Евгений Макаренко: Кубинского комплекса у меня нет
Удивительно обаятельному и симпатичному капитану сборной России Евгению Макаренко судьба уготовила в Белфасте настоящие испытания. Сначала слепая и равнодушная жеребьевка предоставила ему право открыть для нашей сборной нынешний чемпионат (в первый же день соревнований Жене пришлось биться с кубинцем Эрнандесом Мартинесом), а затем в финальном бою решать судьбу второго командного места. 26-летний ученик заслуженного тренера России Василия Вольфа сдал оба экзамена на "пятерки" с плюсом.
— Женя, до сих пор не было серьезного повода для интервью с вами в центральной прессе, поэтому давайте с высоты завоеванной в Белфасте вершины оглянемся назад. Как вы попали в бокс?
— Все началось с двух пар перчаток, которые в 1985 году подарил нам с братом отец. В то время это был страшный дефицит, поэтому, вручая их, отец дал нам понять, что купил их не для забавы, а ради серьезных занятий в секции. Мне в ту пору было 10 лет, Диме — 11, и мы, естественно, для начала опробовали покупку в домашних спаррингах. Не знаю, может быть, оттого, что я постоянно его обыгрывал, но до секции Дима так и не дошел. А я хотя и занимался до этого плаванием, борьбой и баскетболом, при первой же встрече с Василием Васильевичем Вольфом понял, что бокс — мой вид спорта.
— Наверное, сейчас Дима пожалеет, что не пошел тогда в секцию с вами?
— Увы, его уже нет в живых — меньше года назад умер от сердечного приступа. Но у меня есть еще младший брат Андрей, который выступал в нынешнем году на чемпионате России среди юниоров. Надеюсь, моя победа придаст ему дополнительные силы.
— Когда вы пришли в секцию, которой руководил Вольф, ваш нынешний партнер по сборной Саша Малетин был уже там?
— Да, но познакомились и подружились мы не сразу. Для этого понадобилась поездка в спортивный лагерь на Украину, которая была в том же 85-м году.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
— Как складывалась ваша боксерская карьера?
— Первая победа на первенстве города, где весовые категории определялись "на глаз", запомнилась на всю жизнь. Я выиграл там два боя, получил заслуженную грамоту и переполненный чувством гордости за содеянное полетел домой на выросших за спиной крыльях, чтобы разделить радость с близкими. После этого успеха меня уже не надо было заставлять ходить в секцию каждый день. А в "обойму" сборной попал после того, как стал финалистом первенства СССР среди старших юношей в Волгограде. В 1993 году выиграл в Греции молодежное первенство Европы в весовой категории 71 кг и уже на следующий год завоевал золотую медаль на чемпионате России среди взрослых в весе 81 кг. В финале победил Игоря Кшинина, который в то время был уже чемпионом Европы.
Потом началась полоса неудач: проиграл в первых боях на Играх доброй воли в Санкт-Петербурге и чемпионате мира в Берлине. В 1996 году вообще не выходил на ринг, поскольку были некоторые жизненные неурядицы, а в 1997-м решил все начать сначала…
— В то время в весе 81 кг прочно обосновался Александр Лебзяк. У вас в этой связи не было мысли поменять весовую категорию?
— Нет. Чемпионата Европы-98 в Минске, где тренеры заявили меня в 91 кг, оказалось достаточно, чтобы понять, что это не мой вес. Решил идти до конца в категории 81 кг. Как видите, дошел…
— О чем подумали, когда жеребьевка преподнесла вам "подарочек" в виде кубинца уже в стартовом бою нынешнего чемпионата?
— Вы знаете, я к этому уже привык. На Играх доброй воли-98 начинал соревнования с поединка против кубинца. На чемпионате мира-99 — та же история. И в Белфасте, как только увидел тренера, вернувшегося с жеребьевки, сразу понял: снова кубинец… Но кубинского комплекса у меня нет. Я начал избавляться от него еще на предыдущем чемпионате мира, когда свел с кубинцем бой к ничьей — 7:7 (потом судьи отдали ему победу). А два месяца назад на международном турнире в Германии выиграл у Эрнандеса Мартинеса, своего будущего соперника в Белфасте. Правда, здесь он был уже совершенно другим: видно, сделал выводы. Однако и я очень жестко настроился. Все-таки открывал выступление команды на чемпионате. Как капитан, просто не имел права проигрывать. Бой получился очень тяжелым, пожалуй, самым тяжелым в моей боксерской карьере. Потом два дня восстанавливался…
ГОТОВ СТОЯТЬ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ СКОЛЬКО УГОДНО
— А про финальный поединок с украинцем Виктором Перуном что можете сказать?
— Переживал накануне очень сильно, всю ночь не мог заснуть. Всякие мысли в голову лезли, я ведь соперника абсолютно не знал. Но стоило выйти на ринг и нанести первый удар, сразу почувствовал, что смогу выиграть.
— От результата этого поединка зависела судьба второго командного места. Думали об этом во время боя?
— И не только во время. Конечно, ответственность была огромная…
— Эта сумасшедшая история с поисками российского гимна, своеобразная игра в "Угадай мелодию", которую организаторы устроили во время церемонии награждения, вас сильно расстроила?
— Было очень обидно…
— Почему же тогда не сошли с пьедестала, когда вместо нашего государственного гимна в зале заиграла какая-то восточная мелодия?
— Все призеры стояли, я тоже стоял. Зато, уверен, стал единственным в мире чемпионом, простоявшим на высшей ступени пьедестала почета почти пятнадцать минут.
— В нынешнем составе сборной, кроме вас, женатых еще трое: Поскачин, Малетин и Гоголев. Но вы единственный, кто имеет двух детей — 8-летнюю дочь и 3-летнего сына. Младший Евгений Макаренко будет боксером?
— Не знаю, захочет ли он заниматься большим спортом, но азы боксерского поединка должен изучить. Должен мужиком стать, чтобы уметь постоять за родных людей.
В ПРОФЕССИОНАЛАХ МНЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
— В Подольске во время спарринг-боев перед отъездом в Белфаст вы о чем-то говорили с Лебзяком. Если не секрет, о чем?
— Он мне сказал: "Давай, Женька, теперь все в твоих руках. Держи команду!"
— Ожидали от себя такой прыти в Белфасте?
— После того как одержал первую победу, стал настраивать себя только на золотую медаль.
— К Олимпийским играм в Афинах будете готовиться или теперь подумаете о профессиональном боксе?
— Нет, в профессионалы не пойду никогда. Постараюсь попасть на Олимпийские игры уже не в качестве спарринг-партнера Лебзяка, функции которого исполнял в Сиднее, а как полноправный член команды.
МАКАРЕНКО ЕВГЕНИЙ
Родился 10 октября 1975 г. в Нижневартовске. Вес 81 кг. Рост 194 см. Правша. Студент четвертого курса Нижневартовского государственного педагогического института. Инструктор по спорту городского спорткомитета. "Динамо". Боксом занимается с 1985 г. Пятикратный чемпион России. Бронзовый призер чемпионата Европы-98 в категории 91 кг. Бронзовый призер Игр доброй воли-98. Чемпион мира-2001. Счет боям не ведет. Тренер — Василий Вольф. Кумиры Александр Лебзяк и Борис Лагутин. Женат. Имеет 8-летнюю дочь Анастасию и 3-летнего сына Евгения. Хобби — рыбалка и охота.