В состоянии осторожного оптимизма
Белое полотенце, выброшенное после второго раунда финального боя супертяжеловесов секундантами украинца Алексея Мазикина к ногам его соперника Руслана Чагаева из Узбекистана, подвело черту XI чемпионату мира по боксу, прошедшему в новой "Одиссей Арене" североирландской столицы Белфаст.
Из 67 сборных, принявших участие в чемпионате, медали высшего достоинства завоевали только пять: семь — на счету кубинской команды, две — в активе сборной России, по одной — у французов, турков и узбеков. Чемпионами мира в нашей команде стали Андрей Гоголев (75 кг) из г. Городец Нижегородской области и нижневартовец Евгений Макаренко (81 кг). В активе российской сборной еще три бронзовые медали — у Георгия Балакшина (51 кг) из якутского поселка Нюрба, Александра Малетина (60 кг) из Нижневартовска и Султана Ибрагимова (91 кг), представляющего Ростов-на-Дону и Дагестан. С тех пор как сборная России выступает на международной арене самостоятельной командой, лучшего результата она добивалась только в 1997 году в Будапеште.
Для начала исправим невольную оговорку, допущенную главным тренером в предыдущем выпуске "Российского бокса". Конечно же, два предстартовых сбора команды в Кисловодске и Подольске профинансировал не Олимпийский комитет России, а Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму. Именно эта организация, возглавляемая Павлом Рожковым, сделала все, чтобы наши боксеры при подготовке к чемпионату не испытали никаких проблем. Команда полетела в Белфаст во всеоружии и (благодаря заботам Федерации бокса России)… с иголочки. Модные светлые цивильные костюмы, галстуки и туфли из престижного московского бутика, в которых наши ребята появились в лондонском аэропорту "Хитроу", произвели там настоящий фурор. Как очевидец могу подтвердить: ни одна команда не выглядела столь элегантно во время долгой процедуры аккредитации в студенческом городке Белфаста. Завистливые взгляды соперников заложили, на мой взгляд, основы будущего успеха подопечных Николая Хромова.
"ЭКСПЕРИМЕНТ" МАССОВОГО ХАРАКТЕРА
Сборная России прибыла в Белфаст без семи олимпийцев Сиднея, что дало повод практически всем российским изданиям назвать ее экспериментальной. Акцент на этом (в том числе и при подведении итогов) вряд ли оправдан, поскольку это привычное дело после четырехлетнего олимпийского цикла. В "экспериментальных" составах приехали в Северную Ирландию все 67 сборных — участниц чемпионата, включая главных фаворитов на командную победу -кубинцев. Легендарный Альсидес Сагарра, дебютировавший на этом чемпионате в качестве министра спорта Кубы и соответственно главы делегации, привез в Белфаст лишь четырех олимпийцев-2000: Майкро Ромеро (51 кг), олимпийских чемпионов Гуллермо Ригондо (54 кг), Марио Кинделана (60 кг) и бронзового призера Диогинеса Луну (63,5 кг).
У нас было пятеро участников Игр-2000: чемпион Европы-98 Сергей Казаков (48 кг, личный тренер Альфред Гришин), бронзовый призер Олимпийских игр, чемпион мира-97 Александр Малетин (60 кг, личный тренер Василий Вольф), чемпион Европы-2000 Александр Леонов (63,5 кг, личный тренер Олег Меньшиков), победитель Игр доброй воли-98 Андрей Мишин (71 кг, личный тренер Анатолий Катасов) и обладатель олимпийского серебра Султан Ибрагимов (91 кг, личные тренеры Анатолий Черняев и Рамазан Абачараев).
Ильфат Разяпов (51 кг), бронзовый призер Олимпиады Камиль Джамалудинов (57 кг), двукратный чемпион мира Раимкуль Малахбеков (54 кг) и двукратный олимпийский чемпион Олег Саитов (67 кг) взяли время на отдых и раздумье о собственном боксерском будущем. Завершивший любительскую карьеру 32-летний олимпийский чемпион Александр Лебзяк (81 кг) подумывает о профессиональном ринге. Финалист Игр-2000 Гайдарбек Гайдарбеков (75 кг) не смог поехать в Белфаст из-за травмы, а чемпион мира-95, бронзовый призер Игр-96 супертяж Алексей Лезин проиграл в финале чемпионата России Александру Поветкину из Курска.
Помимо олимпийцев компанию Александру (личный тренер Александр Рагозин) в североирландской столице составили Георгий Балакшин (51 кг, личный тренер Артур Пахомов) из якутского поселка Нюрба, его земляк из Якутска Афанасий Поскачин (54 кг, личный тренер Николай Петров), Алексей Шайдулин (57 кг, личный тренер Сергей Постриганов) из Немана Калининградской области, Тимур Гайдалов (67 кг, личный тренер Зубер Джафаров) из Буйнакска, Андрей Гоголев (75 кг, личный тренер Игорь Голубков) из Городца Нижегородской области и нижневартовец, капитан команды Евгений Макаренко (81 кг, личный тренер Василий Вольф).
БЕЛФАСТ - МЕСТО НЕ ЗОЛОТОНОСНОЕ
Оценивая шансы своих подопечных в Белфасте, Николай Хромов был немногословен: "Мы завоюем на чемпионате столько медалей, сколько нам позволят соперники и… судьи. Но без золота домой вернуться не должны…"
Накануне четвертьфинальных боев, признаться, показалось, что золота будет много — уж больно хорошо начала наша команда. К тому времени она потеряла лишь двух бойцов (Поскачина и Шайдулина), что являлось абсолютно лучшим показателем среди остальных пяти сборных (Ирландии, Венгрии, Кубы, США и Украины), стартовавших полными составами.
Однако после четвертьфинала ситуация резко изменилась. Команда Хромова уже напоминала армию, вышедшую из тяжелейшего сражения с вдвое превосходящим по численности противником, заметно поредевшую, но не павшую духом. Пять российских боксеров, пробившихся в полуфинал, при всем желании не могли составить достойную конкуренцию девяти кубинцам в борьбе за первое командное место. Более того, когда компанию Андрею Гоголеву и Евгению Макаренко в финале составили четыре украинских боксера, даже надежды на второе место стали весьма призрачными. Но честь и хвала тренерскому профессионализму Хромова и мастерству наших ребят — они сумели в решающих поединках добиться максимального результата, в то время как все четыре украинца довольствовались серебром…
ФЕМИДА СНЯЛА ПОВЯЗКУ
Вовсе не случайно написал о "вдвое превосходящем по численности противнике" российской команды, поскольку подчас на стороне наших соперников на ринге выступали и судьи. Были на этом чемпионате бои, когда победу можно было отдать как в одну, так и в другую сторону (такое в боксе бывает). Но если в такую ситуацию попадали российские боксеры, руку неизменно поднимали другому. Так было в поединках Афанасия Поскачина с Чотипатом Вонгпратисом из Таиланда, Алексея Шайдулина с румыном Симионом Виорелем и Андрея Мишина с партнером Виореля по команде Марианом Симионом.
Последний бой вообще рассеивает всякие сомнения относительно наших "взаимоотношений" с отдельными служителями Фемиды, обслуживавшими этот чемпионат. При счете 21:20 в пользу румына, боковой судья из Литвы "разглядел" и документально зафиксировал преимущество Симиона в… 20 (!) ударов — 38:18. Комментарии, как говорится, излишни.