Судьба вида спорта решается в прокуратуре

news

Фактически веломногодневка "Джиро д'Италия" завершилась в этом году досрочно, после 17-го этапа. Пусть до ее финиша гонщикам предстояло преодолеть еще несколько этапов — они уже ничего не решали. И дело не в том, что Джильберто Симони был намного сильнее соперников. Судьбу гонки решили прокурор Флоренции Луиджи Бокколини и 400 карабинеров, произведшие "зачистку" номеров всех участников соревнований, изъявшие медикаменты, многие личные вещи и карты медицинских наблюдений гонщиков.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ФРИГО

Первой жертвой Бокколини пал Дарио Фриго, отстававший от Симони на 15 секунд. Через два дня после обыска команда "Фасса Бортоло" объявила, что Фриго изгнан из расположения команды и покидает лагерь "Джиро". Решение было принято после того, как полиция предъявила руководству команды найденные в номере Фриго во время недавнего повального обыска в Сан-Ремо "запрещенные субстанции".

Официальное заявление менеджер команды Джанкарло Феретти обещал сделать позже, после окончательного заключения полицейской и спортивной медэкспертизы. "Однако, — сказал Феретти, — сам Дарио уже во всем признался, и значит, по правилам, существующим в команде, должен быть немедленно изгнан".

О том, что именно было найдено у Фриго, босс предпочел умолчать (как позже выяснилось, это был эмассист — препарат, произведенный на основе гемоглобина и широко распространенный, например, в соседней Швейцарии). Вообще, с лица Феретти, которое весь тот вечер демонстрировали итальянские телеканалы, не сходило выражение обреченности и подавленности. Все произносимые им слова, типа: "Команда всегда выступала против использования допинга. С членом велоконюшни, уличенном в применении запрещенных препаратов, немедленно прекращают общение все, кто носит майку "Фасса Бортоло", звучали как добытые под пыткой "чистосердечные признания".

Дальше — больше. Сразу после окончания гонки руководство команды "Ликуигас" объявило о дисквалификации пятерых своих гонщиков, после того как и в их номерах гостиницы, где они останавливались в Сан-Ремо во время "Джиро д'Италия", были обнаружены запрещенные допинг-средства. В числе наказанных: Сергей Гончар, Деннис Дзанетте, Марко Дзанотте, Эллис Растелли и Джанни Фарезин. Спортсмены не смогут участвовать в соревнованиях до тех пор, пока не будет окончательно выяснено, как запрещенные препараты попали к ним. Напомним, что Гончар занял в общем зачете завершившейся в воскресенье "Джиро" четвертое место. "На подходе" группа сразу из 19 гонщиков во главе с бывшим победителем "Джиро" Иваном Готти.

Представить себе состояние организаторов, спонсоров и простых зрителей российскому читателю будет, вероятно, довольно трудно, но в стране, где велоспорт по популярности занимает следующее за футболом место, горе приобрело уже поистине национальный масштаб. Неудивительно, что организаторы "Джиро" не проявили подобной поспешности и не торопились с комментариями. Директора велогонки Кармине Кастелано и главного редактора "La Gazzetta dello Sport" (учредителя и организатора "Джиро") Кандидо Каннаво можно понять. После того, что они вместе со всеми участниками пережили в последние дни, впору было вообще закрывать гонку. В самом деле — многие ли захотят после произошедшего дать еще раз полоскать свое имя в грязной воде допинговых и полицейских склок и разбирательств?

ТОНКОВУ ЕЩЕ ПОВЕЗЛО

Перед началом "Джиро" наша газета брала интервью у Павла Тонкова, побеждавшего здесь пять лет назад. Сильнейший российский турнирный боец сожалел, что в этом году ему приходится пропускать гонку, с которой у него связаны хорошие воспоминания. Жалеет ли Павел теперь? Рискнем утверждать, что нет. Так же, как не жалеет и двукратный победитель "Тур де Франс" Лэнс Армстронг, гоняющийся сейчас на более спокойных турах в Испании. Даже лидеру мирового рейтинга Франческо Касагранде, сломавшему на первом этапе "Джиро" руку, даже шедшему в лидерах и дисквалифицированному за удар юнца, кричавшего в его адрес оскорбления, Владимиру Белли сейчас уже не так обидно. Их, по крайней мере, не сгоняли вместе со всеми в тесную комнату гостиницы и не конвоировали после унизительного шмона по одному в номера, которые потом еще долго обыскивали. Живая легенда итальянского велоспорта Марко Пантани и лидер первых этапов Рик Вербрюгге после пережитого обыска и семичасовых переговоров с директоратом гонки, на которых вполне серьезно ставился вопрос о досрочном прекращении "Джиро", просто не вышли на старт очередного этапа.

