Даниэль Пассарелла: "Эль Гран Капитан"
Продолжаем представление лучших игроков ХХ столетия рассказом о Даниэле Пассарелле, капитане сборной Аргентины — чемпионе мира 1978 года.
С ХОДУ ПОКОРИТЬ СТОЛИЦУ НЕ УДАЛОСЬ
Для мастера столь крупной величины Пассарелла начал играть в организованный футбол удивительно поздно. Только в 16 лет он пришел в свою первую команду — "Архентино", которая базировалась в родном для него городе Чакабуко, в западной части провинции Буэнос-Айрес. До этого Даниэль, выходец из очень бедной семьи, гонял мяч только на "диком" уровне. В 13-летнем возрасте он бросил школу и поступил в коммерческое училище с целью поскорее начать зарабатывать. Но учеба занимала все время с утра до вечера и не оставляла места для футбола. Осознав, что такая жизнь для него неприемлема, подросток ушел, недоучившись, и устроился грузчиком в строительную фирму. Там он нарастил могучую мускулатуру, которая впоследствии существенно помогла ему в большом футболе.
Даниэлю довелось поработать также упаковщиком товаров, подсобным рабочим в магазине одежды и так далее. Когда ему стукнуло 15, он решил попытать счастья в столице и начал стучаться в двери маститых клубов. Начал с "Боки", потому что это был любимый клуб семьи его девушки (впоследствии жены) Грасиэлы. "Мне показалось, я понравился одному тренеру. Но другому — определенно нет. Пришлось ретироваться ни с чем, — вспоминает Пассарелла. — Затем я пошел в "Индепендьенте". Его тренер Пипо Феррейра сказал моему отцу, что берет меня, но произошла какая-то странная несостыковка. То ли он забыл о сказанном, то ли посланная им телеграмма где-то затерялась. В общем, устные обещания так ничем и не подкрепились. В "Эстудиантесе" затем произошла примерно такая же история. Тренер Антонио отнесся ко мне благосклонно, и я неделю провел в клубе, но потом кто-то из руководителей клуба пришел на собрание, зачитал список игроков, и меня в нем не оказалось".
Разочарованный неудачной попыткой покорить столицу, Пассарелла решил, что профессионального футболиста из него не выйдет. Он вернулся в родной клуб "Архентино", членом которого номинально состоял еще с 8-летнего возраста. Кстати, его отец одновременно занимал пост президента в другом местном клубе — "Рэсинге". Впрочем, клубы (как и сам город Чакабуко) были настолько маленькие, что все это напоминало скорее простую забаву.
В "Архентино" все должности одновременно — тренера, менеджера, селекционера, секретаря и так далее — занимал один и тот же человек по имени Кармело Спатаро. Ему-то и суждено было стать тем человеком, который вывел Пассареллу в люди. Вывел не бескорыстно: таков был его бизнес — вылавливать одаренных в футбольном отношении пацанов, по возможности в большом количестве, получать права на них, делать им промоушн и ждать процентов от профессиональных контрактов, если кому-то из них повезет.
ШАНС ЖИЗНИ
Спатаро устроил Даниэля в клуб второго дивизиона "Сармьенто" из находящегося по соседству с Чакабуко города Хунина, где жили его родственники. Интересно, что первым среди известных клубов, кто заметил в Пассарелле большой талант, был… уругвайский "Насьональ". Но он не гарантировал ему место в основном составе, и Даниэль ответил ему отказом.
В начале 1974 года произошла тренерская перестановка в "Ривер Плейте". Команду возглавил Нестор Росси, выдающийся плеймейкер сборной 40-х — 50-х годов. Это был счастливый знак для Пассареллы, поскольку бывший соратник Росси Рауль Эрнандес являлся другом семьи молодого футболиста и, конечно, не преминул сосватать его.
