Царёв родился в бело-голубой футболке

news

Завтра исполнится 70 лет со дня рождения заслуженного мастера спорта Виктора Григорьевича Царева.

Далеко не каждый человек отмечает 70-летний юбилей на футбольном поле, а вот заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Виктор Григорьевич Царев в этот день выйдет… на зеленый газон родного стадиона "Динамо". Поздравить прославленного футболиста, многократного чемпиона страны, экс-капитана сборной СССР и "Динамо" наверняка придут многочисленные друзья — бывшие одноклубники и соперники, которые на поле напомнят о том, что и они когда-то были молодыми.

По просьбе корреспондента "Советского спорта" воспоминаниями делится сам юбиляр и его давнишний друг, заслуженный мастер спорта Владимир Кесарев, с которым он играл и в "Динамо", и в сборной страны.

ВТОРОЙ ТАЙМ

Яркая звезда Царева вспыхнула в прославленном клубе "Динамо", которому он верой и правдой служит уже полвека и который в свою очередь помог выпускнику ФЗО с Басманной улицы раскрыть его футбольные способности, объездить весь мир, познакомиться с великими людьми.

— Виктор Григорьевич, раньше времени, как известно, с днем рождения не поздравляют (это мы сделаем в субботу), но поговорить о предстоящем юбилее, о том, что ему предшествовало, о ярких эпизодах в вашей жизни сам бог велел. Итак, с каким настроением встречаете 70-й день рождения?

— Прежде всего рад, конечно, что дожил до 70 лет. Увы, многим бывшим партнерам и соперникам такой радости испытать не довелось. А с другой стороны, понимаю, что большого повода-то для веселья нет. Слава богу, на здоровье мне грех жаловаться, вместе с друзьями собираюсь даже поиграть в этот день в футбол. Тем не менее моя жизнь теперь подобна второму тайму, и я сознаю, что финальный свисток приближается. Не теряю, правда, надежды, что прозвучит он не скоро и я еще поиграю в этой захватывающей игре, именуемой жизнью. Радует и то, что родной клуб не забывает обо мне. В "Динамо" давняя традиция — отмечать юбилейные даты, и я благодарен в первую очередь Николаю Толстых, который, насколько мне известно, заранее позаботился, чтобы и мой день рождения отметить масштабно. 70 лет — это время, когда невольно оглядываешься назад, задумываешься: а что же полезного ты сделал для семьи, страны, "Динамо"? Кто тебе в этом помог? Что недоделал? Что успеешь наверстать?

— А с чего же все у вас началось?

— С того, что однажды наш сосед по квартире на Басманной улице, большой поклонник "Спартака", директор трикотажной фабрики "Красная заря", на которой работала моя мама Мария Григорьевна, а после окончания ФЗО и я сам, пригласил меня на стадион "Сталинец", где играла его любимая команда. К тому времени я уже сам гонял мяч — во дворе на фабричном поле. Но это было для меня лишь веселое времяпрепровождение, а о том, что стану профессиональным футболистом, даже и не задумывался. Но когда побывал на встрече чемпионата страны, увидел праздничную обстановку на стадионе, отличную игру вратаря Алексея Леонтьева, ставшего потом ведущим журналистом в газете "Советский спорт", я по-настоящему "заболел" футболом. Я захотел стать таким же, как участники матча, — красивым, модно одетым, окруженным многочисленными поклонниками с букетами цветов в руках. Позже я рассказал Алексею Ивановичу о том, какую роль он невольно сыграл в моей судьбе.

ДЕТСКАЯ МЕЧТА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ

— У каждого мальчишки есть мечты, но далеко не у всех они сбываются. Вы же, выходит, родились в бело-голубой футболке?

— Что ж, я в самом деле счастливый человек. Футбол, о котором впервые всерьез задумался в 15-летнем возрасте, стал моей жизнью. Однако для этого мне пришлось пройти долгий, не всегда легкий путь, пробежать сотни километров, пролить ведра пота, съесть с одноклубниками несколько пудов соли.

— И первые литры пота вы пролили в динамовской форме?

