Максим Левицкий: Во Франции в меня кидали даже мобильным телефоном
Голкипер московского "Спартака" Максим Левицкий летом прошлого года оказался во французском "Сент-Этьене". За полгода, проведенных во Франции, он успел не только почувствовать на себе, что такое французский футбол, но и вписать свое имя в историю национальных первенств. Именно с Левицкого начались громкие паспортные скандалы, продолжающиеся и по сей день.
— Во-первых, должен сказать, что мне было интересно играть во Франции, — рассказал нашему корреспонденту Максим Левицкий. — Шанс посмотреть изнутри, как обстоит дело с футболом в стране, носящей звание чемпионов мира и Европы, выпадает не каждый день. Хотя французская сборная и состоит в основном из легионеров, все они когда-то выступали в местных клубах. Всем кажется, что уровень чемпионата Франции ниже, чем итальянское или английское первенства. Может быть, хозяевам французских клубов и не хватает денег, хотя пример столичного "Пари Сен-Жермен" опровергает и это утверждение. Удержать звезд уровня Фигу и Зидана невозможно, но на их место приходят не менее талантливые люди. Поверьте, я на себе в этом убедился.
— Можете сказать, что итоги прошедшего первенства вполне закономерны?
— Лично я не играл против "Бордо" и могу судить о нем лишь по телевизионным трансляциям. Из тех же соперников, с которыми я сталкивался на поле, единственным клубом, кто по делу обыграл нас, оказался "Нант". Причем "Сент-Этьен" находился тогда в очень приличной форме. Когда нас побеждал "ПСЖ" со счетом 5:1, столичная команда была на ходу, но мы сами ему проиграли. Признаться, нас никто не "возил" на поле. Перед первенством прогнозы сводились к тому, что впереди на финише сезона будут "Нант", "Лион" и "ПСЖ". Как видим, во многом они сбылись.
— Можете сравнить уровень французского первенства с российским?
— Этот вопрос мне часто задают. Думаю, во Франции он несколько выше, но, с другой стороны, не настолько он и высок, чтобы невозможно было сравнить. Возьмите, например, "Лион", когда он играл ответный матч со "Спартаком" в Лиге чемпионов, находясь в таблице на третьем месте, в то время как чемпионат России еще не начался. И все стали свидетелями того, что "Спартак" и не на пике своем выглядел лучше французов. Что в корне отличает французский чемпионат от нашего, так это то, что там каждый год меняются имена чемпионов.
— Что можно сказать по организации футбольного хозяйства во Франции в целом?
— В Сент-Этьен я приехал из Новороссийска, где к тому моменту подобралась очень приличная команда, которая шла в лидерах первенства. Стадион заполнялся до отказа и даже больше. Болельщики забирались на деревья, чтобы посмотреть матч. Попав в "Сент-Этьен", я ощутил что-то подобное. Болельщики этого клуба считаются самыми преданными и по численности превосходят поклонников других команд. И это несмотря на то, что им приходится изрядно раскошеливаться на билеты. Обратный пример — сборная Украины. Команда находится в непростой ситуации, ей очень нужна поддержка болельщиков, а приходит только полстадиона. В "Сент-Этьене" же совсем другая картина. Практически обеспечив себе вылет из первого дивизиона, команда получает минимальный шанс перед последним туром, после того как ей вернули семь очков, отнятых за паспортный скандал. И на заключительную встречу с "Генгамом" собирается полный стадион.
НИ ОДНА ИГРА В СЕНТ-ЭТЬЕНЕ НЕ НАЧИНАЛАСЬ ВОВРЕМЯ
— Как обычно поддерживают любимую команду в этой стране?
— На каждый матч, даже выездной, наши болельщики рисовали плакаты, разные картины. Из разговоров с ними я узнал, что в день матча они собираются в своем клубе и разучивают досконально, кто что должен делать. У них в руках флажки, из которых во время игры они и составляют картины. То есть фанатская работа поставлена у них очень мощно. Самое интересное, что в "Сент-Этьене" ни одна игра вовремя не начиналась, задерживаясь минимум на пять минут. Как только команды занимали позиции на поле, болельщики поджигали десяток, а может, даже сотни дымовых шашек. Весь стадион покрывался зеленым дымом, и судья ждал, пока ветер не сдует его. И никто при этом не пытался разогнать фанатов. Там нет на трибунах ни полиции, ни отрядов ОМОНа. Человек приходит на стадион выразить свои эмоции. Плохие или хорошие — это другой вопрос. Так, болельщики "Сент-Этьена" и "Марселя" всегда были на ножах, и во встрече второго тура между этими командами сектор, где сидели поклонники марсельцев, был также разгромлен, как и в матче "Спартак" — ЦСКА. Сиденья во Франции немного другие, чем в России, они без спинок и держатся намного крепче. Однако приезжие фанаты сумели вырвать их и перебросить через металлическое ограждение, которое разделяет болельщиков разных команд. Когда же мы приехали в Марсель, во время игры в меня постоянно летели зажигалки, взрывпакеты. Даже мобильный телефон раз кинули. Хорошо, что не долетел, застрял в сетке — это я после матча уже увидел. Пару раз в меня апельсином попали. Я даже не предполагал, что такое может случиться, но однажды, выйдя на разминку, увидел, как что-то приземлилось в моей штрафной. Чудом успел отвернуться, и предмет взорвался в полуметре от меня, что вызвало дикий восторг на трибунах. Но в такой атмосфере, при 50 тысячах ревущих болельщиков приятно было играть. Мне понравились слова голкипера "Баварии" Кана, который сказал: "Против нас болеет вся Германия, и это прекрасно". В таком котле пытаешься показать все, на что способен. Поэтому несколько некрасиво выглядит суперстадион "Лужники" с пустыми трибунами.
