Итоги
Расширение формата еврокубков, которым УЕФА занимался все 90-е годы, приветствовалось не всеми и не во всем. Но во многом благодаря этой политике мы получили такой "финалище", какой состоялся в Дортмунде. "Алавес" своей провинциальной непосредственностью разрушил тот образ еврокубкового финала, к которому мы привыкли. Точнее — к которому нас приучили.
Гранды часто впадают в академизм. При несомненном мастерстве и умопомрачительной стоимости их звезд игру грандов зачастую смотреть просто скучно: там, где перебор с тактикой, уже не остается места зрелищу и голам. Получается некий эрзац-футбол. Так "Ливерпуль" играл в четвертьфинале с "Порту" (0:0 в гостях, 2:0 дома), потом в полуфинале c "Барселоной" (0:0 в гостях, 1:0 дома). Что было бы, если бы в финале вышел "Кайзерслаутерн"? Наверное, в лучшем случае, 1:0. А скорее — очередная бесцветная ничья, единственным стоящим зрелищем в которой стала бы послематчевая лотерея.
Хвала "Алавесу" за то, что он не гнулся перед грандами, не отступал, сталкиваясь с ними, от своего внутреннего естества — и бил их, доказывая, что внутри кажущегося академизма и напыщенности — обыкновенная солома.
Многие матчи "Алавеса" превращались в триллеры — начиная с самой ранней стадии, где он обыграл турецкий "Газиантеп" - 4:3 на его поле, и заканчивая фантастическим суммарным - 9:2 против "Кайзерслаутерна" в полуфинале.
Дворовый азарт "Алавеса" и академичная сверхосторожность "Ливерпуля" — чья возьмет? Почему-то именно этот аспект, который более чем наглядно отражался в цифрах, заинтриговал больше всего. Вопрос о победителе как-то отошел на второй план: "Алавес" независимо от результата можно было зачислить в моральные победители, а сам матч только подкрепил такой статус — кому еще, скажите, было бы под силу трижды отыграться по ходу встречи такого ранга?
"Алавес" победил. Он обратил "Ливер" в свою веру, заразил его — пусть только на 120 минут — здоровым духом дворового футбола. Выражение лица Магно, когда он, удаленный, покидал поле — разве не было гримасой победителя? Такими были финалы 50-х и 60-х годов. Так играли в 1960-м "Реал" и "Айнтрахт" (7:3), в 1962-м "Бенфика" и "Реал" (5:3). Эти матчи с годами стали классическими и почитаются как эталон. Очень может быть, что триллер с участием "Алавеса" и "Ливерпуля" обретет бессмертие. История рассудит.
"Алавес" во всем выглядел белой (или, в данном случае, розовой) вороной. В каком еще клубе додумались бы до того, чтобы вышить на футболках игроков (интересно, буквами какого размера?) имена всех 13 400 владельцев сезонных абонементов? Розовые футболки готовили в Витории специально к финалу. Готовили, но не учли, что у "Ливерпуля" почти такие же цвета. Усилия пошли насмарку, поскольку преимущество в выборе цветов получили англичане. А "Алавес" переоделся в форму… "Бока Хуниорс".
… Необычный финалист, необычный финал, необычная непосредственность. На короткое время футбол возвратился к своим истокам. Может быть, у "Алавеса" найдутся последователи?