Российское значит лучшее?
Плотность, с которой команды, выступающие в высшем дивизионе, расположились после тринадцатого тура в турнирной таблице, дает повод говорить о выравнивании класса российских клубов. Впрочем, действительно ли наш футбол сделал шаг вперед, мы сможем узнать только осенью, когда лучшие, по итогам прошлого сезона, из лучших представителей нашей страны стартуют в еврокубковых турнирах.
Сразу пять команд в одинаковой степени претендуют на места в заветной тройке. Причем разрыв между идущими в лидерах "Крыльями Советов" и притормозившим в "несчастливом" тринадцатом туре "Соколом" как раз и занимающем пятую позицию составляет всего два очка. Что это? Случайности юбилейного десятого по счету российского первенства? Или действительно класс команд незаметно подравнялся, что вызвало обострение борьбы в чемпионате в целом?
Впрочем, если бы интрига повысилась только среди лидеров, это вряд ли свидетельствовало бы о повышении уровня всего элитного российского дивизиона в целом. Но она обострилась на каждом из "этажей" турнирной таблицы. Например, в так называемом "подвале" картина не менее интересна. Ни одну команду, включая "обескровленный" "Черноморец", нельзя записать в число откровенных аутсайдеров, какими в прошлом году были нижегородский "Локомотив" и "Уралан". От "Сатурна", идущего двенадцатым, новороссийцев отделяет расстояние, равное одной победе.
Впрочем, на "Черноморце" хочется остановиться подробнее. Создается впечатление, что "радостное событие" — дебют в еврокубках — застало руководство черноморского клуба врасплох. Будет очень обидно, если в шестерке российских команд окажется уже заведомый аутсайдер, который мертвым грузом потянет на дно международный рейтинг российских клубов в Европе. А если вспомнить, что в 2002 году в Кубке УЕФА старт возьмут всего лишь две наших команды, то на какой-то качественный прорыв рассчитывать не приходится.
Хотелось бы видеть "Черноморец" в лидерах дозаявочной компании, стартующей 3 июля, но, судя по финансовым проблемам и нежеланию руководства города оказать финансовую поддержку клубу, скорее всего, этого не случится. Рынок диктует свои законы. А наибольшую активность в поиске усиления уже сейчас проявляют те, у кого есть свободные деньги. Похоже, что один из тех клубов, которые не испытывают в них недостатка, — ЦСКА. Ранджелович, Рахимич, Гогниев, Гусев, Яновский, Мандрыкин — вот далеко не полный список футболистов, входящих в сферу интересов армейской команды. Причем отличительной чертой трансферной политики клуба является то, что ЦСКА большее внимание обращает на внутренний рынок. Те же иностранцы, которых хочет видеть в своей команде Садырин, уже доказали, что могут легко адаптироваться в российском чемпионате.
Совершенно другим путем пошел "Спартак". За всю историю новейшей трансферной политики крсно-белых в основном составе команды Романцева смогли закрепиться только два футболиста из дальнего зарубежья: Чуйссе и Митрески. Однако руководство российского чемпиона продолжает приглашать на просмотр и подписывать контракты с африканскими футболистами и игроками из Восточной Европы, цена на которых невысока.
В направлении своей трансферной политики и ЦСКА, и "Спартак" похожи в одном. Эти клубы не хотят или не могут воспитывать своих игроков. Их можно понять, ведь это дело не одного дня. Однако селекционеры этих команд не хотят даже подыскать молодые неизвестные таланты в клубах низших дивизионов, а ведь опыт Валерия Газзаева, нашедшего для "Динамо" еще год назад никому не известных Гогниева и Габулова, говорит о том, что российский рынок не иссяк. Да и самое яркое открытие чемпионата - Марат Измайлов - воспитанник российской школы.