— Нет. В первенстве Москвы я начинал играть в юношеской команде "Пламя", а уж потом пошло везение. Я имею в виду прежде всего встречи с замечательными людьми, которые, словно яркими факелами, осветили мне дорогу своими мудрыми советами, подсказали, как мне не сбиться с выбранного пути и быстрей достичь намеченной цели. Первым в ряд таких людей я ставлю Аркадия Ивановича Чернышева. Это потом он долгие годы приводил сборную СССР по хоккею к победам на чемпионатах мира, Олимпийских играх. А тогда, в конце 40-х годов, он работал тренером в футбольной юношеской команде "Динамо", против которой однажды довелось сыграть и мне. Вот в этом-то матче и приметил меня Аркадий Иванович и после игры пригласил в "Динамо". Но я ему благодарен не только за это — Чернышев верно определил мое место на поле: "Виктор, ты цепко отбираешь мяч, соперникам тяжело обыграть тебя, поэтому поиграй у нас сначала защитником, а когда освоишься, то мы переведем тебя в полузащиту". И Аркадий Иванович не ошибся — я все время играл либо защитником, либо полузащитником и без ложной скромности могу сказать, что умело опекал многих советских и зарубежных звезд, включая Пеле. Кроме того, Чернышев любил брать нас на встречи мастеров, и мы не только смотрели игру, но и слушали его разъяснения, почему футболист сыграл так, а не иначе, а как бы мы поступили в данной ситуации. То есть на примере игры взрослых он учил нас более тонко понимать футбол, что потом мне, конечно же, пригодилось.

А по окончании службы в Советской Армии я попал к выдающемуся тренеру Михаилу Иосифовичу Якушину. Это был мудрейший человек с житейским складом ума, любивший все доводить до конца. Считаю, ему не было равных в работе на макетах — он любую мелочь разжевывал нам, придерживался принципа "повторенье — мать ученья". Уроки Михаила Иосифовича помогли мне и как игроку, и как тренеру, а тренерская работа у меня, кстати, началась опять же под его руководством, причем пригласил он меня помогать в сборную СССР на следующий год после окончания моей игровой карьеры. Но Якушин учил нас не только правильно играть в футбол. Сам он прожил нелегкую жизнь и хотел, чтобы у нас было поменьше трудностей за пределами футбольного поля. Помню, когда Глотов собрался жениться, Михаил Иосифович, безошибочно разглядевший в будущей супруге нашего защитника неподходящую пару, предупреждал Володю не торопиться с выбором жены, советовал на всякий случай откладывать деньги на свою сберкнижку. Но Глотов не прислушался к мудрым словам тренера, женился, о чем потом пожалел и трагически закончил жизнь.

В сборной СССР моим учителем стал еще один замечательный специалист — человек большой культуры, интеллигент Гавриил Дмитриевич Качалин. Он многим футболистам не только привил вкус к красивой игре, развил игровое мышление, помог раскрыть способности, но и открыл глаза на вещи, вроде бы не имевшие прямого отношения к футболу. Гавриил Дмитриевич много читал, красиво пел, играл на различных музыкальных инструментах, и общение с ним всегда доставляло нам радость. На моем пути позже встретилось еще немало людей, которые помогли мне стать таким, каким я стал. Как не вспомнить, например, добрым словом Александра Семеновича Пономарева и Александра Александровича Севидова! Прошли годы после смерти великих тренеров, у которых мне посчастливилось играть, и все больше убеждаюсь я в том, как их сейчас не хватает в отечественном футболе.

ПРИЗВАНИЕ - ПЕДАГОГ

— Вы тоже поработали тренером и в сборной СССР, и в "Динамо", тем не менее долго не задержались там и ушли в детско-юношеский футбол. Это что, призвание или понимание того, что работа в команде мастеров для вас непосильная ноша?