Что касается Фриго, то недоброе он предчувствовал еще накануне. Во время длительных переговоров в гостинице "Астория" в Сан-Ремо телекамеры несколько раз выхватывали его лицо. Фриго выглядел напуганным, молчал и прятал глаза, словно чувствуя надвигающуюся беду. Она не заставила себя ждать.

Для того, чтобы как-то подвести черту под скандалом, Национальный олимпийский комитет Италии собрал в Риме пресс-конференцию. Ее целью была не столько попытка объяснить, что, собственно, произошло с Фриго, но и намерение как-то сохранить лицо самого соревнования в глазах зрителей и спонсоров. Кроме того, надо было как-то реагировать на действия полиции — что ни говори, а пять (цифра еще не окончательная) гонщиков, уличенных в хранении допинг-препаратов, — это факт, на который сложно закрыть глаза.

"Нам всем надо что-то предпринимать, пока полиция не организовала новый рейд. Если кто-то этого не понимает, значит, нужны радикальные изменения в правилах проведения соревнований", — такое заявление сделали официальные лица итальянского велоспорта. Альтернативную конференцию намерен созвать Фриго. По мысли главной фигуры допингового скандала, надо раскрыть людям глаза на отношения велосипедистов и того, что нынче признается допингом.

ВЕЛОСИПЕДИСТ ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ?

Есть еще одна проблема. Прецедент с полицейской акцией в Сан-Ремо может стать примером для их коллег в других странах. Например, итальянское законодательство предусматривает за хранение запрещенных препаратов наказание в виде лишения свободы до трех лет. В Швейцарии закон выглядит более либеральным, а, скажем, во Франции он еще более суров. Если учесть, что в календаре Международного союза велосипедистов в качестве места проведения различных туров упоминается более 50 стран, спортсменам и тренерам впору штудировать уголовные уложения всех упомянутых государств. Через месяц стартует очередной "Тур де Франс", и уже сейчас журналисты донимают директорат тура расспросами о том, будут ли там полицейские рейды. Французы обещают постараться обойтись без этого, хотя и говорят о том, что "там, где это будет необходимо, полиции и прокуратуре, возможно, придется выполнять свою миссию".

Мы созвонились с президентом Федерации велоспорта России, заслуженным мастером спорта Александром Гусятниковым, долгое время возглавлявшим российскую профессиональную команду "ЦСКА-Лада", с просьбой дать оценку подобной ситуации.

— Однозначно оценить произошедшее в Италии я не готов, но могу сказать одно — полицейскими методами ничего решить нельзя. Спортсмены в течение многих дней проезжают тысячи километров, и силы их напряжены до предела. В такой обстановке подобные акции больно ранят ни в чем не повинных людей и негативно сказываются на популярности всего вида спорта. Я, кстати, не исключаю, что дело здесь не только в борьбе с допингом, но и в противостоянии финансовых интересов. Вполне возможно, что кому-то неудобно, что телетрансляции популярных велогонок занимают слишком много эфирного времени. Допинг — проблема не только велоспорта, однако с подачи французов именно велогонщики чувствуют сейчас на себе неусыпное око и полиции, и медицинских комиссий, и всех на свете. Ненормально, что за велосипедистов решают прокуроры. Кстати, многие допинговые дела разваливаются. Например, 17 июля суд Реймса должен объявить приговор работникам голландской команды ТVM, в частности, нашему доктору Михайлову. Ему грозит 18 месяцев тюрьмы, хотя и условно. За что? За врачебную практику на территории Франции без лицензии, за провоз медицинских препаратов без разрешения. А из-за чего в 1998 году начинали дело? Из-за печально известного допингового скандала на "Тур де Франс". Ни одного велосипедиста TVM на допинге не поймали и стали искать повод все-таки вынести обвинительный приговор. И признанный во всем мире специалист вынужден вместо работы заниматься хождением по судам. Таких случаев много. А что должен чувствовать велосипедист, ежедневно испытывающий перегрузки? Конечно, он принимает и аминокислоты, и другие медицинские препараты — невозможно в современном велоспорте обходиться без медикаментозной поддержки. Но сейчас столько всего запрещено, что для того, чтобы попросту принять таблетку от простуды, надо сперва трижды подумать. То обстоятельство, что полиция пытается заменить собой несовершенную систему медицинского контроля, совершенно противозаконно".

