Несимулированный стимул
Впервые с 1923 года золото мужского чемпионата страны (сначала он проводился среди сборных городов, затем — клубов) отправится в регионы. Даже в советское время первенство нашей страны выигрывали команды Москвы, Питера — северной столицы, а также клубы главных городов республик: Риги, Тбилиси, Киева, Таллина, Каунаса (этот литовский город многими считается исторической столицей страны, по крайней мере — спортивной). То же относится и к эстонскому Тарту.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что в российском баскетбольном хозяйстве инициатива у столиц перехвачена провинцией. Другое дело, надолго ли? И что принесет это отечественному баскетболу. Хочется верить, что это не разрушит крепкую, проверенную временем и выжившую даже во времена экономических потрясений структуру ЦСКА (другие московские клубы ушли со сцены). Кроме того, это должно подхлестнуть руководителей и деловых людей из городов и областей на создание баскетбольных клубов. И они не будут покидать команды в трудные времена, как это случилось с еще одним грандом нашего баскетбола — московским "Динамо". Впрочем, провинция доказала, что она дорожит своими командами. На грани краха был и саратовский "Автодор", и "Самара", и тульский "Арсенал". Но спаслись. Окончательно ушел со сцены только самарский ЦСК ВВС. Но это немного другая история. Ведомственно-региональная. Уверен, не удастся совсем избежать невзгод и нынешним лидерам российского баскетбола. Хотелось бы, чтобы Европа хоть немного избавилась от снобизма и открыла двери в свою элиту Перми и Казани. Конечно, там хотят признавать европейскими городами только Москву и Питер, но, надеюсь, это со временем пройдет.
Ведь, согласно известной пословице, и Москва не сразу строилась. Не могут не появиться в городах, где прописаны лидеры российского баскетбола, так нужные для вхождения в континентальную структуру настоящие международные аэропорты и сеть отелей, способные принять самых взыскательных гостей. Появятся там коммерческие организации и тот самый "потребитель", без которого, надо признать, спонсорам сильнейших европейских турниров просто неинтересно размещать свою рекламу вокруг площадки в Перми или Казани. Там поняли, что создание классного баскетбольного клуба поможет их бизнесу.
Похоже, что деловые люди Москвы, за редким исключением, потеряли интерес к баскетболу. Да, в столице слишком много объектов "рекламоприложения". Но и столичных бизнесменов не надо валить в кучу. Давайте попытаемся понять коммерсантов, отвернувшихся от этой игры. У многих просто пропал стимул для вложения средств в баскетбол. У ЦСКА в последние годы не было серьезного соперника, каким было в свое время "Динамо", потом "Автодор". Даже болельщикам армейцев, наверное, было скучно, когда их кумиры становились чемпионами до начала первенства.
Ушел с трибун зритель. ЦСКА стало "не с кем играть". Нет болельщиков во дворцах спорта, нет интриги — нет телевидения. Вот и отвернулись от игры спонсоры, за исключением самых стойких, преданных. Но даже меценаты армейского клуба не могли не понимать, что нельзя оставлять ЦСКА единственной командой в стране. Во-первых, выигрывать турниры в "борьбе с собой и скукой" надоело, во-вторых, отсутствие соперничества в первенстве России негативно сказывалось на игре чемпиона в турнире Евролиги. Может быть, за выход чемпиона страны в "Финал четырех"-2001 можно отчасти благодарить пермяков и казанцев.
Думаю, все хотели, чтобы появились настоящие конкуренты у армейцев. Застой снижает, с одной стороны, интерес к баскетболу, с другой — боеспособность игроков. ЦСКА в прошлом году остался единственным бессменным чемпионом страны. Клуб выиграл 9 чемпионатов подряд, чем подхлестнул амбиции "провинции". Стоит поблагодарить руководство регионов и местных бизнесменов за то, что создана конкуренция армейцам. А ЦСКА, в свою очередь, за то, что клуб есть. И дразнит всех своей мощью, титулами, регалиями. Не верю, что сильнейшая команда России сломлена, даже надломлена тем, что не пробилась в суперфинал. Совсем не похоже, что клуб собирается сдавать позиции. Наоборот, впервые у армейцев, их руководства и спонсоров появился стимул. Уверен, будут сделаны правильные выводы, и команда с большим рвением будет биться в следующем сезоне. Не хочется, чтобы московский болельщик, избалованный победами, забыл о своих кумирах.