Ольга Брусникина: Шахерезада отдает долги
Сегодня сборная команда России по синхронному плаванию вылетает в японский город Фукуоку на чемпионат мира по водным видам спорта. Состязания синхронисток пройдут в спорткомплексе "Marine Messe Fukuoka" с 16 по 21 июля.
В центре внимания специалистов и болельщиков, безусловно, будет олимпийская чемпионка в дуэте и группе Ольга Брусникина, ученица Елены Полянской. После Олимпиады в Сиднее все Олины подруги по команде закончили выступления. Особенно Брусникина переживала уход своей бессменной партнерши по дуэту Марии Киселевой. Но сама Ольга ставить точку в своей карьере пока не собирается. Правда, она теперь участвует лишь в "номинации" соло.
— В этом сезоне я не случайно сосредоточилась на одном виде программы, — рассказывает Брусникина. — Мне требуется щадящий режим, потому что олимпийский год был очень тяжелым. Я надорвалась не только морально, но, и физически: лежала в больнице, поскольку испытывала проблемы со спиной. Нормальный человек, может быть, и не почувствовал бы боли, но, так как я выдерживала колоссальные нагрузки, спина постоянно "ныла", особенно перед соревнованиями. Врачи поставили диагноз межпозвоночная грыжа и прописали восстановительные процедуры. Сейчас мне ежедневно делают массаж и "закачивают" спину. Меня это не утомляет. Это уже мой образ жизни!
Зимой, после длительного отпуска, я с трудом заставила себя вернуться в бассейн, ведь основная задача выполнена. Но остались долги, которые я должна отдать самой себе и своему тренеру. У меня нет одного-единственного титула — чемпионки мира в соло. И все-таки трудно было прийти к мысли, что надо заново начинать тренироваться. Впрочем, когда уже ввязываешься в это дело, уезжаешь на сборы, то обо всем остальном забываешь.
— Ольга, если бы вы решили выступать в дуэте, подыскали бы достойную партнершу?
— Знаете, подросли очень неплохие синхронистки: Ася Давыдова и Настя Ермакова. В июне они выиграли Кубок Европы. Я и не пыталась вклиниться в их дуэт. Во-первых, там свои игры, политика и, во-вторых, я не ставила перед собой такой цели. Тем более сегодня, когда во многих странах сменились основные составы, наши девочки имеют хорошие шансы побороться на "мире" за золотые медали.
— Какой расклад ожидать в Фукуоке? Как будет выглядеть мировой рейтинг, в котором россиянки занимали ведущие позиции с 1997 года?
— Очень многое может измениться. У японок остался только олимпийский дуэт, а группа ушла. В канадской и американской сборных — сплошные новички. И россиянкам важно грамотно себя "поставить", чтобы был задел, может быть, на следующие три-четыре года. Уверена, что соперницы у нас останутся прежние — японки и канадки. Американки вряд ли вмешаются в спор за награды, не думаю, что у них за год "родились" гениальные спортсменки. Конечно, не исключено, что они придерживали свои резервы, не выпускали талантливых юниорок на Олимпийские игры. Но это предположение из области фантастики.
— А синхронистки из Европы не смогут подняться на пьедестал в состязаниях дуэтов и групп?
— Едва ли! На Кубке Европы француженки находились в кошмарном состоянии. Странно, такая мощная команды была. Дуэт у них просто никакой. Очень слабые спортсменки пришли на смену звездам. Они и сами не ожидали, что скатятся на шестое место, потому что на европейских турнирах всегда были вторыми. В принципе, Кубок показал, что на нашем континенте нет равных даже новой, неоперившейся российской сборной. Напрасно мы опасались, что нас "зажмут" на этих соревнованиях. То же самое и на чемпионате мира может получиться: боимся, а в общем-то у соперниц форма не лучше, чем у нас. Естественно, расслабляться нельзя, потому что японки своей работоспособностью могут творить чудеса, поднять середнячков на очень высокий уровень в короткие сроки.
ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ
— Почему вы выбрали для сольной программы партию Шахерезады из одноименной оперы Римского-Корсакова?
— Это забытый женский персонаж. Его давно никто не брал. Музыка показалась мне интересной. Кроме того, восточной темы у меня еще не было.
— Как бы вы охарактеризовали свою героиню?
— Она обольстительница. Я специально перечитала замечательное произведение "Тысяча и одна ночь" и влюбилась в свою героиню.
— Ранее вы изображали не менее обольстительную Кармен. У вас, похоже, тяга к таким образам.
— Верно, потому что женская сущность, наверное, в этом и заключается — мы любим обольщать мужчин.
— Может быть, женственными постановками в соло вы компенсировали "боевые" композиции в дуэте. Например, в прошлом сезоне вы с Машей Киселевой изображали воинов-самураев.
— Нет, это не компенсация! Просто в дуэтах и группах необходим резкий, четкий ритм — такова сейчас тенденция. Но сама я поклонница более медленной, лирической музыки.
— Кто вам ближе по духу — Кармен или Шахерезада?
— Пожалуй, Кармен, потому что "Восток — дело тонкое". Но я изо всех сил стараюсь вписаться в образ Шахерезады, хотя программа очень сложная. Тяжело собраться на рискованные элементы и в то же время выразить нежность и сексуальность.
— Что это за элементы?
