию работы на длительный срок и определило важнейшие участки работы, среди которых названы — внедрение быстрых и эффективных тестов на наличие допинга в организме, активная антидопинговая пропаганда среди молодых спортсменов и разработка универсального всеобщего антидопингового кодекса, который должен прийти на смену Олимпийскому медицинскому кодексу. Последний весьма важен для того чтобы привести в соответствие друг с другом законодательства многих стран, вынужденных в настоящее сремя вести борьбу с эти злом самостоятельно. Именно из-за имеющихся несоответствий возникают конфликты подобные тому, что произошел месяц назад на "Джиро д'Италия". Требуются кропотливые переговоры и дискуссии ради сближения позиций, которые в конечном итоге должны стать идентичными. Скорее всего, достижение окончательного консенсуса станет возможным только на специально созванной для этого всемирной конвенции.
Всю эту работу предстоит проделать уже следующему президенту. Кто он? Ответа на этот вопрос ждут во всем мире миллионы людей: спортсмены, тренеры, функционеры от спорта и болельщики. 21 год назад Самаранч принял из рук Лорда Килланина непростое наследство и сумел при этом способствовать прогрессу олимпийского движения. Тяжелая работа предстоит и его наследнику и засучить рукава ему предстоит уже с сегодняшнего дня. Москва дает дорогу новому президенту и надеется что в его лице будет иметь не меньшего друга чем имела в лице Хуана Антонио.