Зоркий сокол Алифиренко
На завершившемся недавно чемпионате страны Сергей Алифиренко первенствовал в двух видах программы — скоростной стрельбе и стрельбе из пистолета центрального боя. Впрочем, большинству любителей спорта наш единственный среди стрелков олимпийский чемпион Сиднея известен именно как мастер скоростной стрельбы. В этой дисциплине он получил золото сиднейской Олимпиады, в ней выступит на чемпионате Европы, в ней же ему предстоит бороться за Кубок мира, финал которого состоится вскоре в Мюнхене.
Олимпийский чемпион Сергей Алифиренко и я обращаемся друг к другу на "ты" не от обоюдной развязности. Мы были с ним знакомы задолго до его триумфа в Сиднее и даже до включения в сборную России. В 1988-1993 гг. вместе работали в тбилисском армейском спортклубе тренерами: Сергей по стрельбе, я — по легкой атлетике и ориентированию. Первое, чем тогда Сергей удивил: при своей чисто славянской внешности уверенно говорил по-армянски, что отнюдь не характерно для русских, живших на "национальных окраинах" Союза. В то время Сергей умудрялся и сам выступать на всесоюзных соревнованиях, и спортсменов тренировать, и заниматься административно-бумажной работой. Насколько это сложно, я убедился на своей шкуре. А Сергей в отличие от меня был еще и строевым офицером и регулярно, облачившись в военную форму, нес службу в боевых дежурствах. Частенько кто-либо из моих спортсменов на тренировке сообщал мне: "Сегодня заступаю в наряд". Но тут же с облегчением добавлял: "Но старшим будет Алифир, он нормальный мужик". Не то чтобы Алифиренко допускал разгильдяйство. Но муштрой и придирками не донимал, к солдатам-спортсменам относится хорошо, с пониманием.
ЛИКБЕЗ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЧЕМПИОНА
Факт нашего давнего знакомства и усложняет, и облегчает интервью. Усложняет тем, что расспросы о действительно выдающихся достижениях моего собеседника то и дело у нас прерываются фразами типа "а помнишь?.." или "как сейчас поживает?.." А облегчает тем, что олимпийский чемпион со снисхождением относится к журналисту, который собрался писать про стрелка, не имея настоящего понятия о самом виде спорта. Но мне интересней пройти ликбез под руководством такого знаменитого спортсмена, чем при помощи справочника.
— Моя спортивная специализация называется "МП-8, скоростная стрельба из пистолета с расстояния 25 метров по пяти появляющимся мишеням". Пять мишеней (черные круги диаметром чуть больше баскетбольного мяча, в них "десятка" размером с крупную монету) появляются в поле зрения сначала 2 раза на 8 секунд, потом 2 раза на 6 секунд и еще 2 раза на 4 секунды. Их поочередно следует поразить.
— Какие природные качества нужны стрелку для достижения высоких результатов? Сколько надо тренироваться, чтобы эти качества обнаружились?
— Опытный тренер может выявить талантливого спортсмена в первый же день знакомства, даже если перед ним подросток. Человек, способный длительное время удерживать свою руку в горизонтальном положении без дрожи, имеет хорошие перспективы. При условии, что проявит настойчивость и трудолюбие. Необходимо также иметь ровный, спокойный характер, устойчивую психику.
(Сам Сергей, обычно доброжелательный, спокойный, даже флегматичный, когда после 5-10 попаданий подряд в "десятку" посылает очередную пулю в "девятку", не в силах сдержать выражение досады на своем лице.)
— Правда, что стрелки по утрам держат в вытянутых руках утюги? Или это шутка?
— Это полезно, особенно на первом этапе спортивной карьеры. Но лучше все-таки гантельки, соответствующие весу пистолета: 1150-1200 граммов.
— Какое оружие у олимпийского чемпиона? Особое, сделанное на заказ?
— Нет, обычное, серийное. Марки ХР-79 конструкции Хайдурова и Разоренова, Тульского оружейного завода.
СНАЧАЛА СТАЛ ТРЕНЕРОМ, ПОТОМ - ЧЕМПИОНОМ
— В каком возрасте ты занялся стрельбой? В чем причина столь позднего взлета спортивной карьеры? Какие у тебя крупные победы помимо олимпиады в Сиднее?
— Отец у меня военный, служил в Кировакане. Там прошло мое детство, потому и армянским языком владею. Стрельбой занимаюсь с 11 лет. В 1976 году попал в юношескую сборную СССР. Неплохо выступил на турнирах в Болгарии, Чехословакии, на всесоюзных первенствах. Так что взлет у меня не поздний — ведь наши стрелки всегда были одними из лучших в мире. В 1979 году меня не взяли на чемпионат Европы, хотя по показанным результатам я должен был туда попасть. И это меня сильно подкосило. В 1984-1986 гг. учеба в школе тренеров при Ленинградском военном институте физкультуры. С 1986 года на тренерской работе. Начальник тбилисского СКА сразу мне сказал, что я ему нужней как тренер, а не как спортсмен. Я ездил на армейские соревнования и в качестве спортсмена, но условия тренировок для достижения лучших результатов были далеко не идеальными. Когда тбилисский спортклуб расформировали, вернее, разогнали, я поехал в Северо-Кавказский военный округ. В Ростове жилье предоставить мне не могли. Дали квартиру в майкопском отделении СКВО, но для этого пришлось согласиться принять "старлейскую" должность — до того я был на майорской.
— В прессе были сообщения о том, что олимпийский чемпион Алифиренко живет на окраине Майкопа в тесной блочной "двушке".
