Дмитрий Аленичев: Я насторожен
В 1997 году Дмитрий Аленичев провел фантастический сезон -- установил рекорд чемпионата России по количеству голевых передач. Не случайно Дмитрий был признан лучшим футболистом страны. Казалось, что именно с именем этого плеймейкера будет связано будущее сборной России. Однако в играх за национальную команду Аленичев пока так и не сумел блеснуть по-настоящему. Надеемся, что это удастся ему завтра в матче против югов.
— Считаете, вы прогрессируете как игрок или остановились в своем росте?
— Мои лучшие годы остались в "Спартаке", а 1997-й был пиком в карьере. Потом уехал за границу, попал совсем в другую атмосферу и немного потерял себя, стал частым гостем на скамейке запасных. С тех пор выйти на уровень четырехлетней давности так и не смог. Но верю, что мой звездный час еще пробъет.
— Если бы вы удержались на пике, то могли бы стать одним из сильнейших футболистов Европы. От осознания этого не становится грустно?
— Останься я в "Спартаке", и впрямь неустанно прогрессировал бы. Когда я отправлялся в Италию, то прекрасно понимал, что сильно рискую. Но о своем решении не жалею. Не считаю, что заграничная карьера мне не удалась. Другое дело, она могла сложиться более успешно. Как бы то ни было, я приобрел огромный опыт, стал мудрее.
— А что вам дал минувший сезон, который вы провели в составе "Порту"?
— Я остался доволен. Жаль только, что не удалось выиграть чемпионат. В Порту народ горевал: клуб второй год подряд не может взять золото. А ведь наши болельщики в конце 90-х успели к нему привыкнуть.
— С вашим именем в "Порту" связывали основные надежды на чемпионство. В связи с этим отношение руководства и фанатов клуба к вам не изменилось?
— Претензий ко мне нет. Меня в Порту уважают. Но я все же считаю себя частично виноватым. Один из домашних матчей мы сыграли вничью — 0:0. Забей я тогда пенальти, для чемпионства этого вполне бы хватило.
— Я не случайно начал разговор с воспоминаний о 1997 годе. С тех пор от вас ждут маленького чуда. Но в сборной вы его никак не сотворите...
— Я не знаю, почему у меня не все здесь получается. В свое оправдание могу сказать только то, что позиция левого полузащитника мне не нравится, она не моя. Но в центре у нас Мостовой, Титов, Хохлов, Смертин, кому-то надо и на фланге отрабатывать. Приятно, что тренеры мне доверяют. Я стремлюсь оправдывать их доверие, но в полной мере удается это нечасто.
— Другая сложность — взаимопонимание с партнерами. Когда-то вы с Титовым чувствовали друг друга не глядя. Теперь все иначе.
— Тот "квадрат", в который мы играли в "Спартаке", 4 на 4, приводил к выработке автоматизма. Я знал, кто куда побежит и кому как нужно отдать мяч. Вот уже три года, как в "квадрат" почти не играю и варюсь в другом футболе. Так что старые связи подзабываются и на их воскрешение требуется определенное время.
— В "Порту" знают, что такое "квадрат"?
— Не больше раза в месяц в него играем. Жаль, упражнение очень полезное.
— По этой части в "Порту" равных вам нет?
— Предлагаете забыть о скромности?
— Как думаете, если бы проводился чемпионат мира по "квадратам", сборная России, представленная своими атакующими хавбеками, смогла бы его выиграть?
— Да. За рубежом этот элемент не культивируется. Иногда смотришь, как он там применяется, и скептически улыбаешься. Но зато на Западе обращают пристальное внимание на другие, не менее продуктивные вещи.
— Например, на "физику", с которой у вас, несмотря на оставленный позади чемпионат, сейчас вроде бы нет проблем.
— Усталость-то, конечно, чувствуется, ведь сезон я начал очень давно матчами в Интертото за "Перуджу". Но впереди встреча с югославами, и этот факт придает мне силы. Так что свою форму оцениваю как весьма неплохую. К тому же на одну-две решающие игры собраться можно всегда, независимо от того, какие нагрузки ты перенес. До отпуска мне осталось провести три матча (еще один в финале Кубка Португалии). После этого можно будет отдохнуть. Ну а пока работаю засучив рукава.
— Как в португальской команде футболисты отреагировали на то, что вам с вашим одноклубником Друловичем придется биться друг против друга?
— Это предполагаемое событие не прошло незамеченным. Шуток было предостаточно. Одни говорят "сломай его", вторые наоборот, "берегите друг друга", третьи — "играйте вдвоем, на публику". Мы, конечно, с Друловичем поговорили о предстоящем матче. Он рад переменам, которые произошли в сборной Югославии, и тому, что получил приглашение. Любинко понимает, что им нужна победа. Поражение же поставит жирный крест на мечте югов попасть на чемпионат мира.
— Если мы 2 июня победим, а потом еще и четырьмя днями позже возьмем три очка в Люксембурге, на ваш взгляд, уже можно будет воскликнуть: "Здравствуйте, Япония и Корея"?
— На 99 процентов да. Но я прекрасно знаю, что в спорте может случиться всякое. Нам еще ехать на Фареры, которые, между прочим, сыграли вничью со словенцами. Да и Швейцария со Словенией навряд ли просто так отдадут нам очки. Вообще к локальным удачам нужно относиться спокойно, радоваться можно будет только тогда, когда уладятся все формальности. Лично я к нынешнему нашему положению отношусь настороженно.