Девять раз вокруг экватора за 98 лет
Наряду с Олимпийскими играми и Кубком мира по футболу в мире существует несколько спортивных турниров, которые ежегодно приковывают к себе внимание миллионов болельщиков. О Франции любители спорта вспоминают как минимум дважды в год: в конце мая, когда стартует "Ролан Гаррос", и в июле — во время легендарной велогонки "Тур де Франс". Сегодня велокараван "Тура" 88-й раз выходит на старт. С 1903 года велосипедисты проехали 380 422,5 километра.
СКАНДАЛ НАЧАЛСЯ В АПРЕЛЕ
Нынешняя веломногодневка грозит стать одной из самых скандальных за всю историю. Уже оглашение списка приглашенных на "Тур" вызвало бурную реакцию во всей Европе и особенно в Италии. Несмотря на то, что организаторы обосновали свое нежелание приглашать многих итальянских звезд отсутствием у них высоких результатов, болельщикам было нетрудно вспомнить, что и год назад Марко Пантани не демонстрировал ничего особенного, однако свои два этапа выиграл, да и самой гонке придал необходимую интригу. Международный союз велоспорта (UCI) не стал оспаривать права организаторов приглашать участников по своему усмотрению, однако многие специалисты обратили внимание на весьма тенденциозный подход к выбору команд-участниц. Так "Тур де Франс" распахнул двери перед скромнейшими "Франсез де Жё" и "Биг Мат Обер", чем довел количество французских команд до восьми, тогда как совсем недавно их число ограничивалось цифрой шесть.
Президент UCI Хейн Вербрюгген не стал скрывать удивления, заявив: "Шовинизм и национальные интересы возобладали над спортивными критериями?" Стоит признать, что для такого резкого заявления у Вербрюггена были все основания. Чем, например, объяснить, что, несмотря на 21 победу в начале сезона, американская велоконюшня "Меркури", за которую выступает наш Павел Тонков, не получила приглашения.
Не секрет, что значительный акцент при подготовке нынешнего "Тура" организаторы сделали на борьбу с допингом. Как отметил директор "Общества Тур де Франс" Жан-Мари Леблан, "нас нельзя упрекать в том, что мы решили обойтись без поколения тех, кто работал с ЭПO". Среди тех, кого организаторы вольно или невольно отнесли к "поколению ЭПО" оказались Пантани, Чиполлини, Дюфо, Тонков, Эскартен и Цулле. Возникшая вокруг этого полемика слегка улеглась после полицейского рейда в гостиницах Сан-Ремо во время "Джиро" и изъятия у многих велосипедистов "запрещенных препаратов". Так Пантани больше не собирается возглавлять "фронду", умерил свое "эго" Марио Чиполлини. Да и итальянская пресса, не щадившая Леблана, похоже, уже успела остыть, хотя потеря "Пирата" (так зовут Пантани любители велоспорта) определенно не добавит "Туру" популярности. Так же как и бойкот со стороны других звезд, в первую очередь Абрахама Олано, победителя "Джиро" Джильберто Симони, нашего Дмитрия Конышева (он, как и Симони, считает "Тур" гонкой слишком выматывающей физически и психически). Среди известных "отказников" назовем также Андрея Чмиля, Франка Ванденбрюгге и Седрика Вассера.
Впрочем, даже, несмотря на отсутствие в списке 189 гонщиков многих выдающихся спортсменов, состав "Тура" выглядит весьма солидно. Достаточно сказать, что из 20 велосипедистов, возглавляющих на текущий момент мировой рейтинг, в "Туре" принимают участие 13 спортсменов.
Как бы то ни было, хозяева не намерены даже немного смягчить свою позицию. Еще 5 апреля был обнародован план действий из 10 глав, среди которых стоит выделить присутствие врачей UCI на гонке и предварительный допинг-контроль. Один из руководителей "Тура" Патрис Клерк, в частности, сказал, что не исключает полицейских и таможенных проверок: "Мы не можем ни желать, ни призывать к этому, но я не понимаю, почему мы должны были опасаться таких операций".
На сегодняшний день все гонщики прошли третью проверку крови, результаты которой будут известны накануне старта.
ЕКИМОВ ПОМОЖЕТ АРМСТРОНГУ, А МЕНЬШОВ ПОБОРЕТСЯ ЗА БЕЛУЮ МАЙКУ
Листая французскую прессу, трудно не заметить царящего в ней уныния по поводу уровня своих велосипедистов. Из всех французских велогонщиков, заявленных на "Тур" (на старте гонки в Дюнкерке их соберется ни много ни мало 51), ни один не тянет на статус фаворита. Статистика неумолима — после 1985 года и Бернара Ино никому из его соотечественников не удалось выиграть "Большую петлю". Единственный, по-настоящему способный претендовать на успех в "Туре" Ришар Виранк в гонке участия не примет из-за допингового дела команды "Фестина".
Что же касается фаворита, то тут трудно заметить даже подобие полемики. Победителю двух последних "Туров" Лэнсу Армстронгу победа в нынешней "Большой петле" отдается заранее.
Для советских гонщиков "Тур де Франс" во все времена был легендой и несбыточной мечтой. Сильным и авторитетным велогонщикам, для которых верхом карьеры были Олимпийские игры и велогонка Мира, всегда хотелось сразиться с героями "Тура". Такая возможность появилась лишь в 1990 году, когда сразу 8 советских гонщиков приняли старт в гонке своей мечты. Дмитрий Конышев выиграл тогда один этап и занял в общем зачете 25-е место. Один из первых российских профессионалов, по его собственному признанию, не любит "Тур", считая французов чересчур самовлюбленными. Подписывая контракт со своей нынешней командой, Дмитрий даже оговорил в нем свое неучастие в "Туре". Зато для другой легенды российского велоспорта, олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова "Тур" является самой любимой гонкой. Сегодня он примет в нем участие в 11-й раз. При том, что Екимову принадлежит лучшее для России достижение в общем зачете (18-е место), за 10 лет ему удалось выиграть лишь один этап. Вот и в этом году (наш разговор по телефону состоялся вчера вечером) Вячеслав рассчитывает лишь на две разделки (напомним, что в гонке с раздельным стартом он является олимпийским чемпионом). На остальных же этапах будет помогать первому номеру своей команды "Ю.Эс. Постал" Лэнсу Армстронгу. К главным соперникам своего товарища Екимов относит Яна Ульриха (тоже олимпийского чемпиона Сиднея) и испанца Хосебо Белоки.
Что касается соотечественников, то, по мнению Екимова, за победу на 1-2 этапах может побороться Сергей Иванов, а Денис Меньшов имеет неплохие шансы примерить белую майку лучшего молодого гонщика.