"Спартак" может сыграть без единого россиянина
Не от хорошей жизни российские тренеры прибегают к помощи легионеров из дальнего зарубежья. Тот же Юрий Семин, настроенный к ним крайне отрицательно, вынужден все чаще привлекать их в ряды своей команды. Павел Садырин и Виталий Шевченко, например, также не являются ярыми сторонниками легионизации, поэтому под их началом никогда не будет работать много варягов. Олег Долматов и вовсе называет иноземцев бедой российского футбола. Разумеется, есть и такие, для кого происхождение и гражданство игрока — третьестепенные факторы. Главный критерий отбора -мастерство вкупе со стоимостью. Руководствуясь этим, Романцев очень активно взялся за привлечение под спартаковские знамена чужеземцев. И хоть Олег Иванович часто повторяет, что наемные войска исторически сражаются хуже, он понимает, что для достижения лигочемпионских высот без них сейчас не обойтись.
ЛЕГИОНЕРОЛЮБЫ
Валерий Газзаев
Будучи наставником "Алании", Валерий Георгиевич оказался одним из первых отечественных специалистов, сделавших ставку на чужестранцев. Газзаев основал во Владикавказе колонию из четырех бразильцев, разбавив ее грузинами, литовцами, белорусами. Увидев в осетинском опыте положительные стороны, руководители других клубов стали смелее идти на контакт с заграницей. Гуцаев и Аверьянов, позднее возглавляющие "Аланию", вольно-невольно оказались продолжателями Газзаева в этом вопросе.
Олег Романцев
Еще в 1999 году в составе "Спартака" было лишь три легионера — Робсон, Парфенов и Баранов. В прошлом же сезоне картина разительно изменилась. Обновившийся "Спартак" сумел не только в очередной раз выиграть внутреннее золото, но и дойти до второго группового этапа Лиги чемпионов. Позитивный результат дал импульс к новому витку легионеризации красно-белых, и сегодня Олег Иванович без труда может выставить состав без единого россиянина. Например, Левицкий, Алешандре, Чуйссе, Митрески, Парфенов, Калиниченко, Баранов, Гошевски, Робсон, Маркао, Ирисметов. Более того, "Спартак" во втором круге в состоянии без видимых усилий набрать и еще семерых человек для включения в число запасных.
Александр Тарханов
Тарханов наряду с Газзаевым достаточно рано осознал, что к возможности приглашения игроков из дальнего зарубежья стоит относиться серьезно. В иноземцах он видел не только элемент экзотики, способный привлечь зрителей на трибуны, но и реальное усиление на футбольном поле. Он был первым, кто привез легионеров высокого уровня. Эгуавон являлся капитаном сборной Нигерии и выступал на чемпионате мира, бразилец Леонидас позже блистал в "Бенфике". Сейчас Александр Федорович верен себе: его нынешние "Крылья" состоят лишь наполовину из отечественных исполнителей.
МНЕНИЕ
Валерий Газзаев, главный тренер молодежной сборной России:
— Если мы хотим, чтобы наши клубы были сильными, без легионеров из дальнего зарубежья нам не обойтись. Посмотрите для примера на очень интересного форварда Обиору, преобразившего линию атаки "Локомотива". Рахимич играет заметную роль в "Анжи", Паулу Эмилио — лидер "Алании". К сожалению, в российском футболе высококвалифицированные легионеры составляют меньшинство. Хватает иностранцев, не соответствующих серьезным требованиям. Отсюда вывод: не нужно гнаться за дешевизной. Хороший игрок стоит хороших денег. Пока это поняли еще не все.
Немаловажна и другая деталь — количество легионеров. На мой взгляд, их должно быть не больше трех-четырех, иначе клубы рискуют утратить свое лицо. Вспомните "Милан". Самый черный период клуба в 90-х совпал с засильем легионеров. Внутренний итальянский стержень был утерян, что и отразилось на результате. "Ювентус" в то время, напротив, состоял из своих футболистов, к которым были добавлены три легионера во главе с Зиданом. Здоровый симбиоз в тот момент и стал залогом господства туринцев в Европе.
Применительно к России необходимо помнить и том, что далеко не каждый иностранец способен привыкнуть к нашей действительности. Поэтому легионерам нужно создавать особые условия, платить соответствующие деньги. В общем, сложностей много. Но еще раз повторюсь, ради достижения больших целей в кратчайшие сроки ничего не остается, как идти на это.