Три недели на колесах

news

84-я по счету веломногодневка "Джиро д'Италия" в ближайшие три недели будет привлекать внимание не только любителей велоспорта, но и многих других людей, обращающих внимание на крупномасштабные и зрелищные мероприятия, к которым "Джиро", без всякого сомнения, относится. Почти 180 велосипедистов из 20 команд отправятся завтра из Пескары в путь по дорогам Италии и Словении, и только одному из них повезет финишировать 10 июня в Милане в розовой майке победителя.

Характерной приметой "Джиро" во все времена был невероятный ажиотаж в прессе и букмейкерских конторах. Порой кажется, что итальянцы забывают на некоторое время о футболе. Отчеты о гонке помещаются на первых полосах совершенно нейтральных, на первый взгляд, газет, а любители делать ставки на исход матчей в Серии А обнаруживают вдруг невероятные познания в велоспорте. Ставки делаются во множестве и в разных вариантах, однако наибольший банк собирается, традиционно, вокруг имени победителя в индивидуальном зачете.

Hе претендуя на оригинальность, предположим, что судьба его решится на горных этапах "Джиро". Кому удастся лучше проехать по горным дорогам в Альпах и Доломитах: легким и имеющим за счет этого преимущество на подъеме Марко Пантани, Жильберто Симони, Франческо Касагранде или другому, малоизвестному доселе гонщику — покажет "Джиро". Одно можно сказать определенно — эту гонку нельзя выиграть случайно.

"Одногодки", или Немного истории

Возникновением "Джиро" болельщики всего мира обязаны итальянскому изданию "Гадзетта делло Спорт". 2 апреля 1896 газета на заглавной розовой (цвет бумаги, на которой газета издается вот уже 105 лет) странице самого первого номера нового издания сообщалось о старте гонки велосипедистов Милан — Монца — Леччо — Эрба. Анонсированная и организованная самой газетой, гонка стала не плодом фантазии ее издателей, а возникла из слияния проводившихся до тех пор самостоятельных гонок "Иль Циклиста" и "Ля Триплетта".

К своему детищу газета относилась трепетно. Запланированная для выхода в свет два раза в неделю, газета до 1909 года во время проведения "Джиро" выпускала специальный номер, а после 1913 года стала в этот период выходить ежедневно. Кстати, именно в 1909 году гонка стала проходить в привычном формате — то есть стала многодневкой. Примером для нового регламента гонки послужили проводившиеся в то время многодневные гонки автомобилей. Старт первой многодневке был дан 13 мая в 2:35 утра (если так можно сказать) в местечке Лорето. 127 участникам той "Джиро" предстояло проехать 2448 км, прежде чем достичь конечного пункта — Милана. Сделать это смогли лишь 47 человек, а самым быстрым из них оказался некто Луиджи Ганна. Размер приза победителя составил 5325 лир, а последний из доехавших до финиша получил 300 лир. О том, насколько это были значительные деньги, читатель сможет судить хотя бы по тому, что жалованье издателя "Гадзетта делло Спорт" в то время составляло 150 лир в месяц. Нынешняя велогонка принесет своему победителю почти 200 тысяч евро единовременно, не считая премиальных за отдельные этапы, да и велогонщики, занявшие гораздо более скромные места, обижены не будут (например, 25-му полагается 1281).

В настоящее время "Корса Роза", как еще называют "Джиро" в самой Италии, — одно из центральных событий каждого года в спортивной жизни страны. За прошлогодней гонкой воочию наблюдало более 6 миллионов зрителей, а еще 43 миллиона человек следили за "Джиро" благодаря телевидению.

Немного об истории возникновения маек лучших велогонщиков многодневки. Лидер общего зачета едет в розовой майке, что, исходя из вышеизложенного, нетрудно объяснить. Первым примерил такую майку Леарко Гуэрра, выигравший первый этап велогонки в 1931 году. Вообще гонка долгое время была внутриитальянским событием. Да и начав приглашать иностранцев, итальянцы доминировали, позволив гостям впервые выиграть лишь на 33-й по счету многодневке. Случилось это в 1950 году, и первым неитальянским обладателем розовой майки стал швейцарец Хьюго Кобле. Ну а первым россиянином, победившим в общем зачете спустя еще 44 года, стал Евгений Берзин. В 1996 году почин Берзина поддержал Павел Тонков, чья победа является пока последней для наших соотечественников.

Зеленая майка "Горного короля" появилась в 1933 г., а фиолетовая майка "самого активного гонщика" была добавлена в гардероб участников "Джиро" в 1966-м. Правда, последняя изначально была красной. Не испытывавшие больших симпатий к коммунистам, организаторы через четыре года предпочли красному более политкорректный, с их точки зрения, цвет. Кстати, последнюю гонку именно в фиолетовой майке закончил наш Дмитрий Конышев, ставший первым россиянином, выигравшим эту классификацию. До него это удавалось сделать Джамолидину Абдужапарову (1994), но известный еще со времен сборной СССР гонщик тогда уже представлял Узбекистан.

Несмотря на свою чисто мужскую сущность, "Джиро" провозглашал не только королей, но и королев. Случилось это в 1920 году, когда издатель Эмилио Коломбо пригласил Альфонсину Страду участвовать в гонке наравне с мужчинами. Она стартовала под номером 1925, но аварии и иные проблемы приводили к тому, что на каждом из этапов она не укладывалась во временной лимит. Тем не менее отважная гонщица продолжала упорно крутить педали и добралась до Милана, где была встречена овацией публики.

