Праправнучка мятежного Шамиля дружит с мячом
Меня откровенно удивило, что одна наша очень известная футболистка, не так давно выступавшая в высшей лиге за столичную команду "Диана", с русским именем Катя носит довольно странную фамилию — Шамиль. К подобному имени мы привыкли после событий в Буденновске, но откуда взялась такая фамилия? Оказывается, дело вот в чем. Катя является прямым потомком (кстати, их осталось всего двое во всем мире, и оба живут в российской столице) воинственного и грозного горца, умудрившегося когда-то поднять на восстание весь Кавказ. А как бы знаменитый предок отнесся к тому, что мусульманская девушка занимается мужским занятием (по кавказским меркам) — играет в футбол, сверкая голыми коленками? Небось запер бы ее на амбарный замок!
— Катя, ваш предок, наверное, пришел бы в ярость, ведь футбол — неженское занятие?
— Дедушка рассказывал, что Шамиль был очень воинственным и строгим человеком, но с уважением относился к женщинам, которые могут делать то, что не каждому мужчине по силам.
— А как вас вообще в футбол занесло?
— Футбол я люблю с самого раннего детства и, когда смотрю футбольный матч, всегда горячо переживаю. А когда училась в пятом классе гимназии и прямо во время какого-то урока заявился один футбольный тренер: "Так, девчонки, кто из вас хочет футболом заниматься?", то согласилась не думая. Я девушка активная, лишней энергии во мне хоть отбавляй, к тому же футбольных секций для девочек в то время в Москве еще не было. Уже в 14 лет мне предложили играть на позиции нападающего за команду "Диана", выступающую в высшей лиге. Представляете, в такие юные годы — и уже в высшей лиге! Очень скоро меня выбрали капитаном команды.
Мама долгое время была категорически против. Да, да, все по той же причине: "Как так, девочка занимается футболом?!" А потом она была благодарна тренеру за то, что он меня нашел и доверил такую важную роль в команде. Кстати, в коллективе ровесниц у меня сформировались такие положительные качества, как умение ценить настоящую дружбу и готовность всегда прийти на помощь друзьям. Мама говорит, я даже повзрослела намного раньше своих ровесниц. Наверное, потому, что, когда я была капитаном "Дианы", на мне лежала ответственность за два десятка человек. Сейчас я играю за институтскую команду парней в Университете культуры в Химках. И с этого года еще и тренирую женскую футбольную команду нашего вуза: 10 девчонок хотят играть в футбол, а тренировать некому.
— Катя, а вы мужским футболом интересуетесь?
— Ну, конечно. И болею за махачкалинский "Анжи".
— Кстати, а как Шамили вообще попали в Москву?
— Со слов моего дедушки, в 1909 году их семья переехала в Москву из Махачкалы (хотя еще после пленения моего предка к Шамилю относились очень уважительно, он получил дворянский титул и поселился в Москве). Мой прадед в то время был генералом царской армии и еще издавал газету на аварском языке для юношей дагестанского происхождения, проживающих в Москве. А дед мой всю жизнь проработал на АЗЛК.
Кстати, то, что меня назовут русским именем, было решено задолго до рождения. В 1982 году имя Катюша было очень популярно.
— Вы хорошо знаете историю своего рода?
— Мои предки передавали ее из уст в уста. Но эта тема в советские времена была закрытой, да и дедушка не очень любил говорить о том, кем были наши предки. В детстве мне никогда не рассказывали, что мой прапрадед был очень известным человеком. Однажды в 1991 году нам домой позвонил какой-то историк. Я взяла трубку. Он рассказал, что пишет книгу о потомках Шамиля, слышал, что некоторые представители рода живут в Москве и что члены нашей семьи — прямые потомки мятежного горца. И от историка я узнала всю значимость нашей фамилии. Мы всю жизнь живем, можно сказать, оторванными от нашей родни в Дагестане, поэтому о своем роде узнать было практически не от кого.
— Много ли на свете людей с такой фамилией?
— Во всем мире нас осталось только двое — брат и я. Мы прямые потомки, так как являемся носителями фамилии. У наших родственников на Кавказе различные фамилии, потому что женщины брали фамилии мужей. Считается, что прямое родство только по линии мужчин.
— Ваши друзья-приятели не удивляются, почему у вас такая фамилия?
— Я всегда старалась не распространяться по этому поводу. Но однажды мой тренер, когда собралась вся наша команда по случаю моего дня рождения, сказал: "Девочки, вы знаете, сегодня празднует свое шестнадцатилетие очень знаменитый человек". В команде все давно друг друга знают, и девчонки в недоумении воскликнули: "Но кто же это?" Я обалдела: "Как он о моих корнях узнал?"
Услышав мою фамилию, друзья и подруги не скрывают своего удивления, говорят, что теперь будут мною гордиться. Представители горских народов обычно великолепно знают историю Кавказа и ко мне относятся с почтением. А мой преподаватель по истории был очень удивлен, и когда я ему все рассказала, он предложил провести целый семинар по знаменитому восстанию горцев и той Кавказской войне. И с тех пор по своему предмету он всегда ставит мне отлично "автоматом".
— Слышал, что во время всеобщей паспортизации при большевиках под фамилией Шамиль записали всех его потомков по мужской линии. Но почему в советском государстве вашему роду присвоили фамилию на арабский манер — Шамиль, а не на русский — Шамилевы?
— Дед родился в Дагестане, а там другие правила. Имя отца Шафие, дед Гази, прадед Магомад. По мусульманским правилам получается, что наша родовая фамилия должна звучать как Шамиль-Шафие-Гази-Магомад. Начинаться с имени родоначальника. То есть учитываются имена отца, деда, прадеда и того, с кого начался род. Но это по мусульманским. Я сама недоумеваю (это для всего рода до сих пор остается неразгаданной тайной), как большевиков убедили пойти на уступки и записать нашу фамилию не в русифицированном варианте Шамилевы, а Шамиль, то есть выбрав первое слово из длиннющей официальной фамилии. Но, между прочим, у моего отца в паспорте в графе отчество было записано Гази-Магомад, а брат записан по отчеству как Шафиевич, то есть уже на русский манер.
— Вы мусульманский дух в себе чувствуете?
— Всю свою жизнь только и слышу, что у меня шило в одном месте. Я с малых лет такая активная, напористая, храбрая. Понятно, в кого я такая. Уже в третьем классе я умела стрелять, хотя никто никогда меня этому не учил (наверное, это у меня в генах). Помню, однажды был у парней-одноклассников урок начальной военной подготовки, и они отрабатывали специальные упражнения по стрельбе из карабина. Во время этих занятий в спортзал к парням активно бегали девчонки, так как пацаны, шутки ради, охотно давали им пострелять. Когда дошла очередь до меня, наши мальчики уже заранее вытянули шеи, чтобы удобнее было подсчитывать, сколько же раз я промажу. Но неожиданно для многих, и прежде всего для себя (я ведь нигде этому не училась), я стреляла так классно, что все пацаны обалдели. А некоторым "стрелкам" даже стало стыдно.