Тамаре Москвиной всегда 18
Сегодня знаменитая наставница по фигурному катанию Тамара Николаевна Москвина празднует свой юбилей. Об этой хрупкой, миниатюрной женщине, которая уже более тридцати лет воспитывает фигуристов высочайшего класса, можно было бы написать большую книгу с подзаголовком "Труд. Искусство. Ум. Доброта".
Можно долго перечислять всех знаменитых учеников Тамары Николаевны. Достаточно назвать олимпийских чемпионов Елену Валову и Олега Васильева (1984 г.), Наталью Мишкутенок (1992 г.) и Оксану Казакову (1998 г.), которые выступали в паре с Артуром Дмитриевым, двукратных чемпионов мира Елену Бережную и Антона Сихарулидзе, чемпионов мира-81 Ирину Воробьеву и Игоря Лисовского, первого партнера Воробьевой Александра Власова, серебряных призеров зимней Олимпиады-92 и чемпионата мира того же года Елену Бечке и Дениса Петрова, а также многочисленных лауреатов других турниров, в том числе первенств Европы и нашей страны.
— Тамара Николаевна, как вы пришли в фигурное катание?
— После войны наша семья вернулась в Ленинград из эвакуации. Тренироваться я начала с 10 лет в городской спортшколе молодежи у Ивана Ивановича Богоявленского. Через пять лет перешла к Игорю Борисовичу Москвину. Большую роль сыграла музыка. Отец сказал мне: "Я родом из деревни и хочу, чтобы ты, дочка, играла на фортепиано". Папа привел меня в музыкальную школу имени Н.А. Римского-Корсакова. Я окончила вечернее отделение по классу фортепиано. За пианино, правда, больше не садилась, но понимание, чувство музыки осталось навсегда, и это очень помогает.
ВСЮ ЖИЗНЬ УЧУСЬ У СВОИХ УЧЕНИКОВ
— В середине мая ваш ученик двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев в честь вашего юбилея организовал в новом Ледовом дворце на правом берегу Невы великолепное шоу "Ледовый олимп-2001" с участием звезд фигурного катания. Накануне в клубе "Олимпия" на Литейном проспекте собрались все участники, кроме запоздавшего на эту пресс-конференцию французского фигуриста Филиппа Канделоро. Здесь были Алексей Урманов, Виктор Петренко, Сурия Бонали, Майя Усова и Евгений Платов, Анжелика Крылова и Олег Овсянников, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Оксана Казакова и Артур Дмитриев. И вы очень уместно вспомнили один давний случай…
— Однажды мой первый тренер сказал: "Найди музыку для выступления". Несколько дней искала. Иван Иванович одобрил мой выбор и заметил: "Это начало твоей самостоятельной карьеры". Показав журналистам на сидевших рядом со мной в зале "Олимпия" молодых людей, ставших профессионалами, я сказала: "Это уже не ученики. Это коллеги. Ребята, поздравляю!"
— На следующий день вы сами вышли на арену Ледового дворца, даже довольно сложные вращения сделали под бурные аплодисменты зрителей. А в свое время Тамара Москвина первой в женском одиночном катании исполнила какой-то пируэт, не так ли?
— В 80-х годах в этом виде фигурного катания заговорили о "пируэте Бильманн" — по фамилии известной швейцарской одиночницы. На самом-то деле такой пируэт исполнила я еще в 1960 году. Ну да ладно… Я привыкла думать прежде всего о своих учениках и очень рада, что многие из них действительно становятся коллегами, продолжая традиции питерской школы фигурного катания. У ее основания стоял первый русский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, профессор Института физкультуры имени П.Ф. Лесгафта Александр Гандельсман, мой первый тренер Иван Богоявленский. А потом — Петр Орлов, Игорь Москвин, Станислав Жук, Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Алексей Мишин, Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, нынешние прекрасные петербургские тренеры. Я всю жизнь учусь, в том числе у своих учеников.
БЫТЬ ОДНИМИ ИЗ ВЕДУЩИХ ПОЧЕТНО
— На посвященном вам ледовом празднике ваш давний партнер, профессор Алексей Мишин, во всеуслышание обращаясь к вам, пошутил: "Сегодня тебе 18 лет, остальные годы ты набиралась опыта". Что вы сами хотели бы пожелать себе в день юбилея?
