Когда в России вырастет новый чемпион?
О настольном теннисе в российской прессе и на телевидении вспоминают сейчас редко. Казалось, прошедший в апреле — мае в японской Осаке чемпионат мира мог дать к этому повод, но невыразительные результаты наших соотечественников свели информацию об этом, без сомнения, ярком событии к коротким строкам технических отчетов.
Тем временем память у российского болельщика коротка и большинству обывателей может показаться, что настольного тенниса (по количеству национальных федераций Международный союз настольного тенниса уступает лишь футболу и легкой атлетике) в нашем Отечестве нет. Кто теперь помнит имена Зои Рудновой, Флеры Булатовой, братьев Мазуновых? Но несмотря ни на что, пинг-понг в России жив. Вспомнить об этом помог завершившийся в Костроме III международный турнир имени чемпионки мира Светланы Федоровой (Гринберг).
Демократичный и доступный, настольный теннис никогда не был избалован деньгами. Самый дорогостоящий турнир в мире имеет призовой фонд 120 тысяч долларов, да и на пятидесятитысячник звезды самой первой величины охотно едут. Банк турнира в Костроме составил в этом году 10 тысяч и собрал лучших теннисистов России и Белоруссии, Грузии и Армении за вычетом шестого номера мирового рейтинга Владимира Самсонова. Устроители вполне серьезно рассчитывают, что в следующем году, когда фонд увеличится вдвое, приедут гости и из Европы.
Парадокс нынешнего состояния российского настольного тенниса заключается в несоответствии его зрелищности, низкой себестоимости и внимания к нему со стороны властей и потенциальных спонсоров. Бюджет футбольного клуба даже второго российского дивизиона легко мог бы покрыть финансовые запросы сборной по пинг-понгу по меньшей мере на два года. Но положение дел таково, что у Российской федерации настольного тенниса денег хватает лишь на зарплату трем из пяти своих сотрудников (включая тренера сборной), а российские турниры проводятся главным образом за счет усилий энтузиастов. Вот и в Костроме, где перечень известных спортсменов исчерпывается Георгием Ярцевым, власти совершенно равнодушно взирают на то, как фанатически влюбленный в теннис Харитон (владелец крупной фармацевтической фирмы) практически в одиночку уже третий год тащит на себе весь ворох организационных проблем. Его неуемной энергии можно только дивиться. Тяжелобольной человек вкладывает собственные деньги, платя при этом все налоги в теннис, вместо того,чтобы потратить их на свое лечение (он уже третий месяц ждет донорскую почку). Более того, по поводу развития настольного тенниса в Костроме у Даварашвили готова целая программа: тут и проведение в городе всероссийских судейских семинаров, и развитие местной школы (пока что уровень местных участников турнира чаще выражался в счете партий 21:0 и 21:1), и организация уличных мини-турниров для всех желающих - как средство отвлечения подростков от алкоголя и наркотиков. Однако местная администрация редко поддерживает его даже морально. Так и живет турнир — за счет денег одного сентиментального филантропа и авторитета Светланы Федоровой, чьим именем он назван. Правда, приезжавшие в Кострому вице-президент Международного союза настольного тенниса Юрий Посевин и недавно избранный президент Федерации настольного тенниса России Серик Мулдагалиев обещали оказывать турниру всевозможную поддержку, но в тех условиях, в которых этот спорт находится сейчас в России, сделать это будет крайне нелегко.
III Международный турнир имени чемпионки мира Светланы Федоровой (Гринберг).
Мужчины. Полуфиналы. Сергей Тяпкин - Михаил Хомутов (оба - Москва) - 3:0. Максим Шмырев - Евгений Фадеев (оба - Москва) - 3:2. Финал. Шмырев - Тяпкин - 3:0.
Женщины. Полуфиналы. Татьяна Кулагина - Ольга Абаимова (обе - Нижний Новгород) - 3:2. Наталья Пятерикова - Светлана Ганина (обе - Нижний Новгород) - 3:1. Финал. Кулагина - Пятерикова - 3:2.
ФЕДОРОВА (ГРИНБЕРГ) СВЕТЛАНА
Родилась в Москве. Заслуженный мастер спорта по настольному теннису. Двукратная чемпионка мира (1969). Четырехкратная чемпионка Европы. Пятикратная чемпионка СССР.