Валерий Бутенко: Футбольный арбитр тоже должен быть фанатом

news

О проблеме судейства футбольных матчей в России сказано уже немало. Нынешний сезон добавил новую пищу для любителей обсудить и осудить отечественных рефери. Сегодня мы продолжаем начатый на страницах "Советского спорта" разговор об арбитрах и их роли в российском футболе. Собеседником нашего корреспондента стал на сей раз судья международной категории Валерий Бутенко.

— Валерий Павлович, в разговоре с директором ФШТ и одновременно инспектором матчей Вячеславом Варюшиным я услышал, что в российском футболе судейская проблема не более актуальна, чем проблема с тренерами и игроками. Вы разделяете эту точку зрения?

— Вячеслав Васильевич, безусловно, квалифицированный инспектор, хорошо разбирающийся в футболе и в судействе. И все же одно дело наблюдать за игрой из уютной ложи, и совершенно другое — принимать в ней активное участие в роли арбитра. Вот если бы он поварился более основательно в судейском котле, то мнение о наших проблемах наверняка изменил бы — проблема существовала, существует и будет, по-видимому, существовать. И все потому, что арбитры ошибались, ошибаются и будут ошибаться. Они ведь такие же люди, как и тренеры, и футболисты, и болельщики… Другое дело, что акценты в отечественном футболе явно смещены: как-то так получается, что проблема номер один у нас — это судейство, а не повышение мастерства футболистов или квалификации тренеров.

— Что вы имеете в виду?

— Да вот вам картина: из двадцати судей высшего дивизиона в этом году отстранены лишь двое, а главные тренеры поменялись уже чуть ли не в половине клубов. Так кто хуже работает? Согласен, что претензии к судьям бывают чуть ли не в каждом туре. Тем не менее в конце чемпионата команды занимают места в зависимости от мастерства игроков и тренеров, от степени готовности к сезону, а не от симпатий или антипатий со стороны арбитров. Неужели то, что "Спартак" всегда чемпион, а "Факел" — аутсайдер, переходящий из одного дивизиона в другой, решают судьи? На мой взгляд, место в чемпионате определяет игра.

— Но вы признаете наличие судейских ошибок?

— Да, но добавлю, что не только со стороны наших арбитров. Я, например, внимательно слежу за чемпионатами в разных странах и не только смотрю игры, но и анализирую судейство. Так вот, за рубежом даже в наиболее организованных чемпионатах арбитры ошибаются довольно часто, причем нередки ошибки грубые, влияющие на исход матчей. Просто за рубежом чуть иной подход к судейским ошибкам. Руководители УЕФА признают, что ошибки арбитров — составная часть любого матча, справедливо считая, что рефери прежде всего человек, а не робот. Анализ последних чемпионатов мира и Европы позволяет сделать вывод, что судейских ошибок было допущено немало, причем некоторые влияли на исход соревнований. Как не вспомнить, скажем, ошибки чеха Кронкла в отборочном матче чемпионата мира между сборными Болгарии и России, которые не позволили нашим футболистам попасть в финал! Но даже такие грубые просчеты объясняются чисто человеческим фактором. У нас же в подобных случаях всегда ищут криминал, постоянно говорят о подкупе судей. Даже столь опытный тренер, как Юрий Морозов, сказал на пресс-конференции после игры с "Анжи", что "судей надо судить". А когда так заявляют известные специалисты, неудивительно, что над арбитрами физически расправляются и на поле, и в судейских комнатах, и даже в подъездах их домов. Последние примеры — случаи с Масляевым, Никитиным, Кулагиным, Безубяком, чуть раньше — с Чеботаревым, Лапочкиным.

— Разумеется, такой самосуд — не выход. Но есть и обратные примеры: в полуфинальном матче Кубка России между "Анжи" и "Крыльями Советов" Валентин Иванов настолько безупречно справился с обязанностями, что его благодарили игроки и тренеры обеих команд. Похоже, что Иванову избиение не грозит.

— Ясно, что главная причина судейских ошибок — в самих арбитрах. В этом меня убеждает многолетний анализ промахов: то судья не успел за ходом игры, то футболисты перекрыли ему обзор. Особенно часто рефери ошибается в конце матча, когда работает уже на фоне усталости. А это в свою очередь объясняется уже и квалификацией, и недостаточной готовностью к сезону в целом, и к конкретному матчу. Свежий пример: ростовчанин Ключников входит в семерку судей ФИФА. Но это лишь аванс, надежда, что со временем он станет высокопрофессиональным арбитром. Основания для этого вроде бы есть — он бывший футболист высшего дивизиона, молод, динамичен. Однако на протяжении двух лет в экстремальных условиях, когда необходимо в доли секунды принимать важное решение, он нередко ошибался. Скажем, недавно в Санкт-Петербурге тренеры и "Зенита", и "Анжи" остались недовольны его действиями.

— Многие арбитры жалуются, что у нас перестали проводиться весенние сборы в полном объеме, и это в итоге сказывается на их готовности.