Другой прелюбопытнейший эпизод связан с именем Альфредо Бинда. После того как в период с 1925 по 1929 год он четырежды выигрывал многодневку, организаторы стали умолять гонщика… не участвовать в соревнованиях, поскольку он был намного сильнее всех соперников. Отделаться от Бинда газетчики смогли, только выплачивая ему четыре года подряд по 22 500 лир — столько же, сколько получал победитель "Джиро".

В этом году Россия в Италии будет представлена лишь Дмитрием Конышевым. Самый активный гонщик "Джиро-2000" выйдет на старт в составе очень сильной по составу итальянской команды "Фасса Бортоло". Других наших соотечественников на нынешней гонке не будет. Кто-то, как некогда грозный Евгений Берзин, не проходит в состав своих команд (что тоже свидетельствует о высоком уровне соревнований), чьи-то команды не участвуют в "Джиро". У победителя "Джиро-96", сильнейшего российского шоссейника Павла Тонкова, в этом году особые обстоятельства. Его команда "Меркури" не была приглашена организаторами, и Тонков второй раз за свою карьеру пропустит одну из своих любимых многодневок.

Чемпионат России — это святое

Мы позвонили Павлу в Испанию, где он в настоящее время живет и тренируется.

— Павел, в этом году "Джиро" пройдет без вашего участия. Очевидно, что эта гонка, которую вы в свое время выигрывали, многое значит для вас. Не обидно, что так сложились обстоятельства?

— Чувство досады, что гонка, которую хорошо знаешь и в которой считаешься фаворитом, проходит без тебя, разумеется, есть. Что поделаешь — так иногда бывает, что команда, за которую ты выступаешь, не участвует в велогонке. Я, конечно, мог бы принять участие в "Джиро" самостоятельно, и приглашения от организаторов ко мне приходили. Но после некоторых раздумий все же решил следовать командным интересам и второй раз после 1999 года не поехал в мае в Италию.

— Как вы — участник многих подобных велогонок — могли бы охарактеризовать "Джиро"? В чем ее отличие от других больших многодневок?

— У "Джиро" длинный пролог. У каждого из участников есть почти полторы недели, чтобы осмотреться и оценить силы соперников. Развязка в Италии происходит на нескольких последних этапах. Большая часть пути проходит по равнине, и, в отличие, например, от "Вуэльты", там нет сильных ветров. В то же время довольно длинные этапы заставляют многих гонщиков грамотно расходовать силы, в этом и состоит ее отличие от более скоростной гонки "Тур де Франс". Первые две недели представляют собой своеобразную подготовку, вслед за которой следует стремительная развязка на горных этапах.

— Что нужно гонщику для того, чтобы победить в "Джиро"?

— Рецепт простой — хорошо выступить в разделках и затем не провалиться на горных этапах.

— Кого в нынешней велогонке вы считаете фаворитом и как расцениваете шансы Конышева?

— Считаю, что бороться за победу в этом году будут Касагранде, Пантани, Годди и Савольделли. Однако в нынешнем "Джиро" участвует довольно много иностранных гонщиков, и потому легкой жизни у фаворитов не будет. Что же касается Конышева — я видел его неделю назад. Он не в очень хорошей форме, но, очевидно, к "Джиро" подойдет в оптимальном состоянии. В прошлом году Дмитрий выиграл несколько этапов. Думаю, и сейчас он сможет победить на отдельных участках. Но он — не турнирный боец, и поэтому сражаться за высокое место в личном зачете ему будет трудно.

— Каковы ваши личные планы на ближайшее время?

— В ближайший месяц моя команда примет участие в гонках "Бисиклета Васка" и "Вуэльта Каталония", которые мне хотелось бы выиграть. Кроме того, 29 июня я собираюсь в Москву, где планирую выступить в чемпионате России. Этого старта особенно жду и всегда приезжаю на него с удовольствием.


84-я многодневная велогонка "Джиро д'Италия"
19.05 суббота - Пролог 8 км (Пескара)
20.05 воскресенье - 1-й этап 197 км (Джулианова - Франкавилла)
21.05 понедельник - 2-й этап 146 км (Фоссасесия - Лукера)
22.05 вторник - 3-й этап 144 км (Лукера - Потенза)
23.05 среда - 4-й этап 172 км (Потенза - Монтевержине-ди-Меркоглиано)*
24.05 четверг - 5-й этап 226 км (Авеллино - Неттуно)
25.05 пятница - 6-й этап 153 км (Неттуно - Риети)
26.05 суббота - 7-й этап 238 км (Риети - Монтеварчи)
27.05 воскресенье - 8-й этап 179 км (Монтекатини Терме - Реджо Эмилиа)*
28.05 понедельник - 9-й этап 144 км (Реджо Эмилиа - Ровиго)
29.05 вторник - 10-й этап 198 км (Лидо-ди-Езоло - Любляна)
30.05 среда - 11-й этап 190 км (Блед - Горициа)
31.05 четверг - 12-й этап 136 км (Градиска - Монтебеллуна)
1.06 пятница - 13-й этап 224 км (Монтебеллуна - Пассо Пордои)*
2.06 суббота - 14-й этап 163 км (Кавелезе - Арко)
3.06 воскресенье - 15-й этап 55 км с раздельным стартом (Сирмионе Терме - Сало)
4.06 понедельник - 16-й этап 131 км (Эрбуско - Парма)
5.06 вторник - выходной день
6.06 среда - 17-й этап 138 км (Сан-Ремо) "Циркуито де Фиори"*
7.06 четверг - 18-й этап 234 км (Империа - Ст. Анна-ди-Винадио)*
8.06 пятница - 19-й этап 184 км (Альба - Бусто Аризио)
9.06 суббота - 20-й этап 188 км (Бусто Аризио - Арона)*
10.06 воскресенье - 21-й этап 124 км (Арона - Милан)

* - помечены горные этапы.

Новости. Архив