Пассарелла прибыл и сказал, что хотел бы попробовать свои силы в ближайшем же матче. Росси согласился, хотя соперником "Ривера" в "ближайшем" матче (20 февраля 1974 года) был не кто иной, как "Бока Хуниорс". Встреча, правда, была товарищеской, предсезонной, и проводилась она не в Буэнос-Айресе, а в Мар-дель-Плате, но тем не менее дерби всегда есть дерби, и Росси, напутствуя пришельца, советовал ему не упускать свой шанс. Даниэлю было поручено прикрыть правого крайнего "Боки", и он справился с задачей на все сто процентов. В газетах писали, что "Пассарелла сыграл так, как будто за его плечами было 20 таких дерби". Вопрос о его зачислении в профессиональную команду был решен, таким образом, сразу.
Вопрос только, в какую. Поскольку дерби смотрели все, в адрес "Ривера" стали приходить телеграммы примерно такого толка: не хочет ли клуб, который и без того располагает классными защитниками Боттанисом, Глустоцци, Пересом, уступить Пассареллу. В частности, им заинтересовались некогда отвергнувший его "Эстудиантес" и руководимый Луисом Сесаром Менотти "Уракан".
Но Пассарелла твердо решил остаться в "Ривер Плейте". Его только интересовал вопрос, какую зарплату попросить. "Не сходи с ума, парень, — сказал ему его бывший тренер и учитель из "Сармьенто" Антонио Эрнандес. — Благодари судьбу и соглашайся на бутерброд с бутылкой кока-колы!" Даниэлю положили для начала около 200 долларов в месяц. К концу 1974 года за счет бонусов жалованье существенно возросло. Впервые молодая чета Пассарелла получила возможность избавиться от бытовых тягот (жена Грасиэла также происходила из бедной семьи) и снять в Буэнос-Айресе приличное жилье.
ЧМ-78: ПОВЯЗКА КЕРКХОФА
Пассарелла дебютировал в первом дивизионе 14 апреля 1974 года матчем против "Росарио" (1:0), но "титуларом" стал только во второй половине года. Его первый сезон на высшем уровне нельзя было охарактеризовать как удачный. Но то же можно сказать и о команде в целом. Перед стартом следующего чемпионата Нестора Росси из команды "попросили", заменив его на другую легенду — Анхеля Лабруну. Лабруна всерьез взялся за дело, усилил несколько позиций и добился того, что "Ривер" впервые за 18 лет выиграл чемпионат. Причем даже два за один 1975 год — "Метрополитано" и "Насьональ".
Но сколько же копий сломали друг о друга эти два великих упрямца! Пассарелла впервые проявил свой неуступчивый и жесткий характер, не испытав и тени смущения от того, что он, начинающий игрок, перечит одному из светил аргентинского футбола. Даниэль уже тогда очень любил ходить в атаку и много забивал (часто — со штрафных). Но его рейды оголяли оборону, чем Лабруна был совсем недоволен. Он предложил ему перейти из центра защиты на фланг. Пассарелла категорически отказался играть на позиции, к которой у него не лежала душа, и предпочел лучше уйти в резерв.
Так он просидел на скамье несколько недель. А потом обстоятельства стали складываться в его пользу. Во-первых, Эктор Артико, которого Лабруна стал использовать на его месте в центре, показывал слабую игру. Во-вторых, болельщики, которые успели оценить зрелищную манеру Пассареллы, стали все более энергично требовать его возвращения в состав. Наконец, ветераны команды во главе с Роберто Перфумо провели собрание и оповестили Лабруну о своем вердикте: Пассарелла должен играть, команде нужны его энергия, темперамент, точный удар и умение играть головой. Тренер сдался.
Из-за конфликтов с Лабруной Пассарелла провел в 1975 году только 29 календарных матчей из 46. Но дополнил недостаток практики отличной игрой на международном юношеском турнире, который состоялся летом в Тулоне. Аргентина выиграла его, а Даниэль стал безоговорочным лидером в команде, которой руководил Менотти и из которой вышло еще несколько чемпионов мира 1978 года.
1976 год получился для Пассареллы совершенно феноменальным: в 35 матчах первого дивизиона он, по-прежнему действуя в центре обороны, забил 24 (мировой рекорд для защитников!) гола. Кроме того, он дебютировал в первой сборной, выйдя 20 марта на заснеженном поле киевского Республиканского стадиона против сборной СССР на замену Бокини за 25 минут до конца.