— Скажем, вращение ультра-си — барракуда. Приравниваю его к прыжку в фигурном катании. Данный элемент очень непредсказуем! Это выталкивание из-под воды с продолжительным вращением вниз головой. Даже некоторые спортсменки высокого класса отказываются его выполнять, ведь можно запросто упасть, не почувствовав вертикаль.
В ШОУ НИ НОГОЙ!
— Ольга, какой у вас любимый вид синхронного плавания?
— Соло! Обожаю, когда все смотрят только на меня.
— Вы сожалеете, что соло не входит в олимпийскую "семью"?
— Конечно, поскольку сборная России могла бы завоевать золото в трех видах.
— Тут есть еще один момент — меркантильный. На Олимпиаде в Сиднее за личную золотую медаль россияне получали двойную премию.
— Да, это для нас немаловажно, так как на чемпионатах Европы и мира мы выступаем бесплатно. Это чудовищно! Может быть, наши успехи считаются уже самими собой разумеющимися. Но обидно становится, когда ты к чему-то стремишься, кому-то что-то доказываешь, а никакой финансовой поддержки не находишь.
— Ваши коллеги-иностранцы высокие гонорары получают?
— Я знаю, что во Франции золотая олимпийская медаль стоила 300 тысяч долларов, а в Греции — миллион. На чемпионатах мира огромные премии тоже в порядке вещей. Но за границей у синхронисток — клубная система подготовки. Любой клуб имеет спонсоров, которые, к примеру, одевают свою команду с иголочки. У нас сейчас с экипировкой проблемы. На Кубок Европы мы ездили практически раздетыми. Все это заметили. Было очень стыдно, когда к нам подходили и спрашивали: "Что, вашим девочкам по одной майке дали?" Разумеется, у нас была форма, но старая, причем у каждого своя.
— Раз вам не платят за медали, какие у вас могут быть стимулы для победы на чемпионате мира?
— Только амбиции!
— Не секрет, что после Олимпиады вы с вашими титулами могли выгодно "продать" себя, заключив солидный контракт за рубежом. Так?
— Точно. Поступали заманчивые предложения, но не скажу, что их было много, да и до конкретного разговора дело не дошло. Видимо, никто и представить не мог, что Брусникина захочет уйти из сборной и уехать из России.
— А уехали бы за хорошие деньги?
— Уехала бы поработать тренером или консультантом. В шоу не пошла бы. Это несерьезно. Не вижу в этом смысла. Шоу — радость для людей. Сама бы я радости не испытала.
— Какая разница, где выступать: бассейн он и в Африке бассейн!
— Ну, уж нет! Я не осуждаю тех, кто ушел в шоу, эта сфера развлечений должна существовать. Но для моего имиджа это было бы убийственно! Там совершенно другой технический уровень и не такие уж большие заработки. К тому же на девочек смотрят, как на товар, после выступления могут пригласить в номера. Я бы умерла от такого приглашения!
ГЛАВНОЕ — НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ
— Ольга, признайтесь, вас держит в России семья? Ваш жених — Сергей Евстигнеев — ведущий игрок ватерпольного столичного клуба "Динамо-Олимпийский".
— Вы правы. Сережа меня очень хорошо понимает, не устраивает истерик, дескать, ты должна сидеть дома и заниматься хозяйством.
— Он отпустил бы вас за рубеж?
— Я думаю, это будет решаться совместно, и мы найдем золотую середину. Не будет такого: "Все, я уезжаю, живи здесь как хочешь!" Я очень люблю этого человека. И он меня тоже.
— То есть личная жизнь для вас на первом месте?
— Не могу сказать, что на первом, потому что нельзя на чем-то одном зацикливаться.
— В результате интриг Евстигнеева отлучили от сборной. Вы переживаете вместе с ним?
— Безусловно. Сергей ведь не стал хуже играть, о нем прекрасно отзываются. Случившееся его немножко подкосило. Но мне нравится в нем то, что он очень сильная личность, не делает себе поблажек и по-прежнему профессионально подходит к тренировкам, следит за своим весом, сидит на диете, покупает поддерживающие витамины.
— За победы в Сиднее Сергей презентовал вам золотую рыбку, а вы что себе подарили?
— Автомобиль. Приобрела иномарку, поскольку была такая возможность. И не жалею, ведь на плохую машину всегда можно пересесть. Я начинающая автомобилистка, поэтому Сергей волнуется, когда я задерживаюсь, звонит мне на мобильный. А с ним я вообще ездить не могу, потому что сразу начинается крик, мол, что ты делаешь! И я начинаю чувствовать себя тупицей, которой вообще нельзя доверять руль. Мне спокойнее одной, езжу размеренно, бешеные гонки не для меня.
Состав сборной команды России по синхронному плаванию на чемпионат мира в Фукуоке: Ольга Брусникина, Анастасия Ермакова, Анастасия Давыдова, Мария Громова, Елена Овчинникова, Светлана Петрачина, Ирина Толкачева, Эльвира Хасянова, Юлия Шестокович, Анна Шорина.
Ольга Брусникина
Выступает в синхронном плавании. Родилась 9 ноября 1978 года в Москве. Рост 170 см, вес 55 кг. В сборной команде страны — с 1993 г. Олимпийская чемпионка в дуэте и группе, чемпионка мира 1998 года в дуэте и группе, четырехкратная чемпионка Европы. Тренер — Елена Полянская. Живет в Москве.