Иван Едешко: Главное - ввязаться в драку
Главные события в мужском чемпионате России-2000/01 еще впереди. Но уже сейчас можно смело утверждать, что это был самый интересный турнир за десять лет. О сезоне, о месте иркутского "Шахтера" в российском и европейском баскетболе размышляет главный тренер клуба Иван Едешко, с которым команда уже достигла абсолютной вершины за историю клуба.
— Первенство практически завершено...
— Не согласен. Для "Шахтера" есть разница, пятое или шестое место он займет. Шаг с 8-й на пятую ступень, думаю, немало значит для города и команды.
— Ведь при любом исходе серии результат текущего сезона станет высшим достижением "Шахтера".
— Это первенство было по-настоящему серьезным. И каждая наша победа над "китами" — радость для игроков и болельщиков.
ПРИВЫКАЕШЬ КО ВСЕМУ
— Клуб недосчитался перед четвертьфиналом практически всех высоких игроков. Это было очень серьезной потерей?
— Нам очень не везло по ходу сезона, особенно в конце чемпионата. Мы лишились четверых игроков передней линии — Грезина, Резника и двух американцев и остались практически с одним "большим". Илья Резник получил травму, Серега Грезин не в форме. Будь по-другому, думаю, мы победили бы "Локомотив". По крайней мере, дома.
— Складывается впечатление, что на ваших подопечных не действуют перелеты через 5 часовых поясов. Чего не скажешь о ваших соперниках — на площадке они как вареные.
— Как можно адаптироваться к смене времени? Это невозможно. Кроме того, к месту матча мы добираемся по 5 — 6 часов, выходим из самолетов скрюченными, как креветки. Но мы уже на это не обращаем внимания. А вот у других команд в подсознании сидит этот долгий переезд, разница во времени.
— Говорят, шахтеры региона выразили недовольство тем, что деньги тратятся не на социальные программы, а на команду. Прошли слухи, что клуб — на грани закрытия...
— Да, профсоюзы горняков выразили недовольство. Команда "съедает" много денег. Но благодаря нашему владельцу на этой неделе после пятичасового заседания наконец положительно решился вопрос о существовании команды. Она будет жить не на средства горняков, а на спонсорские финансы.
— Но имя команда сохранит?
— Не знаю, об этом не говорили.
— Бюджет клуба не пострадает?
— Нет, будет сокращен. Да и сейчас бюджет уже урезан. Клуб вышел на "прожиточный минимум", чтобы сохранить себя и выступать на таком же уровне.
УРЕЗАНИЕ "ЛЕГИОНА"
— Это скажется на "легионерах"? Что, уже не будет в Иркутске американской и югославской диаспор?
— Такого представительства не будет. Но что оно нам дало?
— Команду покинул в ходе сезона ряд иностранцев. Это результат неправильной работы менеджеров?
— Агенты и менеджеры сработали не лучшим образом. Но не только со стороны клуба. Уехал в "Партизан" Милисавлевич, затем покинул команду Картер. Это произошло из-за драки с Резником. Я перенес разбирательство на следующее утро, чтобы страсти улеглись, но американец улетел в пять утра. Но ведь Картер получил зарплату вперед, а "Шахтер" после его бегства не имел права никого заявить. Мы выставили ему крупный счет за моральный ущерб клубу. Думаем судиться.
— И вы всерьез надеетесь что-то взыскать с американца?
— Думаю, да. До выплаты всей суммы клуб не даст ему "открепительное письмо", и он не сможет играть в клубах "зоны ФИБА". На отъезд Деррика Джонсона повлияло то, что наш чемпионат был растянут. Мы должны были продлевать контракт. Он сожалел об этом сам, но на 26 мая Деррик запланировал свадьбу. Если бы в составе были два американца, "Шахтер" мог бы попасть в четверку. В играх с "Локомотивом" все решалось на последних секундах, в "лотерее".
— Останетесь ли в Иркутске вы?
— Контракт со мной подписан по системе "1 + 1". То есть клуб имеет право продлить соглашение, но на моих условиях.
МЫШЦЫ НАРАСТИМ
— Каким-то образом решался вопрос о комплектовании "Шахтера" россиянами, игроками ближнего зарубежья?
— Заниматься составом нужно уже сейчас. Но, как правило, хорошие баскетболисты не заключают контракты в начале лета. Это делается обычно после отпуска и изучения всех предложений. Остаются в команде Грезин, Демешкин, Сепелев, Слободчиков, Резник. Кузьмин и Кривонос — под вопросом.
— То есть "скелет" команды, на который можно "наращивать мясо", имеется?
— Думаю, в команде будет еще пара американцев: разыгрывающий и центровой. Посмотрим. Главное — ввязаться в драку.
— Рассматривалась ли необходимость участия клуба в каком-либо еврокубке?
— Вопрос открыт. Нужно подключить еще какого-нибудь инвестора.
— Как в Иркутске отнеслись к тому, что "Шахтер" запихнули в одну группу Кубка Корача с тремя российскими клубами?
— Отрицательно. Наверное, первый раз за мою сознательную жизнь, лет за 30, я целый год не был за границей. Сибирь — далекий край. Неугодный для всех, в том числе и для иностранцев. Они опасаются расстояний, часового пояса, морозов. Вы знаете, что основной центровой "Локомотива" МакДональд должен был играть за нас? Но мы родились в России с ее размерами, расстояниями. Многие хотели нашего проигрыша. Хотели, чтобы иркутяне не попали в шестерку, чтобы не летать к нам.
— Тем не менее ЦСКА мог легко выкинуть "Шахтер" из шестерки, но не "сдал" матч "Химкам"...
— А когда ЦСКА отдавал игры? Сама эта мысль недопустима!
— Ваше отношение к "разборкам" в европейском клубном баскетболе.
— Пусть разбираются "великие", а у меня — свой "фронт работ". Интересует конечный результат, которому я и подчинюсь.