Менотти, подобно Лабруне, долго относился с недоверием к неудержимой тяге Пассареллы идти в атаку. Он сомневался в его надежности и поэтому продолжал пробовать в центре защиты других игроков — Пьяццу из "Сент-Этьена" и Вульфа из "Реала". Когда до Мундиаля-78 оставалось не так много времени, Менотти неожиданно оказался перед лицом кризиса: он лишился сразу двух сильных защитников — Вульфа и Карраскосы. Карраскоса, который устроил демарш, носил капитанскую повязку. Таким образом, команда оказалась еще и без капитана.
Размышляя, кому доверить эту важную роль, Менотти остановился на Пассарелле. Мотив был прост: Даниэль к тому времени стал капитанствовать в "Ривер Плейте", а этот клуб был представлен в сборной наиболее широко. К тому же у них обнаружилось взаимопонимание, и во всех вопросах Пассарелла поддерживал тренера. Например, когда при определении заявки из 22 человек надо было отсеять трех лишних, одним из этой тройки Менотти назвал 17-летнего Марадону. Пассарелла согласился: правильно, нечего этому сопляку на чемпионате мира делать.
Месяцы, предшествующие Мундиалю, Пассарелла провел как никогда сильно. Но его игра в первом групповом этапе ЧМ-78 была не очень убедительна, хотя он забил гол французам (со спорного пенальти) и едва не забил итальянцам (Дзофф блестяще вытащил мяч из-под перекладины, когда он бил головой).
В полуфинальной группе Пассарелла вновь вышел на свой привычный уровень, а в финале с Голландией он стал инициатором инцидента, из-за которого начало было задержано на семь минут. Он "прицепился" к гипсовой повязке на руке у Рене Ван дер Керкхофа и заявил судье Серджо Гонелле свой протест.
Был еще один эпизод во время финального матча, который характеризовал Пассареллу с не очень выгодной стороны: за шесть минут до конца он за спиной у арбитра ткнул локтем в лицо Йохана Неескенса. Абстрагируясь же от этих двух инцидентов, он провел финал, как подобает капитану. Успевал и организовывать оборону, и совершать свои излюбленные вылазки. Дважды был близок к голу (особенно на исходе первого тайма), но не забил. Вместо него это сделали Кемпес (дважды) и Бертони. А Пассарелла принял Кубок мира из рук аргентинского диктатора Хорхе Виделы, позже посаженного в тюрьму за казни и пытки в период своего правления.
АНТАГОНИЗМ С МАРАДОНОЙ
За семь с небольшим лет в "Ривер Плейте" Пассарелла помог завоевать клубу семь чемпионских титулов (то есть в среднем ровно половину возможных). Его удостоили на родине почетной клички El Gran Capitan (Великий Капитан) и чуть ли не сделали из него памятник. Был только один человек, который отказывался поклоняться этому памятнику, — Диего Марадона. Чем больше веса набирал Марадона, тем слабее становились в сборной позиции Пассареллы. Менотти оказался не в силах ничего противопоставить тому, что испытывавшие жгучую неприязнь друг к другу (она сохраняется и по сей день) лидеры сформировали вокруг себя два враждебных лагеря. Раскол не пошел на пользу сборной, и она провалила Мундиаль-82.
Карлос Билардо, пришедший на смену Менотти, сделал откровенную ставку на Марадону, а Пассареллу, тем более что тот подался на заработки в Италию, вызывал все реже и реже. Даниэль пропустил почти весь отборочный цикл к ЧМ-86, и только на последний матч с Перу, когда положение аргентинцев было довольно шатким, Билардо, повинуясь мощному давлению болельщиков, направил ему приглашение.
Пассарелла прилетел в Лиму и был выпущен Билардо на замену незадолго до конца в качестве правого нападающего(!). Это был жест отчаяния: аргентинцы "горели" (1:2) и при таком счете не проходили в финальный турнир. На 81-й минуте Пассарелла принял мяч на грудь, обыграл опекуна и ударил. Мяч шел в ворота, но партнер Гарека для верности добавил свое касание. Аргентина чудом унесла ноги, вырвав заветную ничью, и это было последнее, чем "Эль Гран Капитан" помог сборной.