— Что характерно для французских команд?
— Очень много клубов придерживается игры в линию. Хотя получается у всех по-разному. "Сент-Этьен" тоже начинал играть по такой схеме, и в семи встречах я пропустил четырнадцать мячей. Нузаре проповедовал такой футбол, при котором игроки неслись вперед, как говорится, "достанем шашки, изрубаем, искромсаем". Когда же мы перестроились на игру с последним защитником при Тошаке, в следующих восьми играх в мои ворота влетело только пять мячей. "Нант" же играл с нами в линию и просто разорвал.
— "Нант" действительно по праву стал чемпионом?
— Каждый игрок этой команды в любой момент знает, что он будет делать в ту или иную минуту. Секрет их успеха прост. Футболисты играют вместе с детско-юношеской школы в один и тот же футбол, который проповедует клуб. За счет именно коллективизма и безупречного понимания игроками друг друга "Нант" и одержал победу в первенстве. Заметьте, в клубе легионеров раз, два и обчелся. Регулярно на поле выходили только румын Молдован и таитянин Ваируа.
— Что произошло с "ПСЖ", который финишировал девятым?
— Это осталось главной загадкой чемпионата. Даже в выигранном у нас матче (5:1) парижане не очень смотрелись. Мы за три дня до этого свели вничью игру с "Лионом" (2:2) в местном дерби. К тому же против "ПСЖ" я играл лишь второй матч после операции, и меня на 90 минут не хватило. И вообще после второго гола "Сент-Этьен" просто развалился. Все бросили играть. Мне показалось, что в "Пари Сен-Жермен" каждый тянул одеяло на себя в этом сезоне. Анелька, за которого заплатили столько денег, что несколько клубов первого дивизиона, даже сложившись, не смогли бы его выкупить, показывал хорошую игру через раз. Так что расчет на звезд не оправдался. Каждый, видимо, считал себя "звезднее" других.
"ЛИЛЛЬ" НАПОМНИЛ МНЕ НАШ "ЧЕРНОМОРЕЦ"
— Главным сюрпризом первенства Франции стало удачное выступление скромного "Лилля". За счет чего команда вознеслась так высоко?
— Приехав в новую для себя страну, я мало что знал о местных командах, кроме "ПСЖ", "Марселя". Для меня и "Генгам", и "Ренн", и "Лилль" были совершенно одинаковыми. Насчет последнего у меня были лишь сведения, что клуб в прошлом году играл во втором дивизионе. Но по ходу чемпионата стало ясно, что у "Лилля" прекрасный тренер. Таких исполнителей, как у "Нанта", у Халилходжича не было, но зато его подопечные брали своими бойцовскими качествами. Чем-то "Лилль" напомнил мне новороссийский "Черноморец" образца весны-2000. Кстати, именно против этого клуба я пропустил самый курьезный мяч в своей карьере. Выбивая мяч из штрафной, я попал в стоявшего рядом соперника и получил гол в свои ворота.
— Кроме этого эпизода на вашем счету есть еще и автогол. Как это произошло?
— В матче, опять же с "ПСЖ", форвард парижан Робер пробил со штрафного и угодил в крестовину. Я выпрыгнул за мячом, но не дотянулся, и тот, отскочив мне в спину, закатился в сетку.
— Последние новости из Франции о возможном пересмотре итоговой таблицы потрясли футбольную общественность. Как вы восприняли это?
— Все беды идут от местной федерации. Правильно сказал мой адвокат: куда смотрела эта организация, когда оформляла документацию по тем игрокам, которых обвинили в обладании фальшивым паспортом граждан ЕС, в число которых попал и я? Без ее разрешения я не смог бы получить рабочую визу в стране, а значит, федерация должна нести ответственность за все скандалы. Полицейские тоже говорили, что футболистов просто подставили. Во Франции всегда были самые жесткие законы. Три легионера могут быть в заявке, поэтому все и пытаются обойти эти правила. Да и чисто по-человечески разделение людей на категории претит мне. Все должно решаться на футбольном поле. Моя дисквалификация из-за этой проклятой подписи в паспорте ничего не имеет общего с самой игрой. На Западе только кричат о правах человека. Но сами же их и нарушают, дай им только повод. Поэтому я побывал за границей, посмотрел — этого достаточно. Да, неплохо, но не настолько, чтобы говорить, что все идеально.
— Видимо, все дело в деньгах?
— Футбол во Франции — это бизнес. Руководители клубов вкладывают деньги в команды и хотят отдачи. По имеющейся у меня информации, в бутике клуба "Сент-Этьен" продали пятьдесят футболок с моим номером и именем. Недавно я узнал, что один знакомый болельщик купил себе уже вторую, а ведь ее стоимость составляет около пятидесяти долларов. Поэтому можно представить, какие доходы у клубов.
— Из футболистов кто-то особенно выделялся своей игрой в чемпионате?
— Больше всего мне запомнилась домашняя игра против "Монако", которую мы выиграли — 1:0. Соперник к тому моменту выступал в Лиге чемпионов. Так вот, итальянский форвард монегасков Марко Симоне еще раз доказал, что умеет все на поле, действуя к тому же от своих до чужих ворот. Не раз он меня в тупик ставил. Ну и, конечно, всех игроков "Нанта" можно отметить. Их нападающий Монтеррюбьо вообще шедевр сотворил. Находясь на линии штрафной, он замахнулся, словно собирался забить мяч в ворота вместе со мной. Я выдвинулся под этот сильный удар буквально на два шага вперед и встал на линии вратарской, даже не дошел до нее около полуметра. А он так искусно подсек мяч, что тот, как шар в бильярде, лег в лузу.