Обломок великой империи
В прошедшее воскресенье в Лодзи стартовала 54-я велогонка Мира. Бывшая на протяжении почти 40 лет одним из главных событий в международном календаре велогонщиков восточной Европы, пережившая затем пять лет безвременья, велогонка сейчас медленно возрождается. Впрочем, прежнего значения, больше даже культурно-политического, нежели спортивного, эта легендарная многодневка, очевидно, не обретет уже никогда.
ГОНКА "ЛУЧШИХ ПАРНЕЙ"
Старт самой первой велогонки Мира был дан 1 мая 1948 года одновременно в Праге и Варшаве. Из столицы Чехословакии в путь длиной 1104 километра отправились 56 гонщиков, из которых положенные регламентом 7 этапов до столицы Польши смогли преодолеть лишь 29. Лучшим из них был югослав Александр Зорич, а в командном зачете первенствовала сборная Польши. Параллельная гонка из Варшавы в Прагу была короче на два этапа и почти на 300 километров, что позволило ее участникам добраться до финиша практически без потерь. Победителями здесь стали также представитель Югославии Аугустин Просеник и сборная Польши.
Идейными вдохновителями тех гонок были газеты "Руде Право" и "Трибуна Люду". Послевоенная политика сотрудничества восточноевропейских стран требовала поиска всех мыслимых путей международного сотрудничества, и два славянских соседа искали эти пути весьма интенсивно. Условия, в которых проходила первая велогонка, вполне соответствовали состоянию всей послевоенной Европы. Ужасающее состояние дорог и, как следствие, частые поломки велосипедов вынудили многих гонщиков досрочно закончить борьбу. Не обошлось без курьезов. Так, на финиш шестого этапа велогонки победитель предыдущего - чех Эман Крейц прибыл на 10 минут раньше машины жюри. Поломка судейского транспорта вынудила его водителя остановиться, а когда неисправность была устранена, догнать Крейца уже не представлялось возможным, поскольку гонщик… поехал другой, более короткой дорогой. Доказать, что победитель сделал это умышленно, судьи не смогли и после бурных дебатов присудили "нарушителю" победу.
Характерными чертами тех далеких лет, сохранившимися до наших дней, являются символы велогонки: голубь мира и устоявшееся официальное наименование, звучащее, как это ни парадоксально, на французский манер: "Course de la Paix Прага - Варшава - Берлин".
Советские спортсмены впервые приняли участие в велогонке Мира в 1955 году. К тому времени многодневка успела приобрести широкую известность. Категорический запрет для профи участвовать в Олимпийских играх и чемпионатах мира делал контингент участников велогонки очень сильным, и не случайно многие герои "Course de la Paix", уходившие затем в профессионалы, добивались там серьезных успехов. Советская сборная начала довольно скромно, но быстро освоилась и уже на следующий год выиграла командное первенство, а еще через пять лет Юрий Мелихов стал победителем личного зачета.
Период с 1954 по 1968 год летописцы велогонки называют "золотой эпохой". На старт выходило до полутора сотен велосипедистов со всей Европы. Герои тех лет голландец Пита Дамена (впоследствии победитель "Тур де Франс"), немец Таве Шур, Клаус Амплер, Алекс Пешлер, наш Виктор Капитонов и чех Павел Долежал пользовались огромным авторитетом во всем мире. Называвшаяся на Западе "Майским туром", велогонка имела в те времена прессу, которая конкурировала с "Джиро" и "Тур де Франс".