— Это та, что мне предоставило военное ведомство. После победы на Олимпиаде президент Адыгеи подарил мне машину и хорошую трехкомнатную квартиру, а мэр Майкопа обещал назвать одну из улиц города моим именем. Вот ждем-с… Вообще олимпийскими чемпионами становились всего 2 жителя Адыгеи: кроме меня еще дзюдоист Невзоров в 1976 году.
— Адыгейский язык не освоил на таком уровне, как армянский?
— В солидном возрасте это уже тяжелей дается. Да и я постоянно в разъездах. Практики мало.
— В 30-летнем возрасте ты, помнится, самостоятельно тренировался. Теперь в возрасте 41 года ты самый опытный стрелок в сборной, сам в прошлом прекрасный тренер. Объясни, какая реальная польза тебе от нынешнего твоего наставника?
— У меня с моим тренером Георгием Владимировичем Гуляйченко отношения не по принципу "начальник — подчиненный" или "учитель — ученик", а скорее партнерские. Контроль со стороны нужен даже на моем уровне. Налицо и результаты нашего партнерства. Начав целенаправленно тренироваться в 1994 году, в 96-м я был третьим на Кубке мира, в 97-м и 99-м выиграл чемпионаты Европы, в 98-м стал вторым на чемпионате мира.
ДЕТЕЙ УБЕДИЛО ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО
— Тяжело серьезно заниматься стрельбой? Хотел бы, чтобы твои дети пошли по твоим стопам?
— Заставлять не стал бы, но если сами захотят — пожалуйста. Мой старший сын раньше начинал, потом бросил. Но после моей победы в Сиднее у него прибавилось азарта. Последние полгода он тренируется очень серьезно. На соревнованиях он выполнял третий разряд, но на тренировках уже стреляет на уровне первого. Сейчас ему 15, и я доволен, что он увлекся. Он сюда, в Мытищи, приехал со мной. Его тренер тоже выступает на чемпионате страны, и сын болеет за нас обоих. Заодно присматривается, набирается опыта.
— Стрельба — вид спорта опасный. Часто ли случаются казусы с "бытовым" применением оружия?
— Что ты?! Все под строгим учетом. Принял оружие — сдал. Строго обязательно выполнение всех инструкций. Посмотри, сколько их в любом тире висит. Нарушать их никому не позволено. Случались трагические ситуации. В начале 70-х годов, например, один из лучших наших стрелков Бокалов во время тренировки во львовском тире случайно застрелил своего товарища по сборной, близкого друга. Он разряжал пистолет, направив дуло в стену. По трагической случайности там оставался один патрон — он пробил фанерную перегородку и угодил проходившему мимо человеку прямо в сердце. За непреднамеренное убийство он получил два года условно. Потом Бокалов вернулся в сборную, но психологически он был надломлен и уже не смог выйти на свой прежний уровень результатов.
КОЕ-ЧТО О РЕАЛЬНОСТИ КИНОТРЮКОВ
— Сейчас чуть ли не в каждом фильме стреляют по-всякому — и на бегу, и в прыжке, и с двух рук, и по мухам… Насколько реальны эти киношные трюки? Не в том смысле, как стреляют, а в том, что попадают.
— Ерунда наблюдается часто. Особенно когда стреляют из автомата, а герой уворачивается от пуль и остается невредимым.
— Помнится, в "Великолепной семерке" и в "Своем среди чужих" попадают по человеку, который вот-вот скроется за горизонтом.
— По живому человеку мне стрелять не доводилось. По крупной мишени из "Стечкина" мог бы уверенно попасть на расстоянии 200 метров. Из других пистолетов — на меньшем расстоянии.
— А "трюк товарища Сухова": выхватить у врага пистолет и в прыжке расстрелять нескольких — он реалистичен?
— С такого малого расстояния — без проблем.
— А, скажем, в автомобильной погоне из окна, если будут "нежно держать", как Жеглова, реально попасть в колесо преследуемого авто?
— При специальной подготовке — вполне. Особенно если есть возможность придерживать действующую руку другой рукой. При тряске так надежней.
— А попасть в летящую муху?
— Про муху не будем. А в летящую птицу попасть — ничего сверхъестественного. Стрелки из винтовки на траншейном стенде (по тарелочкам) — прекрасные охотники. Научиться попадать из пистолета по подбрасываемой банке можно быстрей, чем, например, выполнить мастерский норматив в моем виде. Просто я этот прием не отрабатывал. Когда я прочитал известный роман "Август 44-го", мне захотелось попробовать описанную там стрельбу по-македонски. То есть, передвигаясь по местности рывками, зигзагами, производить стрельбу из двух пистолетов одновременно. Специалисты из СМЕРШа стремились посылать пули рядом с ушами противника, чтобы деморализовать его и вынудить сдаться. Я попробовал и убедился, что мне под силу попадать "рядом с ушами", а уж тем более в корпус противника метров с 50.
— Не приведи господи кому-то выйти в поле на дуэль с Алифиренко!
Наш разговор с Сергеем проходил в перерыве соревнований чемпионата России в Мытищах. К моменту этой беседы в результате предварительных соревнований Алифиренко вошел в число 6 лучших, среди которых и предстояло выявить чемпиона. Но после предварительных упражнений было ясно, что Алифиренко может помешать только досадная случайность, настолько очевидным было его преимущество над соперниками. Случайности не произошло. Алифиренко стал чемпионом страны 2001 года. Хотелось бы, чтобы Сергей также лидировал и в международных соревнованиях. Первое из предстоящих — чемпионат Европы в Загребе 21 июля.
Все-таки есть высшая справедливость в том, что Сергей Алифиренко, скромный, добродушный и одновременно талантливый и целеустремленный человек, пусть и в возрасте 40 лет, достиг всех возможных вершин спорта. Нынешнее его самочувствие позволяет надеяться на долгое пребывание Сергея на этих вершинах.