— Такие сборы в канун сезона, безусловно, нужны. Но это не панацея. Я сам более двадцати лет участвовал в таких сборах — и как судья, и как руководитель. И мне есть что с чем сравнивать. Нынешние судьи сетуют на то, что сборы стали кратковременными — не успевают, мол, как следует подготовиться. А я же считаю, что надо готовиться не на двухнедельных сборах, а постоянно. Например, есть общая и специальная подготовка. Так, на сборах судьи сдают тест Купера — за 12 минут надо пробежать не менее 2700 метров, но некоторым удается преодолеть и более трех километров. Но это ведь не показатель хорошей готовности. Лишние метры — это иллюзия качественной подготовки, поскольку в матче судья бегает не в монотонном темпе по кругу, а так же, как и футболисты: ему требуются и рывки, и ускорения, и смена направлений. А вот этого умения как раз не всем хватает. За рубежом, кстати, арбитры проводят на сборах только три-четыре дня, и занятия носят установочный характер — обсуждаются новые методические материалы, сдаются нормативы, просматриваются видеозаписи с характерными игровыми моментами.

— В последнее время много говорят о статусе профессионалов для судей. Что скажете по этому поводу?

— Хорошо, если арбитрам будут платить приличные деньги, и следовательно, у них будут хорошие условия для подготовки. Но будет ли это выходом, сомневаюсь. Каждый уважающий себя судья должен быть профессионалом в душе. Сколько денег ни плати некоторым арбитрам, какие условия ни создавай, но если они не фанаты своего дела, не "пашут", полностью не выкладываются, то настоящими профессионалами они все равно не станут.

— А почему вы стали арбитром? Ведь после окончания института физкультуры и карьеры игрока вы отказались от профессии тренера.

— Все началось еще в юности. После окончания школы я поступил работать на завод "Красный пролетарий". Играл за клуб в чемпионате Москвы. Именно тогда впервые и взял в руки судейский свисток, ведь обслуживали заводские соревнования сами участники. Дальше — больше. Судейство мне понравилось, и я продолжил заниматься им в армии — служил в Вильнюсе и судил матчи первенства города. По окончании службы поступил в инфизкульт и там совершенствовался в судействе — оно входило в программу обучения. Не бросил судить и когда играл в командах второй лиги — на весенних сборах в Сочи, например, после тренировок все уезжали отдыхать в гостиницу, а я с разрешения тренеров судил товарищеские матчи. Так что когда после окончания игровой карьеры снова приехал в Сочи, но уже на судейский сбор, то был практически готов — после одной игры меня сразу рекомендовали обслуживать матчи в первой лиге. Судил до 50 лет, причем до последнего года входил в семерку ФИФА. В общей сложности отсудил около 700 официальных матчей, в том числе и в финале чемпионата мира в Мексике. Все это дает мне основания считать, что квалификация судьи в первую очередь зависит от него самого — важны постоянный самоанализ, фанатичная преданность делу. Не думаю, например, что многие из нынешних арбитров высшего дивизиона с удовольствием поедут на другой конец Москвы судить по выходным игры детских команд. А я это делал всегда с удовольствием.

— Ваше отношение к компьютерному назначению судей?

— Отрицательное. В этом году, например, на игры в высшем дивизионе были рекомендованы двадцать арбитров, но ведь они по квалификации, физическим возможностям, опыту, возрасту такие же разные, как и 16 клубов этой лиги. Условно я разделил бы их на три группы: 10-12 человек опытные, 5-6 — средней квалификации, а также новички. Но ведь машина при назначении эту разницу не учитывает, хотя заранее несложно предсказать, какой матч пройдет напряженно, а какой — сравнительно легко. В результате очень ответственные встречи может судить новичок, способный "дров наломать". Характерный пример: два года назад Андрееву из Новосибирска было доверено судить полуфинальный матч Кубка между "Ротором" и "Динамо". И в ответственный момент он дрогнул, ему не хватило духа назначить в ворота динамовцев бесспорный пенальти.

— Известно, что, например, тренеры "Анжи" и "Локомотива" нередко высказывают претензии в адрес арбитров. Не исключена вероятность того, что много споров возникнет при назначении судейской бригады на финал Кубка между ними. А если пригласить арбитров из-за рубежа?

— Пригласить-то можно. Но где гарантии, что и к зарубежным судьям не будет претензий? Во-первых, они, как я говорил, тоже ошибаются. Их единственный бесспорный козырь — это нейтралитет. А во-вторых, даже за очевидные ошибки они не понесут ответственность перед РФС и ПФЛ. Наши же арбитры и в квалификации не уступают зарубежным коллегам, и спросить за ошибки с них можно.

— У нас действительно могут спросить строго. Но нужно ли это?

— Контроль за судейством, безусловно, необходим. Но делать это должны не работники ПФЛ, а судейский комитет. У нас, между прочим, нет всероссийской коллегии — вместо нее существует комитет, с которым, по сути, мало кто считается, и, следовательно, он мало что решает. Далее. В регламенте зарубежных чемпионатов не записано, что команда может подавать жалобу на судейство. У нас же без этого редкий тур обходится. Причем протест иногда подают даже на назначение штрафного удара в середине поля. Понятно, что "музыку" заказывают те, кто платит. То есть клубы и ПФЛ. Но ведь все равно по регламенту ФИФА и УЕФА лига не имеет права вмешиваться в судейство — это должно быть прерогативой РФС. А в отечественном футболе даже комитет назначения судей почему-то возглавляет директор ПФЛ. К сожалению, в свое время при образовании РФС и ПФЛ не были жестко разделены полномочия этих организаций. И судьи от этого страдают первыми. Скажем, за публичное оскорбление арбитра главный тренер может быть оштрафован на 5 тыс. рублей, а за отказ прийти на пресс-конференцию — на 10 тыс. рублей. Комментарии, думается, не нужны. Стоит ли после этого удивляться и многочисленным оскорблениям, и избиениям судей, если никто не заботится об их защите?

Новости. Архив