"SBORNAJA KOMANDA"
Торжество демократии закончилось с вводом советских танков в Прагу в августе 1968 года. Очередная велогонка Мира прошла без участия сборной Чехословакии и без этапов на территории этой страны. Через год традиционный маршрут был восстановлен, но вернуть прежнюю атмосферу дружбы и зрительского воодушевления не удалось. Политика холодной войны оказалась сильнее велогонки Мира. Западноевропейские сборные все еще участвовали в "Майском туре", но прежних эмоций он у них уже не вызывал. Как отражение этой тенденции - факт из статистики: единственным за 20 лет (с 1969 по 1989 г.), до падения Берлинской стены, победителем, не являвшимся представителем восточного блока был француз Жан-Поль Дангильемм (1969 г.). В командном же первенстве доминировала сборная СССР, которой противостояли гонщики ГДР при периодической поддержке поляков. Сила советской сборной тех лет вошла на велогонке Мира в поговорку. У наших соперников появился даже термин "Sbornaja Komanda". Основу той сборной составляли выдающиеся спортсмены. Для советских велосипедистов велогонка Мира была практически единственной рейтинговой многодневкой, в которой можно было показать, чего ты на самом деле стоишь. Гонщики из ГДР, ЧССР, Польши от своих советских коллег в этом смысле отличались немногим. Оттого и ставка каждого велосипедиста в борьбе между этими командами была весьма нешуточной. Стоит ли говорить, что самая высокая мотивация была у "Сборной Команды". Именно в то двадцатилетие советские велосипедисты пять раз подряд выигрывали личный зачет и семь раз подряд (и то и другое - рекорд велогонки) командный. Имена героев тех лет Ааво Пиккууса, Сергея Сухорученкова, Александра Аверина, Шахида Загретдинова вписаны в историю отечественного да и мирового велоспорта золотыми буквами. Бороться нашим спортсменам также приходилось с великими гонщиками - Рихардом Шурковским и Станиславом Шоздой (Польша), Олафом Людвигом и Уве Амплером (ГДР), Яном Сворадой (ЧССР). Престижность велогонки Мира, пусть и в несколько усеченном варианте, в конце 70-х - начале 80-х была огромной. Никто из тогдашних зрителей или участников велогонок и представить не мог, что через каких-нибудь 10 лет главное событие в календаре восточноевропейских велосипедистов едва не исчезнет бесследно.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
37 лет с перерывом на 1969 год знаменитая многодневка проезжала через столицы трех соседних государств. В 1989 году это произошло в последний раз. Велогонка Мира и Берлинская стена начали "падать" одновременно, только стена рухнула мгновенно, а велогонка приходила в упадок несколько лет, теряя в популярности, соревновательном уровне, ветшая, будто Колизей, немой свидетель Великой Империи. Уже со следующего года гонка стала проходить лишь в двух странах. В 1992 году велогонку в последний раз приняла столица (Берлин), а со следующего года она стала проходить исключительно на территории Чехии. Еще через год "Course de la Paix" перестал быть соревнованием сборных команд. Собственно, соревнованием именно сборных гонка перестала быть гораздо раньше, страны-участники присылали главным образом резервистов, но в 1995 году исчез даже этот формальный статус, и гонка стала локальным событием, получив в реестре Международного союза велосипедистов (UCI) один из самых низких рейтингов - 2,5. Неудивительно, что интерес зрителей, привыкших лицезреть яркий фестиваль велоспорта, быстро сошел на нет. Велогонка Мира в ее современном виде мало чем отличается от сотни себе подобных. В последние три года спонсоры, пытаясь сыграть на ностальгических чувствах, реанимировали многодневку в ее прежнем формате, а в этом году она вновь проходит по территории трех стран. Правда, ни в одну из столиц тур не пустили - рейтингом не вышел, сейчас он составляет 2,3. Это, например, ниже, чем у проходящих параллельно "Джиро д'Амбрузо" и "Тур Романдии", хотя несколько выше, чем у "Четырех дней Дюнкерка". Среди соискателей титула победителя громких имен найдешь не много. Из 20 заявленных команд шесть входят в элитную группу, но зрителя не должны обманывать их громкие названия. "Дойче Телеком", "Мапеи", "Фестина" и им подобные - не более чем вывески, за которыми скрывается глубокий резерв авторитетных команд.
Ну а что же мы? Последним российским велогонщиком, сумевшим достойно отметиться на туре, который СССР 20 раз выигрывал в командном и 9 в индивидуальном зачетах, был Сергей Иванов, сумевший пять лет назад в составе команды "Лада-ЦСКА" занять третье место в личном первенстве. С тех пор никто из наследников легендарной "Сборной Команды" в велогонке Мира не солировал. Очевидно, в этом есть какая-то закономерность. Это прозвучит обидно, но мы в очередной раз предали то, что с таким жаром отстаивали на протяжении многих десятилетий. В этом году среди 132 гонщиков двое наших соотечественников: Артур Бабайцев и Эдуард Грицун.
В последние годы многие из гонщиков, участвовавшие раньше в велогонке Мира, взялись за восстановление ее доброго имени. Да и в Федерации велосипедного спорта России (5 декабря 2000 года был избран ее новый руководящий комитет) заявили что в ближайшие год-два мы сможем выставлять на велогонку собственную команду.