Его включили в список 22-х на Мексику, но всем было понятно, что это чисто формальный жест. Интриги Марадоны в придачу к неважному состоянию здоровья (болезнь желудка) не позволили Пассарелле сыграть ни минуты. Вместе с тем он не смог назваться двукратным чемпионом мира, хотя только у него (по сей день) был такой шанс, если не считать группу игроков сборной Италии 1934 и 1938 годов и сборной Бразилии 1958-го и 1962-го.
Летом 1988 года Пассарелла вернулся в Аргентину, не намереваясь больше выходить на поле. Но его принялись интенсивно обхаживать и "Бока", и "Ривер". В конце концов, старая привязанность к "Ривер Плейту" и лично к Менотти, который был в то время его тренером, дала о себе знать, и Даниэль согласился провести прощальный чемпионат.
Забив в нем 7 мячей, он и в 35 лет остался верен себе, доведя общее число голов в первых дивизионах Аргентины и Италии до 134. Это второй результат среди защитников за всю историю футбола. Больше (193) забил только Рональд Куман.
С конца 1988 года по конец 1989-го Пассарелла по настоянию своего друга Америко Гальего, но почти вопреки своему желанию проходил тренерские курсы. Диплом пригодился очень быстро: уже в январе 1990 года он сменил Менотти на посту тренера "Ривер Плейта". Пассарелла-тренер — это тема для отдельного разговора, которую мы как-нибудь непременно затронем.
Даниэль Альберто Пассарелла
Аргентина. Защитник.Родился 25 мая 1953 года в Чакабуко (провинция Буэнос-Айрес).
Сезон | Клуб | Матчи | Голы |
1973 | Сармьенто(Д-2) | 36 | 9 |
1974-М* | Ривер Плейт | 4 | - |
1974-Н* | Ривер Плейт | 18 | 5 |
1975-М | Ривер Плейт | 13 | 2 |
1975-Н | Ривер Плейт | 16 | 7 |
1976-М | Ривер Плейт | 17 | 14 |
1976-Н | Ривер Плейт | 18 | 10 |
1977-М | Ривер Плейт | 32 | 8 |
1977-Н | Ривер Плейт | 8 | 5 |
1978-М | Ривер Плейт | 4 | 2 |
1978-Н | Ривер Плейт | 15 | 3 |
1979-М | Ривер Плейт | 21 | 5 |
1979-Н | Ривер Плейт | 17 | 4 |
1980-М | Ривер Плейт | 28 | 8 |
1980-Н | Ривер Плейт | 13 | 4 |
1981-М | Ривер Плейт | 23 | 8 |
1981-Н | Ривер Плейт | 19 | 6 |
1982-М | Ривер Плейт | - | - |
1982/83 | Фиорентина | 27 | 3 |
1983/84 | Фиорентина | 27 | 7 |
1984/85 | Фиорентина | 26 | 5 |
1985/86 | Фиорентина | 29 | 11 |
1986/87 | Интер | 23 | 3 |
1987/88 | Интер | 21 | 6 |
1988/89 | Ривер Плейт | 24 | 7 |
1989-Л* | Ривер Плейт | 8 | 1 |
*Примечания: Л — "лигилья" (отборочный турнир в Кубок Либертадорес), М — чемпионат Метрополитано, Н — чемпионат Насьональ. Итого: в первых дивизионах Аргентины и Италии — 451 матч, 134 гола, в Кубке Италии — 41 матч, 13 голов, в Кубке Либертадорес — 33 матча, 4 гола, в Кубке УЕФА — 18 матчей, 2 гола.
Титулы: чемпион мира-1978, Аргентины-1975-М, 1975-Н, 1977-М, 1979-М, 1979-Н, 1980-М, 1981-Н. Сборная Аргентины: 70 матчей (в 46 — в качестве капитана), 22 гола. Первый матч: 20 марта 1976 года. Последний матч: 4 мая 1986 года.