— Так держать, продолжать. Невзирая ни на что, стремиться сохранять доброжелательное отношение ко всему в жизни. Находить крупицы счастья в любом деле, в любом мероприятии, в любой встрече. Сохранить оптимизм еще на несколько десятилетий. Только так, а не иначе.
— Каковы перспективы Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, двукратных чемпионов мира, Европы и России, серебряных призеров зимней Олимпиады-98?
— Что значит "перспективы"? У Лены и Антона есть определенная позиция в мировом фигурном катании. Бережная и Сихарулидзе — одна из лучших спортивных пар мира. Фигурное катание — известный и очень популярный вид спорта. Быть одними из ведущих, а может быть, и ведущими — почетно. Своим развитием Лена и Антон увлекают других, что достойно и престижно.
— Не собираетесь ли взять под свое крыло многообещающую петербургскую пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин?
— Когда-то Татьяна и Максим просили меня стать их тренером. К сожалению, нет ни возможности, ни времени курировать еще одну элитную пару. Было бы непорядочно по отношению к Тотьмяниной и Маринину принять их в свою группу и не уделять им достаточного внимания.
— Что скажете о своих американских учениках?
— Киоко Ина и Джон Циммерман — члены сборной США, они готовятся к зимним Олимпийским играм 2002 года. Самое положительное в том, что Лена и Антон, Киоко и Джон создают атмосферу, в которой приятно кататься. Это не какие-то спарринг-партнеры, а просто друзья по команде, команде фигуристов. Никак нельзя сказать, что американцы против русских, а мы — против них. Такая позиция ни к чему не приводила. Как показывает история, лучше плохой мир, чем хорошая война. Я не говорю, что отношения этих пар очень уж дружеские, но наш коллектив создает условия для того, чтобы спортсмены чувствовали себя комфортно.
— То есть?
— Когда нам удобно, Лена и Антон тренируются в нашем родном Дворце спорта "Юбилейный" на Петроградской стороне, а когда ребята находятся в Америке, мы занимаемся в городе Хаккенсак, неподалеку от Нью-Йорка. Обвинять нас в каком-то непатриотизме глупо. Мы готовимся к очередной Олимпиаде, чтобы выступать за сборную России, представляя нашу федерацию фигурного катания. Может быть, это даже хорошо, что на некоторое время часть расходов по подготовке мы переложили на другие организации. Не ходим с протянутой рукой, организовали подготовку так, чтобы ни у кого ничего не просить.
СЧАСТЬЕ В РАБОТЕ
— "В одиночку ничего не сделаешь", — говорит Алексей Мишин. А как обстоят дела у вас?
— Сейчас, готовясь к Олимпиаде, мы делаем короткую и произвольную программы вместе с Игорем Бобриным, с хореографами Геннадием Печерским и Александром Матвеевым. В нашем коллективе Игорь Борисович Москвин. Будем привлекать и других специалистов. Перед Олимпийскими играми надо собрать все крупицы мудрости, опыт многих мастеров, зарядиться оптимизмом миллионов ревнителей фигурного катания, чтобы оправдать их доверие и любовь.
— Чувствуете себя счастливым человеком?
— Счастье в работе. Наверное, за мой вид и активность в 60 лет вы можете поставить мне высшую судейскую оценку — 6,0.
МОСКВИНА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА
Родилась 26 июня 1941 года в Ленинграде. Заслуженный мастер спорта. Кандидат педагогических наук. Заслуженный тренер СССР и России. Заслуженный деятель искусств России. Фигурным катанием начала заниматься с 10 лет. Пятикратная чемпионка СССР в одиночном катании. В паре с Алексеем Мишиным — серебряный призер чемпионатов СССР и мира 1969 г. 17 лет выступала в составе сборной страны. Окончила Институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта и аспирантуру этого вуза. Ученики Москвиной три раза становились олимпийскими чемпионами в парном катании, завоевали на зимних Олимпиадах четыре серебряные медали, восемь раз стояли на самой высокой ступеньке пьедестала почета чемпионатов мира. Москвина награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" III степени. Замужем. Имеет двух дочерей.