Среди "люберов" тихонь не бывает
Сегодня Михаилу Бычкову, игроку самого первого золотого состава сборной СССР, исполнилось бы 75 лет. В 1954 году дебют сборной СССР на чемпионате мира и Европы, который состоялся в Стокгольме, завершился победой наших хоккеистов. Опытные соперники, в первую очередь канадцы, ничего не могли поделать с разнохарактерной игрой звеньев советской команды. Особенно впечатляли три тройки нападения, у каждой был свой игровой почерк. Сила третьего звена — молниеносные проходы крайних форвардов по флангам в сочетании с прекрасным умением центрального нападающего Алексея Гурышева послать шайбу с лета в сетку ворот. Одним из крайних в этой тройке, составленной из хоккеистов "Крылышек", был Михаил Бычков.
Его путь в большой спорт был типичным для молодых людей нескольких поколений. Зимой играл в русский хоккей, летом — в футбол, причем футболом он увлекался больше. Во всяком случае первой командой, куда его зачислили в штат, был знаменитый сталинградский "Трактор", который однажды переименовали в "Торпедо". Московские одноклубники сталинградцев переманили правого защитника Алексея Бычкова к себе. Столичные автозаводцы в 1949 году выиграли Кубок СССР, и в цепочке счастливых победителей, совершавших круг почета на стадионе "Динамо", был и Бычков.
В футбол - за "Торпедо", в хоккей - за "Крылья"
Ровно через месяц на том же стадионе "Динамо" был поднят флаг четвертого чемпионата СССР по хоккею с шайбой. В команде "Крылья Советов" в тройке с Петром Котовым и Алексеем Гурышевым появился новичок — Михаил Бычков. Его фамилия ничего не говорила даже самым искушенным поклонникам хоккея. "Так это же футболист "Торпедо", — говорили о дебютанте поклонники футбола, попав на хоккейный матч с участием "Крылышек".
Тогда было очень распространено совместительство — одни и те же молодые люди выступали во всесоюзных соревнованиях по футболу и хоккею, сначала русскому, потом канадскому (одно штатное расписание на два вида спорта). Особняком стоял Борис Запрягаев, который зимой защищал ворота "Крылышек", а летом играл нападающим за "Торпедо" (к этому времени футбольная команда "Крыльев Советов" самораспустилась). Он-то и предложил Бычкову попробовать свои силы в новом для себя хоккее с шайбой. "Наводку" Запрягаеву дал его приятель Анатолий Кострюков, игрок "Крылышек", который вспомнил, что в бытность свою спартаковским "русачом" он приглашал Бычкова в "Спартак", но тот отказался, сославшись на привязанность к родным Люберцам (после окончания в этом городе школы № 1 Михаил играл за местную команду "Сельмаш", довольно приличную).
Бычков сразу заявил о себе — хорошая обводка, волевой, стойкий в силовой борьбе. Он не только закрепился в основном составе, но и вошел в число самых верных кандидатов в сборную Москвы (сборной СССР еще не было). А когда зашла речь о предстоящем нашем дебюте на чемпионате мира и Европы, ни у кого не было сомнений, возьмут ли Бычкова. Из футбола он перенес на хоккейную площадку отвагу, ибо никогда на зеленых полях не боялся плотной опеки, смело шел на сближение с любым соперником. Такое качество очень нужно было любому хоккеисту, отправлявшемуся на стокгольмский чемпионат, тем более что предстояли встречи с канадцами, о которых мы много слышали, но никогда не видели.
На чемпионате мира стал третьим защитником
Бычков на том чемпионате проявил себя великим тружеником. Во время неприятельских атак он действовал в тройке "Крылышек" как третий защитник, всегда успевая занять свое место у наших ворот. А как только шайба попадала к кому-нибудь из советских хоккеистов, Бычков стремительно мчался вперед, отчаянно сражался у бортов, носился за воротами, готовя плацдарм для своего кумира Гурышева, отлично взаимодействуя с Николаем Хлыстовым.
Михаил Бычков как член Клуба Всеволода Боброва забросил в официальных играх 250 шайб (наш славный статистик Олег Беличенко пытается найти голы Бычкова еще в нескольких матчах — за сборную страны и в розыгрыше Кубка СССР), но все-таки это может по сегодняшним меркам показаться маловато. Но подобный результат ничуть не умаляет заслуг Бычкова. Уж кто-кто, а великий Бобров разбирался в достоинствах нападающих. Так вот о Бычкове он говорил так: "Это человек такого склада, что ему прямо-таки доставляло удовольствие создавать условия для прицельного броска партнеров. Он весь был бескорыстие и самоотверженность".
Из пяти шайб, заброшенных Михаилом Ивановичем на чемпионатах мира и Европы, на олимпийском турнире, одна приходится на Игры в Скво-Вэлли в 1960 году, но какая! В матче с американцами, выигравшими золотые медали. Несмотря на сумасшедшую поддержку трибун, наша команда как никогда мощно атаковала. Тем не менее, как вспоминал на днях Юрий Баулин, участник той встречи, шайба упорно не хотела идти в ворота хозяев льда. Это был какой-то рок! В одном из эпизодов Сологубов чуть ли не от центра площадки помчался к воротам и, выйдя один на один с вратарем, "выстрелил". Он настолько был уверен в точности броска, что даже не взглянул на "рамку", а, сделав красивый вираж, посмотрел в сторону скамейки, где располагались наши игроки. Весь его вид говорил: "Вот как надо забивать!" Но Сологубов цель не поразил. Шайба, пулей пролетев мимо голкипера, угодила не в сетку, а в стойку ворот, отскочив далеко в сторону.
Это случилось при счете 1:1. А чуть позже отличился Михаил Бычков. Именно он забил хоккеистам США второй гол. 2:1! Жаль, что в дальнейшем наши защитники в двух случаях не сумели отстоять ворота и матч мы проиграли — 2:3.
Уступил только Стрельцову и Иванову
Став знаменитым, получив в 1954 году после стокгольмского чемпионата звание заслуженного мастера спорта, Бычков все никак не мог расстаться с футболом. Его партнеры по золотому составу отправились отдыхать, а он, облачившись в футболку "Торпедо", пошел играть за автозаводцев в чемпионате СССР. Это был последний случай, когда известный хоккеист продолжал выступать в основном составе футбольной команды мастеров. Тогда, в 1954 году, он провел 21 матч (не участвовал лишь в трех календарных играх). Для сравнения: Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов сыграли по 22 встречи. Через год Михаил Иванович, теперь уже не только чемпион мира 1954 года, но и двукратный чемпион Европы, и серебряный призер только что закончившегося чемпионата мира, попытался вновь выйти на футбольное поле, но ему как игроку сборной СССР в приказном порядке отказали в удовольствии.
Бычков Михаил Иванович
1926 — 1998. Заслуженный мастер спорта. В 1950 — 1962 годах играл за "Крылья Советов" (Москва). Чемпион СССР 1957 года. Провел в чемпионатах СССР более 280 матчей, забросил 208 шайб. Входил в состав команды, выигравшей Кубок СССР в 1951 году (самый первый розыгрыш). В списках лучших игроков сезона значился один раз (в 1960 году). Чемпион первой зимней Спартакиады народов РСФСР (1958 год). Чемпион мира 1954 года. Чемпион Европы 1954, 1955 и 1960 годов. Бронзовый призер Олимпийских игр 1960 года. На Олимпийских играх 1960 года, на чемпионатах мира и Европы провел 21 матч, забросил 5 шайб. Чемпион Всемирных студенческих игр 1953 года.