Гимн России звучал под овации 10 тысяч зрителей
Две золотые и три бронзовые медали завоевали российские боксеры на завершившемся в Белфасте XI чемпионате мира. На высшую ступеньку пьедестала почета поднялись Андрей Гоголев (75 кг) из Городца Нижегородской области и капитан нашей команды Евгений Макаренко (81 кг) из Нижневартовска. Третьими призерами стали Георгий Балакшин (51 кг) из якутского поселка Нюрба, нижневартовец Александр Малетин (60 кг) и тяжеловес Султан Ибрагимов (Ростов-на-Дону — Дагестан). Лишь пять сборных из 67, стартовавших на чемпионате, увезли домой высшие награды: 7 — команда Кубы, две — России и по одной — Франции, Турции и Узбекистана.
Несмотря на отсутствие ирландских боксеров среди участников решающих боев чемпионата в оба финальных дня соревнований трибуны 10-тысячной "Одиссей Арены" были заполнены до отказа, хотя 21 фунт стерлингов (около 30 долларов) за 12 поединков, один из которых вообще не состоялся (румынский "мухач" Мариан Велику из-за травмы отказался выйти на ринг против кубинца Вареле Бартелени), а другие завершились досрочно, — это, согласитесь, недешевое удовольствие.
Наш первый финалист — 26-летний прапорщик налоговой полиции из Нижегородской области Андрей Гоголев (75 кг) появился в ринге, когда под сводами "Одиссей Арены" уже 4 раза отыграл гимн Кубы. Бой Гоголева с чемпионом мира-99 Уткирбеком Хайдаровым из Узбекистана стал первым финальным поединком, в котором не присутствовал островитянин. "Если Андрей сумеет отключить в голове аппарат, вырабатывающий страх, не дрогнет в решающий момент, он победит", — сказал накануне главный тренер российской сборной Николай Хромов и как в воду глядел. Уже после боя, ошалевший от счастья, наш первый чемпион признается, что сам поверил в свою победу только после третьего раунда (первые два закончились ничейным результатом — 6:6 и 13:13). А поначалу не настраивался на большую работу в ринге, зачем-то сдерживал себя. И оттого рисунок боя в первых раундах получился очень скомканным.
На наше счастье, не самым лучшим образом выглядел в этот день и знаменитый соперник Гоголева: полуфинальный поединок с кубинцем Йорданисом Диспейном отнял у него слишком много сил, а потому, когда в четвертой двухминутке Андрей наконец-то внял настойчивым призывам секундантов работать и выключил тот самый аппарат, о котором говорил Хромов, его преимущество стало очевидным. Хайдарову не помогло даже предупреждение, полученное соперником за удар по затылку.
Вот так серебряный призер чемпионата России в весовой категории 75 кг Андрей Гоголев, вскочивший в последний момент на подножку уходящего в Белфаст поезда, нежданно-негаданно стал чемпионом мира. Если бы на этом чемпионате, подобно традициям очень популярных в Ирландии собачьих бегов, принимали ставки на боксеров, без всякого сомнения, желающих поставить на победу Гоголева нашлось бы немного.
ОШИБКА ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?
Увы, прекрасный миг нашего успеха был омрачен, как выразились сами организаторы, ужасной ошибкой хозяев. Во время церемонии награждения вдруг заиграл прежний российский гимн на музыку Глинки. Интересно, что накануне руководители нашей делегации, словно предчувствуя неладное, предложили организаторам кассету с новым гимном России, но те отказались ее принять, заверив, что он у них есть. В итоге случилось ЧП, аналогов которому история любительских чемпионатов мира по боксу еще не знала.
Но самое печальное, что этим организаторы не ограничились. Учиненный руководителями российской делегации скандал, казалось, привел их в чувство. В уже опустевшем после боев зале они специально прокрутили кассету с новым гимном России, чтобы, не дай Бог, не ошибиться завтра в случае победы второго нашего боксера Евгения Макаренко (81 кг). И что же? Когда на следующий день на высшую ступеньку пьедестала почета поднялся Макаренко, под сводами "Одиссей Арены" заиграла какая-то неимоверно растянутая тоскливая мелодия, имеющая такое же отношение к гимну России, как победа Макаренко к "Марсельезе". Из стана группы поддержки нашей команды раздался свист, моментально поддержанный осознавшими ситуацию ирландскими болельщиками. Это был настоящий скандал. Тем не менее только после того, как "самозваная" мелодия отыграла до конца, начались лихорадочные поиски настоящего гимна России. Пауза растянулась на добрых 10 минут. И все это время Макаренко стоял на пьедестале почета. Не покидали его и остальные призеры — украинский, французский и румынский боксеры.
Однако и с третьей попытки хозяева опростоволосились, вновь включив гимн какой-то другой страны. 10 тысяч зрителей устроили овацию спортсменам, и, когда она достигла апогея, вдруг грянул величественный гимн России. Это был, наверное, первый в истории мирового спорта случай, когда призеры чемпионата мира простояли на пьедестале почета около 15 минут. Открыв для нас XI чемпионат мира уверенной победой над кубинским боксером, капитан сборной 26-летний Евгений Макаренко не менее блестяще его закончил. В решающем бою за явным преимуществом был повержен лидер украинской команды в этой весовой категории Виктор Перун. Это был действительно решающий поединок, поскольку в нем определялась судьба второго командного места. И капитан нашей сборной просто не имел права его проигрывать.
ТЕРПЕНИЮ НАШЕГО КАПИТАНА НАУЧИЛ ЛЕБЗЯК
В аэропорту Шереметьево Евгений встретился с экс-капитаном сборной России, олимпийским чемпионом и своим многолетним соперником Александром Лебзяком. "После твоей победы многие спрашивали, есть ли в ней и моя доля, — сказал Александр. — Думаю, если я и научил тебя чему-то, то только терпению. Работай, терпи на тренировках, и через три года придет олимпийская победа".
Кстати, после того, как судья, обслуживающий финальный бой Макаренко и Перуна, поднял руку россиянина, в нашей стране "родился" первый тренер, воспитавший двух чемпионов мира. Это Василий Васильевич Вольф, чей второй ученик Александр Малетин был золотым призером чемпионата мира в Будапеште, а в Белфасте выиграл бронзовую медаль. Что же касается общей оценки выступлений нашей сборной на нынешнем чемпионате, мы, естественно, представим ее в специальном выпуске "Российский бокс", который появится на страницах "Советского спорта" в последнюю субботу июня. Пока же лишь констатирую факт: с тех пор как сборная России выступает самостоятельной командой, лучшего результата она добивалась четыре года назад только на чемпионате мира в Будапеште. В 1993 году в Тампере у нас не было ни одной медали высшего достоинства, в 1995-м в Будапеште их было две, а в Хьюстоне в 1999-м — одна, да и то не признанная Международной ассоциацией любительского бокса.