ЧТО СЧИТАТЬ ДОПИНГОМ?

В том, что прокурорский рейд должен был сопровождаться громкими разоблачениями, сомнений не было. Не могут такие драконовские меры не приводить к громким разоблачениям. Иначе народ бы не понял. Раз устроили ночной налет на отель — значит, одно-два громких имени должно быть брошено на плаху правосудия. Дело Фриго, может быть, никаким криминалом не закончится — в конце концов, на положительных анализах ни его, ни других гонщиков "Фасса Бортоло" никто пока не поймал, но действия свои синьор Бокколини уже оправдал. Теперь очередь за его французским и испанским коллегами — впереди "Тур де Франс" и "Вуэльта".

Нельзя не согласиться с Гусятниковым по вопросу несовершенства медицинского контроля. Плохо работающий инструмент таит в себе огромную опасность. Это вам подтвердит любой рабочий, знающий, чем может закончиться работа на неисправном станке. Что же до запрещенных препаратов — спортсмен может съесть порой таблетку от головной боли, и комиссия легко признает его нарушителем. Что уж говорить о велоспорте, спринтерских дисциплинах в легкой атлетике, лыжных гонках и циклических видах спорта типа гребли. Без медицинской поддержки спортсмен там просто сломается, а с ней он все время будет "на грани фола". И будет при этом всегда не прав, так как не ставит себе цели быть правым. Его цель вообще лежит в другой плоскости — ему надо быть лучшим. А дело прокурора состоит в том, чтобы изобличить преступников. Причем имена малоизвестные их, очевидно, интересуют мало. На таких делах славы не заработаешь. Поэтому читателям можно посоветовать поскорее забыть имя прокурора Флоренции. А "Джиро" как-нибудь выживет. Прерывали ведь ее войны — и ничего. Зрители ведь ходят на гонку, смотрят телевизор, чтобы увидеть знаменитых спортсменов, азарт, интригу, красивую и захватывающую борьбу, а не на какого-то там прокурора.

Все фрибеты за установку приложения  
arrow
Фрибет
5 000 ₽
PARI: 5 фрибетов по 1000 рублей новым игрокам
МИР
СБП
Сбер Pay
+11
336 дн. 22 ч.
Winline: фрибет 3000 рублей новым игрокам
VISA
СБП
МИР
+8
Без депозита
349 дн. 22 ч.
Леон: эксклюзивный фрибет 1000 рублей для новых игроков
VISA
МИР
MasterCard
+11
Эксклюзив
44 дн. 22 ч.
FONBET: фрибет до 15 000 рублей новым игрокам
СБП
VISA
MasterCard
+12
Tennisi: бонус до 20 000 рублей новичкам за три первых депозита
VISA
MasterCard
МИР
+12

Подробнее

Промокод:СОВСПОРТ
Эксклюзив
350 дн. 22 ч.
OLIMPBET: фрибет до 10 000 рублей новым игрокам
VISA
MasterCard
Сбер Pay
+9
15 дн. 18 ч.
Марафон: бонус до 25 000 рублей новым игрокам за первый депозит
VISA
MasterCard
МИР
+9
75 дн. 18 ч.
Фрибет
4 444 ₽
Лига Ставок: двойной фрибет до 4 444 рублей новым игрокам за регистрацию, депозит и ставки
VISA
MasterCard
Юmoney
+10
16 дн. 18 ч.
Бетсити: страховка первой ставки до 3000 рублей за установку приложения
VISA
MasterCard
Юmoney
+10
350 дн. 22 ч.
Фрибет
20 000 ₽
PARI: фрибет на сумму до 20 000 рублей за проигранные ставки за 2024 год
МИР
СБП
Сбер Pay
+11
BetBoom: фрибет 1000 рублей новым игрокам за регистрацию в мобильном приложении
СБП
МИР
VISA
+9
OLIMPBET: страховка первой ставки до 10 000₽ и фрибет 500₽ рублей
VISA
MasterCard
Сбер Pay
+9

Подробнее

Промокод:SOV10500
Новости. Архив