— Моя тренерская карьера началась, когда я к ней практически не был готов. Как я уже говорил, Михаил Иосифович пригласил меня в сборную помогать ему через несколько месяцев после того, как я сыграл в "Динамо" последний матч. В 1968 году сборная СССР выступала в финале чемпионата Европы, и после ничейного результата в полуфинале с итальянцами судьбу путевки в финал решал жребий. К сожалению, наш капитан команды Альберт Шестернев не угадал в игре "орел — решка", и нам досталось сыграть матч за 3-е место. Мы его проиграли и в результате заняли лишь 4-е место. Сейчас никого уже не удивляет, что сборная России даже не выходит в финальный турнир, а нас за 4-е место в Европе освободили. Через десять лет меня назначили главным тренером "Динамо", причем произошло это в разгар чемпионата, то есть после того, как мой предшественник и команду укомплектовал, и готовил ее к сезону. Тем не менее мы вышли в финал Кубка СССР и финишировали на 4-м месте, но наши генералы как меня назначили в аварийном порядке, так и сняли. В итоге я вернулся в ДЮСШ, директором которой стал еще в 1975 году (кстати, в команде мастеров я получал зарплату директора школы). А все остальное время моя тренерская работа действительно связана с детско-юношеским футболом. Когда заканчивал играть и задумывался о будущем, то видел себя прежде всего преподавателем, учителем, детским тренером. Интерес к работе с мальчишками у меня был всегда, и занимался я с ними с большим удовольствием. Во мне, считаю, есть педагогическая жилка, умение легко общаться с ребятами, понимать их проблемы, направлять на правильный путь, как это делали мои учителя.

— Но для этого необходимо было не только хорошо играть?

— Верно. Об этом я постоянно думал, когда еще выходил на поле. И первым шагом была школа тренеров, затем окончил военное училище, из сержанта был переаттестован в лейтенанта и завершил службу в звании подполковника. Но итог моего образования — полный курс обучения в Высшей партийной школе, в которой, между прочим, я изучал предметы, не встречающиеся ни в общеобразовательной школе, ни во многих институтах, например, историю искусства. После ВПШ в 1975 году я был назначен директором ДЮСШ.

— Ваша школа подготовила много хороших футболистов, однако в последнее время ее КПД почему-то заметно уменьшился.

— За 26 лет, что я возглавляю динамовскую ДЮСШ, мне посчастливилось побывать с ознакомительными целями во многих странах, и могу с сожалением признать, что у нас условия для подготовки высококлассных футболистов значительно хуже, чем за рубежом. Более того, с каждым годом они ухудшаются. В Москве, например, на многих футбольных полях построены гаражи, торговые палатки, а наша школа, как это ни грустно, платит за аренду полей… родному обществу. Разве это нормально? Стоит ли после этого удивляться, что тренеры многих клубов ищут резервы не в своих ДЮСШ, а за рубежом? И все это, конечно, не может не тревожить нас. Как говорится, за державу обидно.

— Сейчас вы являетесь также и председателем совета директоров "Динамо", и все сказанное вами можно считать упреком и в ваш адрес?

— А чем я и другие руководители "Динамо" лучше других? Нам, например, никак не удается решить тренерскую проблему. Таких колоритных фигур, какими были мои учителя, на горизонте не видно. Поэтому приходится жить и работать по принципу "на безрыбье и рак — рыба", приглашать тренеров, которые живут одними обещаниями, набирают посредственных игроков, в том числе и из зарубежья, а когда понимают, что все это пустые слова, покидают команду.

— Кто 2 июня первым поздравит вас с днем рождения?

— Конечно же, жена Светлана Георгиевна и дочь Ольга. Со Светланой я познакомился чуть больше сорока лет назад, чисто случайно, в компании, не имевшей к футболу никакого отношения. Она, кстати, и на мои матчи ходила очень редко. Ей больше по душе математика. Дочь Ольга тоже мало интересуется футболом. Она окончила Институт международных отношений, работает экономистом, но их прохладное отношение к футболу не отражается на любви ко мне. Так что 2 июня жена и дочь не только будут поздравлять меня, но и сами примут поздравления.


ЦАРЕВ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ

Родился 2 июня 1931 года в Москве. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России. Начинал играть в Москве, в юношеской и клубной командах "Динамо". Во время службы в Советской Армии выступал в армейской команде города Калинина, потом 13 лет играл в "Динамо". В чемпионатах СССР провел 278 матчей и забил 11 мячей. Четырехкратный чемпион СССР, трехкратный серебряный призер, бронзовый призер. В течение пяти лет был капитаном команды "Динамо". В сборной СССР сыграл 12 матчей, участвовал в чемпионате мира 1958 г. в Швеции, в отборочных встречах 1-го Кубка Европы. Был капитаном сборной СССР, выигравшей III Международные спортивные игры молодежи в 1957 году. Работал главным тренером и тренером "Динамо", первой сборной и юношеской сборной СССР. С 1975 года директор специализированной ДЮСШ, председатель совета директоров "Динамо". Награжден орденом Дружбы.

Новости. Архив